Курск

общественно-политический еженедельник

12+

Спасительное свойство символа года

Кабарэ, пятнадцатилетняя племенная кобыла, в силу своего ограниченного животного мышления не может осознать, насколько она необходима людям, но зато их неподдельную любовь она чувствует всем своим добрым лошадиным сердцем. В "Резиденции Белой лошади", расположившейся в деревне Шуклинка, она единственная среди остальных своих девятнадцати собратьев лечит тяжелобольных детишек. Они всегда с нетерпением ждут встречи с Кабарэ. Один только взгляд, одно прикосновение и неспешная прогулка верхом заставляют их забыть о недугах и дают понЯть хвори, Что она не властна над ребятишками.

БЕЗМОЛВНАЯ ТЕРАПИЯ

Как известно, иппотерапия стала активно развиваться в России лишь с 1991 года, хотя такой метод лечения был хорошо известен нашим далеким прародителям. Тем не менее, сегодня этот способ активно применяется в нашей стране. Стремление к его территориальному расширению говорит об эффективности подобной терапии. В Курской области, пожалуй, без особого труда можно найти немало частников, предлагающих эту услугу, однако на уровне региона та самая "Резиденция Белой лошади" в Шуклинке является единственной, занимающейся иппотерапией, если так можно выразиться, официально, в тесном взаимодействии с областной общественной организацией "Всероссийское общество инвалидов", которая направляет нуждающихся на иппотерапевтическое лечение бесплатно. И так уже на протяжении полугода под пристальным контролем медицинских работников.  

- Нередко родители таких деток приходят к нам и спрашивают, сколько стоят эти занятия, но мы их сразу направляем во Всероссийское общество инвалидов на Марата, 9, - рассказывает Елена АНГЛИЙСКАЯ, начальник конюшни. - Зарегистрировавшись там, они согласно проекту направляются сюда на бесплатной основе. В некоторых детках после пройденного курса иппотерапии мы замечаем видимые всем положительные изменения, поэтому проект будет расширяться. Сегодня у нас лишь одна лошадь катает таких ребят - Кабарэ, но на данный момент мы готовим вторую. 

И действительно, для такого ответственного дела подходит далеко не каждое парнокопытное. Молодые слишком горячи и темпераментны, поэтому отбор производится из представителей более старшего поколения. 

Кстати, по словам Елены Викторовны, на базе резиденции будет крепнуть и активно расширяться направление анималотерапии в целом. Планируют внедрить терапию домашними животными - собаками и кошками. Одну из будущих детских врачевателей зовут Ляля. Она - собака породы китайская хохлатая. Ляля  очень коммуникабельна, что в самый раз годится для лечебных намерений. Станут целителями и голуби. Данная разновидность анималотерапии сейчас лучше всего сформировалась в Краснодарском крае, с которым курская "Резиденция Белой лошади" поддерживает тесный контакт. 

Но вернемся все же к тому, что делается уже сейчас. Одно занятие иппотерапией длится, как школьный урок - 45 минут. Обществом инвалидов формируются группы. Проходящая курс на данный момент состоит из десяти человек. Самому маленькому ее представителю шесть лет. Каждому ребенку на занятия иппотерапией отводится девять сеансов. Трое деток прошли курс полностью, семеро находятся на завершающей стадии, и на подходе уже следующая группа в составе 11 человек, самому старшему из которых двадцать лет. 

Почти у каждого из приходящих сюда ребят детский церебральный паралич в самых различных формах проявления. Вообще же спектр заболеваний, показанием к лечению которых является верховая езда, достаточно обширен. Этот метод лечения может иметь благоприятное воздействие на страдающих парезами, синдромом Дауна, аутизмом, шизофренией и другими ментальными (психическими) поражениями, ампутантов. Иппотерапия с успехом применяется и при заболеваниях сердечно-сосудистой системы, при многих хронических заболеваниях пищеварительной системы, большинстве нарушений опорно-двигательного аппарата. 

СУББОТНИМ ВЕЧЕРОМ…

В субботний январский вечер, когда нам и посчастливилось познакомиться с резиденцией и ее обитателями, мы смогли воочию наблюдать за процессом лечения лошадьми. Так уж вышло, что в этот день сеанс поочередно проходили два мальчика и оба - Романы. Первый, Роман МЕЛЬНИКОВ, который, к слову, уже был героем одной из наших публикаций, посещает занятия с сентября минувшего года. Признается, что поначалу было страшно сесть на лошадь, но сегодня от былых опасений не осталось и следа. Рома вспомнил, что за все это время скакуна меняли лишь однажды. В тот раз Кабарэ заменили на Фламенко, который оказался слишком шустрым и то и дело норовил пуститься вскачь. Тем не менее, мальчик утверждает, что и с этим скакуном ему удалось найти общий язык. Папа Романа, Руслан Мельников, говоря о значимости занятий иппотерапией, замечает:

- Для тяжелобольных детей это, прежде всего, энергетика. Круче, наверное, только плавание с дельфинами. Мы этого не пробовали, но дельфинарий посещали и получили массу положительных эмоций. Ведь эти дети, помимо того, что все время находятся дома, еще и живут в городе, и потому мало что видят. 

На занятии любого ребенка сопровождают три человека: тот, кто ведет лошадь, - "водитель", родитель, идущий сбоку и страхующий ребенка от падения, и психолог Юлия ВЯЛЫХ. Именно она и управляет всей иппотерапевтической процедурой. Рому во время очередного занятия Юлия обучала основам "наездничества", внимательно следила за дыханием мальчика и во время верховой прогулки по крытому манежу давала задания, задействовав дополнительные предметы. К примеру, прищепки. Рома перекалывал их с одной стороны гривы Кабарэ на другую. 

