Курск

общественно-политический еженедельник

12+

Фильмы, которые изменили мир киноиндустрии

«Выход рабочих с фабрики Люмьер» был самым первым кинофильмом, когда-либо вышедшим на экраны. Снятое братьями Огюстом и Луи Люмьер в 1895 году действие только называлось так, а представляло собой лишь черно-белые кадры, на которых сотрудники завода покидали здание в конце рабочего дня. Продолжительность «фильма» - 47 секунд. В те времена кино было настолько свежей идеей, что просто видеть что-либо на экране считалось почти волшебством.

Сегодня достижения в области технологий позволяют кинематографистам делать то, что ранее казалось невозможным. К примеру, в картине 2013 года «Гравитация» с Сандрой Буллок и Джорджем Клуни режиссер Альфонсо Куарон использовал непрерывно движущуюся камеру, чтобы дать зрителю ощущение нахождения в космосе вместе с главными героями.

Актеры были привязаны к одному месту в течение нескольких часов, в то время как огромные светодиодные панели, окружавшие их, передавали особый свет. Это дало очень реалистичные изображения космонавтов, двигающихся в космосе.

Путь от рабочих, покидающих фабрику, до «Гравитации» был очень длинным, и к его прохождению приложили свои усилия огромное количество инженеров, изобретателей, кинематографистов, режиссеров, сценаристов и актеров. Ниже представлен список из фильмов, иллюстрирующих этот путь.

«Броненосец Потемкин» (1925)

Кто сказал, что пропаганда – это плохо? Этот маленький кусочек истории кино был создан, чтобы воздать должное первым русским революционерам, но попал под волну полного неодобрения.

Немой фильм рассказывает историю восстания 1905 года, когда российские моряки решили помешать тирании, творившейся на борту судна, однако были подавлены, когда плохие парни, в данном случае казаки, пришли искать возмездия.

Это история в пяти действиях. «Одесские шаги» является наиболее заметным из них, выделенным режиссерами, учеными и любителями кино как важный прорыв в искусстве редактирования.

Сергей Эйзенштейн был одним из первых, кто использовал монтаж ­ редактирование серии кадров в нужной последовательности. Это он проделал, создавая кульминационный момент разрушения, которое происходит, когда казачьи войска вторгаются в город, и одновременно с этим на экране показываются судьбы местных жителей и одного очень несчастливого ребенка.

«Броненосец Потемкин» был запрещен к показу в нескольких стран ах, в том числе, по иронии судьбы, и в Советском Союзе во время сталинской эпохи. Иосиф Сталин боялся, что фильм может спровоцировать бунт против его репрессивного режима.

«Генерал» (1926)

До того, как появились Джейсон Борн и детектив Джон Макклейн, всеобщим героем был Бастер Китон. Он был крестным отцом многих появившихся в последствии экранных героев. Звезда немого кино делал все свои трюки сам, начиная с непреднамеренного падения с лестницы в возрасте шести месяцев. Так или иначе, но Джозеф Фрэнсис Китон оказался целым и невредимым, а Гарри Гудини, находившийся тогда поблизости, поднял его и сказал, что малыш самый настоящий бастер («buster» синоним «fall» – падение).

Он подготовил почву для широкого круга актеров, которые следовали его примеру, начиная от Билла Мюррея и Алека Болдуина и заканчивая Майклом Серой и Заком Галифинакисом.

«Генерал» ­ это Китон в своем лучшем проявлении. Он написал сценарий, снял и снялся в фильме эпохи гражданской войны. В двух серьезных сценах погони продемонстрировал весь свой спектр талантов: перемещение между вагонами движущегося поезда, прыжки над пылающим мостом и уклонение от пушечного ядра.

«Певец джаза» (1927)

Фильм, который первым сломал звуковой барьер в кинематографе, открыв новые горизонты с помощью добавления диалогов в производство фильмов. Это был серьезный прорыв, поэтому лента заработала первую почетную награду Киноакадемии за технические достижения.

На съемках использовали тогда новую технологию под названием «Витафон». Система «звук на диске» требовала, чтобы звукооператор синхронизировал граммофонные записи со звуками фильма с целью воспроизведения записанных диалогов и мелодий. Это был робкий, но очень важный шаг. «Песни и несколько диалогов, созданные с помощью «Витафона», были сделаны очень ловко», ­ написали тогда в рецензии на фильм в «Нью­Йорк Таймс».

Хотя «Витафон» и другие подобные технологии вскоре были заменены на усовершенствованные технологии «звук на пленке», они все равно продолжали использоваться вплоть до 1940­х годов.

«Гражданин Кейн» (1941)

Это рассказ об американской мечте, частично основанный на книге о Гэтсби. Данная лента часто занимает первые строчки в списке лучших картин всех времен. «Гражданин Кейн» повествует о злополучных поисках славы издательского магната. Созданный Орсоном Уэллсом и Германом Манкевичем фильм рассказывает о жизни реально существовавшего медиа­магната Уильяма Рэнольда Херста.

