Космическое творение курян и перуанцев
Есть еще в старинных селениях Республики Перу жители, которые при виде белокожих людей словно отказываются верить своим глазам и даже пытаются их коснуться, чтобы убедиться в реальности происходящего. Это странное, но уже редкое явление должно в скором времени исчезнуть. Возведенные "мосты" между различными нациями и расами крепнут день ото дня. Россияне и перуанцы в этом отношении не исключение. С чувством особой гордости надо отметить, что Курск является одним из связующих звеньев между нашими народами.
ВО БЛАГО НАУКИ
Повод, собравший нас вчетвером, в своем роде уникален. Дело в том, что студенты одного из престижных перуанских университетов UNI (Национальный инженерный университет), расположенного в столице Республики - городе Лиме, совместно с курскими студентами из Юго-Западного университета создали космический микроспутник. Назвали первый плод сотрудничества "Часки-1", что означает "гонец".
А собравшиеся четыре человека - это ректор перуанского университета Аурелио Падия РИОС; Валерьян ПИККИЕВ, доцент кафедры конструирования и технологии электронно-вычислительных средств при ЮЗГУ, руководитель центра космической связи; переводчица Светлана и ваша покорная слуга. Сеньор Аурелио рассказал, что тесное научное сотрудничество с курянами длится вот уже пять лет. Это даже подтолкнуло его к изучению русского языка.
- Начальный этап его постижения кажется большим и очень трудным. В вашем языке немало длинных и сложных слов, в испанском они, напротив, короче и легче. Тем не менее, я не считаю возникающие трудности большими препятствиями. С моей стороны необходимо прикладывать больше усилий, что я и делаю, - поделился ректор.
К сути разговора собравшихся вернул мой вопрос:
- Что же удалось сделать совместно за эти пять лет?
- Мы плодотворно поработали в развитии спутниковых программ. "Часки-1" сконструировали совместно, разделив обязанности пополам. Студенты UNI спроектировали его, затем собрали, а уже в стенах курского университета в лабораторных условиях спутник подвергся практическим испытаниям. Рабочую группу возглавлял Валерьян Пиккиев.
Попутно Валерьян Алексеевич добавляет:
- В нашей лаборатории находится камера, внутри которой созданы космические условия, в ней даже есть искусственное солнце. Все испытания "Часки" прошел успешно, и сейчас он направлен в ракетно-космическую корпорацию «Энергия», в город Королев, так называемый Центр мировой пилотируемой космонавтики.
- Возможно, что-то в нашем спутнике придется еще доработать, - замечает ректор перуанского университета. - Будем ждать вердикт из Королева. Но это пока что первый проект. Параллельно мы развиваем еще один. Планируем построить микроспутник в форме шестигранника и весом до 50 килограммов. Его рабочее название "Радиоскаф - 3". После запуска с Международной космической станции он будет исследовать космическое пространство на высоте 390 километров. Обязанности по изготовлению мы снова поделили поровну.
- Насколько, по вашему мнению, необходимо это научное сотрудничество для обеих сторон?
- Мы постоянно обмениваемся полезной информацией. Это очень важно! Не всегда можно увидеть такое тесное взаимодействие даже между вузами одной страны. Помимо научной составляющей, уверен, это сотрудничество укрепит добрые отношения между Россией и Республикой Перу. Я вспоминаю первый год нашего общения. Тогда сложность состояла уже в прохождении паспортного контроля. Сейчас этот процесс значительно упростился. Теперь и в Перу, и в Россию можно приехать без визы. Видите, какие большие шаги мы делаем навстречу друг другу. Кстати, в России я не в первый, а уже в третий раз. Побывал не только в Курске, но и в Москве, Санкт-Петербурге и некоторых других городах.
Валерьян Алексеевич ко всему прочему дополняет, что для перуанцев это первый космический спутник. Опыта в их строительстве ранее они не имели:
- Наше общее дело позволяет воспитать из студентов перуанского вуза специалистов совершенно нового образца, освоивших современные технологии. С политической точки зрения это также немаловажно. С Южной Америкой у нас всегда были хорошие взаимоотношения, и их надо поддерживать.
Следующий вопрос, адресованный иностранному гостю-соратнику, не мог не заинтересовать меня.
- Насколько же далеко продвинулась российская космонавтика?
- Россия - пионер по строительству космических аппаратов. Запустив первый спутник в 1957 году, она получила всемирное признание. Я побывал во многих музеях, экспонаты которых отразили поэтапное развитие российской космонавтики, посетил также центр подготовки космонавтов имени Юрия Гагарина. Увидев центрифугу, я сказал сопровождавшим меня, что не хотел бы быть космонавтом.
Мы только начинаем свои первые исследования в космосе, и у России, несомненно, есть, чему поучиться. На сооружение масштабных космических аппаратов мы не претендуем.