Надо сказать, что в манеже достаточно прохладно, но температура тела лошади, как установлено, выше человеческой, и потому маленький наездник чувствует себя комофртно, заодно прогреваются мышцы ребенка, к тому же усердие, прикладываемое им при выполнении упражнений, также не дает ощутить низкую температуру в помещении. 

Второму мальчику - Роме ДЕНИСОВУ - шесть лет. Он не разговаривает и сидеть верхом на лошади, к сожалению, не может, только лежать. Но конные прогулки ребенку, безусловно, нравятся. Это видно по его мимике. Он заулыбался, услышав Юлин голос и увидев Кабарэ. В течение всего иппотерапевтического часа психолог Юля разговаривает с мальчиком. 

Мама Ромы, Наталья, в это время рассказала нам, как они узнали об этом методе лечения. 

- Это произошло, когда мы лечились в Евпатории. Потом выяснилось, что такие занятия проходят и у нас. Ребенку, вне сомнения, такая прогулка идет на пользу. Он общается и расслабляется. Помимо этого, мы занимаемся лечебной физической культурой и с логопедом. И в комплексе эти методы дают результат. 

По завершении занятия Рома был заметно расстроен тем, что оно так быстро закончилось. 

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПОДПИТКА

С Юлией нам удалось пообщаться только после двух часовых сеансов. Оказалось, иппотерапевтическими курсами она стала заниматься осенью прошедшего года, тогда как стороннему наблюдателю могло бы показаться, что она делает это всю сознательную жизнь. Выяснилось, что и сидеть верхом Юлия не умеет. Однако опыт взаимодействия с лошадьми у нее был. В одном из путешествий по Абхазии она несколько месяцев фактически выполняла обязанности конюха. А когда спустя годы узнала, что ей предстоит работать в тандеме с Кабарэ, взяла на себя функции по уходу за ней. Так и узнали друг друга. 

- Она очень тонко чувствует мое настроение. Вот сегодня я пришла взволнованная тем, что опаздываю, и Кабарэ тоже стала беспокоиться, металась по деннику. Но мальчики вернули нас в привычное состояние, - улыбнулась Юля.

Об иппотерапии как таковой она узнала в 2003 году, когда вела занятия с ребенком, страдающим синдромом раннего детского аутизма. Родители возили девочку на конные прогулки, и однажды Юля попросила взять и ее собой. Так она узнала об интересном способе лечения, который конкретно на ее подопечную никак не воздействовал, но, по отзывам других родителей, был очень даже эффективен. И когда ей спустя десять лет предложили заняться иппотерапией профессионально, она согласилась, и сегодня Юлю, что называется, за уши не оттянешь от этого дела, между тем как есть еще и основная работа - логопедическая деятельность. 

- Однако я не разрываюсь и без всякого сострадания отвожу под занятия иппотерапией и выходные, потому что это для меня не работа, а нечто большее, нужное не только этим деткам, но и мне самой. Я эмоционально подпитываюсь. Опять-таки сегодня я вбежала в конюшню взбудораженная, после занятий снова пришла в норму и сейчас настроена позитивно и готова взяться еще за тысячу дел. 

Мы не совсем понимаем, для чего нам даются такие детки, но они многому нас учат. Вот малыши с нарушением эмоционально-волевой сферы, какие же они все-таки чувствительные, я даже передать не могу! Они остро реагируют на малейшие колебания в отношениях между людьми. Тот же Рома Денисов не разговаривает, но он точно считывает эмоции, и просто не имею никакого морального права прийти к нему раскисшей. Вообще же я не понаслышке знаю, как сложно преодолевать физические трудности. В какой-то определенный промежуток своей жизни я стояла на такой же ступеньке и училась заново дышать. И в этот самый момент очень важно иметь рядом людей, которые с тобой искренни и откровенны. 

К каждому ребенку Юлия подходит индивидуально, это даже заметно по ее голосовой интонации, но доброта и улыбка - неизменные спутники на занятиях. Дети искренне радуются своим победам. Так, девочка Юля, когда у нее что-то безупречно получается, с восторгом восклицает: "Я расскажу об этом маме!", то есть здесь крайне необходимо соучастие родителей, их эмоциональный отклик на достижения своих чад. 

Порой результаты от иппотерапии восхищают. Яркий тому пример - мальчик Паша. У него были проблемы с ногами - ребенок не мог ходить. Он перенес несколько операций и прошел реабилитацию иппотерапией, после чего стал ходить при помощи опоры. По всему периметру квартиры папа приделал ручки, за которые мальчик держится и может самостоятельно передвигаться. Родители заметили - когда он перебирается от одной опоры к другой, то его движения напоминают движения наездника. 

Девочка Даша и вовсе освоила верховую езду и управляет лошадью самостоятельно. 

- Надо сказать, что и дети, садящиеся на лошадь, меняют положение, ведь они привыкли все время находиться в инвалидных колясках и видеть мир снизу верх, а верхом на лошади они наблюдают за происходящим сверху вниз. Это тоже имеет большое значение для ребят, - объясняет Юлия.

Одним словом, результаты совместной работы, а задействованы все - и психолог, и дети, и их родители, и символ нынешнего года, со временем становятся видимы, а это не может не вдохновлять на новые свершения, на освоение новых способностей, которые здоровому человеку кажутся обыкновенными и неприметными. 

Серафима МАЛАХОВА