А у гончара - первый ком всегда блином!
Раньше без глиняной посуды ни один крестьянский дом не мог существовать, ведь в крынке молоко долго оставалось свежим и холодным, а запеченная в горшке каша приобретала такой вкус, что, как говорится, за уши не оттянешь. Но прошло время, и прилавки наших магазинов теперь ломятся от разнообразной посуды, да только далекой ей до той, что сделана с любовью руками Народного мастера России, коим является Владимир Холчев, гончар из поселка Глушково Курской области. На минувшей неделе в библиотеке имени Асеева открылась выставка мастера, посвященная 60-летнему юбилею Владимира Павловича.
- Мои родители жили напротив гончарной мастерской, и в детстве я постоянно туда бегал. Смотрел на то, как работают мастера, они иногда давали мне что-нибудь полепить. Так тогда счастью не было предела! Кое-чему у них научился и всегда мечтал заниматься керамикой. До 90-х годов я работал в художественно-оформительской мастерской, но после перестройки она осталась невостребованной. И тогда понял – пора воплощать в жизнь свою детскую мечту, - сказал юбиляр.
Так появился в Глушково Центр художественных промыслов и ремесел, где Владимир Холчев стал возрождать традиционное гончарство. Сейчас он на правах корифея этого вида искусства проводит мастер-классы, на которых учит всех желающих азам и секретам работы с гончарным кругом, организует экскурсии по Центру.
На вопрос о том, трудно ли давались ему первые шаги в гончарстве, Владимир Павлович, шутя, замечает:
- Есть такая пословица – «Первый блин всегда комом», а у гончаров все наоборот - первый ком всегда блином. Поначалу ничего не получалось, но постепенно, благодаря помощи маститых керамистов, таких, как, например, Николай Тищенко из города Рыльска, ситуация выправлялась. Я съездил к нему в мастерскую, Николай Андреевич встретил меня, рассказал об основных приемах гончарства, даже кое-какие секреты открыл.
Очень большую роль в судьбе Владимира Павловича как мастера сыграло также и то, что он ездил на различные конкурсы, фестивали, где смотрел, как работают другие керамисты.
- Тогда в моем творчестве произошел настоящий прорыв, - говорит Владимир Холчев.
Кстати, общаться с мастером очень приятно – он жизнерадостный и обладает редким чувством юмора. Секрет прост. По словам Владимира Павловича, работа с глиной способствует появлению хороших мыслей, чувств и воспоминаний.
Когда речь заходит о работах, Владимир Холчев снова шутит:
- У меня другие мастера спрашивают: «Володь, а как у тебя такие линии плавные получаются?». А я отвечаю: «А вы чаще с женским полом, общайтесь и будут в ваших работах такие линии».
Да, действительно, изящества в оригинальных кувшинах Владимира Павловича, так похожих на греческие амфоры, предостаточно! Есть в коллекции мастера и поистине загадочные предметы. Например, керамические баночки, похожие по форме на берестяные туески, с крышкой и отверстиями на стенках. Оказывается, это формочки для хранения чеснока и лука.
Среди традиционных крынок для молока, чайников-травников, горшочков и горшков для запекания различных блюд, есть сосуд, форму которому придумал именно Владимир Холчев. С тех пор его так и называют – «Кувшин Палыч».
Среди керамических изделий имеется также предмет с загадочным наименованием «курятница». Оказывается, он предназначен для приготовления в духовке различной птицы.
После 30 ноября выставка гончара-юбиляра отправится во Льгов и другие города Соловьиного края, а потом разместится в Глушковском филиале областного краеведческого музея, так как мастер преподнес ее в дар этому учреждению культуры.
На вопрос: «Не жалко?». Владимир Павлович дает вполне исчерпывающий ответ: «Нет, ведь я же делал все это для людей».
Надежда ГЛАЗКОВА