- Есть ли среди перуанских студентов желающие стать космонавтами или продолжить свою деятельность по строительству спутников в России?
- В магистратуре ЮЗГУ учатся четыре студента, выпускники UNI, которые постигают области телекоммуникации, электроники, механики. В мае они снова должны приехать к вам, чтобы защитить свои магистерские диссертации. Пятеро других бакалавров, окончивших UNI, приезжали в Курск для проведения испытания спутника. Не хотелось бы отвечать за них, но, думаю, поработать в каких-либо научно-исследовательских центрах они не отказались бы.
Валерьян Пиккиев в свою очередь поясняет:
- Когда мы были с ответным визитом в Перу, многие студенты спрашивали у нас: "А как стать космонавтами?" Так что желание у них есть и большой потенциал тоже. Приехавшие к нам на испытание спутника перуанцы - очень талантливые ребята. Кстати, у нас они впервые увидели снег, встали на лыжи и не побоялись искупаться в купели Коренной пустыни.
С МИРУ ПО НИТКЕ
Между тем Аурелио Падия Риос был вынужден нас покинуть, и мы с Валерьяном Алексеевичем отправились в ту самую лабораторию, где спутник выдержал свои первые испытания.
За чашкой ароматного кофе, привезенного из Перу, мой собеседник поведал, как вообще зарождалась идея конструирования космических спутников в нашем областном центре и как далекий перуанский университет стал ни много ни мало партнером, заинтересованным лицом в принятии российского опыта в области космонавтики. И, кстати, зачем им этот опыт?
Юго-Западный государственный университет сейчас является одним из немногих в стране, имеющим лицензию на космическую деятельность. Похвастаться ее наличием могут разве что престижные столичные вузы и единицы в провинции. Всего же таких высших учебных заведений пять.
Лет пятнадцать назад Валерьян Алексеевич, будучи руководителем радиоклуба "Спорадик", задался идеей связаться с экипажем американских космонавтов. "А почему американских?" - спросили у него. И действительно, ведь есть свои, русские. Так связь с экипажем международной космической станции стала осуществляться с завидной периодичностью. Со временем Валерьяну Алексеевичу в силу своей профессиональной деятельности посчастливилось лично познакомиться со многими русскими космонавтами и с Сергеем САМБУРОВЫМ, правнуком Константина Циолковского, ведущим специалистом Ракетно-Космической Корпорации "Энергия" имени С.П. Королева. Рабочие контакты переросли в крепкую дружбу.
- Сергей Николаевич фонтанировал идеями. Что сказать, генофонд Циолковского! - говорит Валерьян Пиккиев.
Одна из них заключалась в следующем: скафандр, который отработал свой срок, подвергается сжиганию в атмосфере. Сергей Самбуров предложил не сжигать его сразу, а установить в нем аппаратуру и запустить в свободный полет. Конечно, со временем он сгорит, но до того, как он самоликвидируется, сможет принести немалую исследовательскую пользу и стать в некотором роде спутником. Проект принялись активно реализовывать.
- Я очень благодарен Владыке Ювеналию. Казалось бы, религия и космос несовместимы, но он благословил это дело, - вспоминает Валерьян Алексеевич.
Однажды Николай ФРОЛОВ, директор Центра научно-технического и инновационного сотрудничества с ибероамериканскими странами, в ЮЗГУ предложил открыть, что называется, новую "дверь" во взаимоотношениях с Южно-Американским континентом. Перуанский ректор тут же заинтересовался предложением и пригласил курян к себе. Переговоры длились около года. Ректор UNI (потомок инков) оказался, как сейчас любят говорить, продвинутым человеком и уделил максимальное внимание этому сотрудничеству, совершенно не имеющему коммерческой подоплеки.
- Их интересует происхождение техногенных катастроф, - объясняет Валерьян Алексеевич. - В Перу часто происходят землетрясения, извержения вулканов, и они хотят найти способ обезопасить себя. К тому же, они намерены изучать газовые выбросы в атмосферу, грозовые разряды, звуковые частоты. Если говорить о созданном нами спутнике, то он имеет две основные задачи: образовательную и научную. Студенты учатся с нуля создавать такую сложную аппаратуру. Чтобы ее сконструировать, необходимы глубокие познания в физике, математике. Поэтому из ребят мы выбираем самых лучших. Это не просто инженеры. Это самые эффективные инженеры из всех. Если они освоят этапы конструирования космической техники, то и любая другая аппаратура будет им подвластна. Научная задача заключается в том, что с помощью малых спутников мы отрабатываем самые элементарные способы исследования космоса: какие там находятся частицы, как они расположены, каким образом влияют на нашу планету.
Так с миру по нитке удалось прийти к интересному сотрудничеству с Республикой Перу. Хорошо, когда есть энтузиасты, страстные любители своего дела, способные воплотить достойную идею в реальность!
Серафима МАЛАХОВА