Уэллс, помимо режиссирования, также снялся в этом кинематографическом шедевре, установив планку для создания фильмов еще на пару ступеней выше.

Он использовал в ленте непоследовательные по времени действия, флэшбеки, чтобы захватить внимание зрителя, который до конца остается заинтригованным последовательностью происходящего и ищет разгадку.

«На последнем дыхании» (1960)

Именитые кинорежиссеры, такие как Уэс Андерсон и Квентин Тарантино, должны отдать должное Жан­Люку Годару и Франсуа Трюффо. Эти титаны французской Новой Волны задали курс своему «американскому потомству», выпустив несколько самоосознанных фильмов, которые использовали новые методы, чтобы рассказать старые истории.

«Французская Новая Волна оказала влияние на всех кинематографистов, которые работали после, независимо от того, видели они этот фильм или нет, ­ сказал Мартин Скорсезе. ­ Это абсолютное погружение в кино».

Будучи главным фильмом Новой Волны, «На последнем дыхании» является самым известным среди киноманов из­за широкого использования здесь другого уровня монтажа. Годар под разными углами снимал один и тот же объект, чтобы показать течение времени. Такая техника также дала фильму остроту, с которой автор рассказывает историю. С тех пор этот метод стал регулярно использоваться, чтобы придать ленте напряженности.

«8 1/2» (1963)

Итальянский культовый режиссер Федерико Феллини создал (автобиографическую?) историю о затравленном продюсере, у которого возникли некоторые проблемы с получением разрешения на запуск своего последнего проекта.

Фильм ­ это сюрреалистическое сочетание мечты, фантазий и реальности, которые переплетены таким образом, что зритель должен сам для себя понять, что есть что. Картина начинается со сна, в котором главный герой Гвидо застрял в невероятной пробке и не может даже выйти из своего автомобиля. Тогда он начинает выплывать из авто прямо к облакам, однако обратно на землю его возвращает веревка, привязанная к лодыжке. В своем уме он побывал везде, пока проект его фильма лежал без дела.

Свободная форма фильма помогла будущим режиссерам вырваться из уз традиционной, линейной истории. Она открыла двери многим поколениям режиссеров­сюрреалистов, включая Дэвида Линча, Терри Гиллиама, Даррена Аронофски и Мишель Гондри.

«2001: Космическая одиссея» (1968)

Один маленький шаг для человека, один гигантский скачок в области создания спецэффектов. Стэнли Кубрик заставил киноиндустрию переосмыслить грани возможного с его галлюциногенным изображением эволюции, двух обреченных астронавтов и говорящим компьютером по имени HAL.

Последствия того, что Стивен Спилберг назвал фильмы его поколения «большим взрывом», до сих пор ощущаются в научно­фантастических лентах типа «Начала».

Фильм продолжается два с половиной часа, диалогов же в нем на 40 минут. Кубрик в данном случае полагался в первую очередь на изображения, музыку и различные аудиоэффекты, а также на проникающее молчание, чтобы направить зрителя на путь путешествия через космическое пространство.

Настоящая ценность фильма заключается не столько в его истории, сколько в используемых визуальных спецэффектах. Эти техники с тех пор использовались в целом ряде научно­фантастических фильмов, начиная от «Звездных войн» Джорджа Лукаса.

«История игрушек» (1995)

Фильм вышел в период подъема «Пиксар». Без него не было бы ни «Корпорации монстров», ни «В поисках Немо», ни «Вверх», не говоря уже о второй и третьей частях «Истории игрушек». Он открыл абсолютно новые грани кино, был первым, полностью созданным с помощью компьютерной графики (CGI). Сегодня данная практика повсеместно используется в киноиндустрии. Это также один из тех редких детских фильмов, остроумные диалоги которого адресованы как детям, так и взрослым.

«История игрушек» стала тем кино, благодаря которому в 2001 году в Академии кинематографических искусство и наук появилась новая номинация на Оскар – «за лучший анимационный фильм».

«Аватар» (2009)

Режиссер Джеймс Кэмерон, выпустив фильм «Аватар», установил новые стандарты для научной фантастики, смешав живое действие с компьютерными спецэффектами. Актеры делают свою работу в виртуальных 3D мирах, чья яркость и уникальность буквально выскакивает с экранов.

Альтернативная реальность ­ это то, что ранее никто никогда не видел. Среди нововведений, созданных для этого фильма, были захват движений персонажей­аватаров, который мог записывать выражения лица актеров, и камера, которая позволяла режиссеру в режиме реального времени видеть, как персонажи­аватары (созданные на «основе» реальных актеров) взаимодействуют с виртуальными мирами.

Безусловно, история, рассказывающая о футуристической военной миссии США на планету Пандора, ­ это ярчайший образец потрясающих визуальных эффектов.

Фильм вывел 3D на совершенно новый уровень. Слишком рано говорить о долгосрочном воздействии этого фильма на научно­фантастический жанр, но можно с уверенностью сказать, что ничего подобного пока не было.

http://www.infoniac.ru