Курск

общественно-политический еженедельник

12+

Они были первыми!

Полагаю,  многие согласятся со мною, что Юрий Гагарин является не только космонавтом №1 и офицером-героем, но более всего - всенародным любимцем великого Советского Союза! Но не только мы, соотечественники, гордились и восхищались его подвигом. Известно, что даже зарубежные знаменитые киноактрисы считали за честь получить от Юрия Алексеевича автограф. Я вспоминаю, какое ликование и радость прокатились по стране 12 апреля 1961 года (да и в последующие дни), когда космический корабль «Восток» вышел на орбиту, неся в специальной круглой кабине-капсуле сына земли - Гагарина! И пусть это был кратковременный виток над Землей, но лететь на ракете в космос Гагарину пришлось-то самому первому! А первым, как известно, всегда очень трудно…

Помню, как встречала Москва космонавта №1. Эту встречу транслировали на весь мир! Такого массового выхода людей на улицы, по-видимому, не было с тех довоенных лет, когда столица Родины широко и дружно встречала челюскинцев, папанинцев, а также героев-летчиков, которые рискуя жизнью вывозили людей из ледового плена, а еще экипаж Валерия Чкалова, совершивший беспосадочный перелет в Америку через Северный полюс. После полета Юрия, с небольшими перерывами, в космос ушли ракеты и с его товарищами. И я, будучи еще мальчишкой, решил тогда, что надо запомнить их имена - хотя бы самых первых космонавтов. И придумал нехитрое словосочетание, взяв по две первые буквы из их фамилий, а из последней фамилии – три буквы. Слово получилось длинное, но зато помню до сих пор в точном историческом порядковом строю первопроходцев космоса. Это Гагарин, Титов, Николаев, Попович, Быковский, Терешкова! За ними было еще много других «космических братьев», но как-то незаметно эта неординарная работа в космосе превратилась чуть ли не в обыденную, однако ощущение тогдашней мощи нашей науки и техники, наверное, в таком ликовании уже более никогда, увы, не повторялось, как в памятном шестьдесят первом. А с началом девяностых годов ХХ века начался «обратный отсчет» в развитии промышленности и кораблестроения, отбросивший нас на много десятилетий назад. Как показали нынешние горестные события на Украине, мы не должны быть слабыми, в то время когда США считают себя вправе(!?) навязывать свои условия. Поэтому я рад, что наш президент продемонстрировал волю и решимость в вопросах независимости России от «забугорных дирижеров от политики». 

ДОБРЫЙ ПОЧИН КУРСКИХ ШКОЛЬНИКОВ

Я расскажу о кораблях, которым было присвоено имя всеобщего любимца СССР. Уважаемые читатели вправе спросить, а какое отношение имеет Юрий Гагарин к Курской области и уж тем более гражданские суда, названные его именем? Ну, во-первых, куряне, как и другие жители нашей необъятной Родины, вправе гордиться и восхищаться космическим первопроходцем, а стало быть вправе называть его именем и улицы, и даже поселки. А во-вторых, есть и еще некоторые «обстоятельства», которые делают честь городу Курску в процессе увековечения памяти героев космоса. Но для этого нам придется вернуться на пятьдесят лет назад. 

Поведаю уважаемым читателям, что коллектив школы-интерната №1 города Курска выступил в 1963 году с инициативой – присвоить одному из новых кораблей имя Юрия Гагарина. Школьники даже принимали участие в сборе металлолома и хотели, чтобы данный металл пошел на строительство этого теплохода. Более того - десятиклассники школы-интерната №1 в августе того же года на грузовой автомашине (в те времена мне и самому не раз приходилось ездить в кузовах грузовиков, специально оборудованных для перевозки людей) совершили поездку в Крым! Из Симферополя они с рюкзаками в пешем порядке отправились в поход по Черноморскому побережью. В Ялте ребята посетили дом-музей русского писателя Антона Чехова, Воронцовский дворец, совершили прогулку по морю, побывали в панораме обороны Севастополя, встречались с моряками. Не остался без внимания юных курян и пионерский лагерь «Артек»! Как видим, программа у ребят была очень насыщенной.

Но более всего, конечно, неизгладимые впечатления остались от встречи школьников с космонавтами Юрием Гагариным и Павлом Поповичем! Произошло это в Гурзуфе, где космонавты находились на отдыхе. Приятно сознавать, что офицеры откликнулись на просьбу старшего воспитателя школы А.И. Высоцкого и в назначенный срок в одном из уголков Гурзуфа состоялась встреча Юрия Алексеевича и Павла Романовича с курскими ребятами. Кто-то из девчат предложил сфотографироваться на память. Герои не возражали. Тогда же классный воспитатель Б.П. Молчанов и сделал исторический снимок, на котором курские школьники запечатлены рядом с Юрием Гагариным и Павлом Поповичем...

Я пытался более подробно узнать об этой поездке в Крым, найти кого-то из бывших школьников и разыскать волнующий фотоснимок той давней встречи. Для этого обращался за помощью в лицей-интернат №1 города Курска. К сожалению, видимо, за прошедшие полвека материалы о поездке учеников этой школы в 1963 году в Крым и встрече с космонавтами затерялись в архивных бумагах… 

КОРАБЛИ ИМЕНИ КОСМОНАВТА-1

Не исключено, что когда-то в школе-интернате №1 хранилась и та крымская фотография, может, было и фото теплохода «Юрий Гагарин», но мне не удалось пока узнать, какому судну было присвоено именно тогда (в 1963-1965 годах) имя Гагарина. Но могу сказать точно, что ходил по рекам пассажирский теплоход «Герой Юрий Гагарин» проекта 305 венгерской постройки. В 1959 года его нарекли «Днестр», а в 1961 году переименовали в «Героя Ю. Гагарина». До сих пор в строю находится красавец-пассажирский теплоход «Космонавт Юрий Гагарин» второй серии проекта 588, построенный в 1958 году в Германии (тогда ГДР) в городе Висмар. Он с новостроя имел имя «Кавказ», в 1961 году был переименован в «Космонавт Юрий Гагарин». В Москве у Речного вокзала на Химкинском водохранилище лет десять назад я видел несколько больших пассажирских лайнеров этого типа, ошвартованных у причала. Поразило, что пассажирами этих лайнеров были в основном пожилые иностранцы. Сейчас-то туристические круизы на подобных теплоходах для своих пенсионеров недешевы. Вроде бы у пирса стоял и «Космонавт Юрий Гагарин». Этот теплоход ходил тогда в круизы по Золотому Кольцу, а еще в круизы Москва – Санкт-Петербург – Москва, Москва – Астрахань, а также на Соловецкие острова, в Кижи и по многим другим маршрутам… 

Но самым уникальным из всех кораблей, носивших имя первого человека, шагнувшего в космос, являлось, конечно же, советское НИС (научно-исследовательское судно) «Космонавт Юрий Гагарин»! Кто представляет себе габариты печально известного «Титаника», может легко представить и размеры нашего исследовательского судна. Длина этого НИС была лишь на половину полубака «Титаника» меньше. А из-за того, что корабль нес на себе ряд громадных полусферических антенн, выглядел он, конечно, весьма и весьма впечатляюще и даже фантастично! Этот корабль, как и ряд его океанских собратьев других проектов, долгие годы верой и правдой служил для связи с космическими объектами. 

Несколько слов об этом «русском чуде». В 1971 году Балтийский завод сдал заказчику плавучий командно-измерительный комплекс «Космонавт Юрий Гагарин» проекта 1909 «Феникс», ставший флагманом советского космического флота. Это было не только самое крупное из отечественных НИС, оно также не имело себе равных в мире! Полное водоизмещение корабля – 45000 тонн, наибольшая длина - 231 метр, ширина - 31 метр, высота борта – 15,4 метра, осадка – 8,5 метра. Скорость полного хода 18 узлов, дальность плавания – 20000 миль, автономность – 130 суток! Этот уникальный комплекс имел четыре параболические антенны: две носовые с диаметром зеркала 12 метров (каждая массой 180 тонн) и две кормовые с диаметром зеркал 25 метров (массой каждая в 240 тонн)! Очень жаль, что 1991 год сломал и его судьбу. После разрушения СССР этот корабль-гигант был приватизирован Украиной и в дальнейшем продан на металл. В июле 1996 года он вышел из Одессы под именем «Агар» в индийский порт Аланч, на отмели которого и закончилась служба этого неповторимого корабля-комплекса. Могу только сожалеть, что ныне нам приходится покупать французские некрасивые «чемоданы»-вертолетоносцы типа «Мистраль». Еще сорок пять лет назад мы создали свои вертолетоносцы проекта 1123 - «Москва» и «Ленинград» - эти истинно противолодочные крейсера с хорошим мощным оружием! Думаю и сейчас наши корабелы удивили бы мир еще более интересными проектами. Россия – издревле морская держава, считаю, что такой она должна шагать и в будущее!                           

P.S. Курская земля увековечила имена нескольких космонавтов. Космонавт №2 Герман Титов - первый человек, совершивший длительный космический полет (более суток), в 1971 году удостоился звания Почетный Гражданин города Курска! Как я ни старался, найти фотоснимки кораблей с его именем не удалось. Видимо, кораблям присваивались имена Юрия Гагарина, а позже – только погибших в полетах советских космонавтов. Генерал-полковник авиации Герман Степанович Титов умер от сердечного приступа 20 сентября 2000 года и похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. В Курске есть площадь космонавта Комарова и улица Гагарина.

Вячеслав Жидких