Добрый вечный памятник Олегу Голеусову
"Жизнь кораблей, как и жизнь людей, не вечна, а значит и они когда-нибудь уходят в никуда. И лишь немногие из них, чьи экипажи вписали в историю государства яркие страницы славных морских побед, совершили выдающиеся географические открытия, оказали существенную и своевременную помощь людям в море или на берегу, обретают бессмертие. Но историю государства "делают" не только "корабли-герои"… Наверное, мы не в праве предавать забвению корабли, которые честно и добросовестно "прожили" свою жизнь.
И конечно, здесь не идет речь о памяти, если можно так сказать, во всероссийском масштабе. Но в масштабах регионов и пароходств, в которых они работали, городов и населенных пунктов, имена которых они носили, память о них должна сохраняться".
С таким словом к читателю в своей книге "Имя на борту", презентация которой состоялась на минувшей неделе, обращается Олег Голеусов. К сожалению, автора уникального труда, посвященного кораблям и судам, которые являлись "тезками" нашего города, уже год как нет с нами. Олег Борисович - капитан 1-го ранга в отставке, создатель Курской городской общественно-культурной организации клуб "Кают-компания", жизнерадостный, неутомимый человек, ушел из жизни внезапно - 28 июля 2013 года - как раз в День ВМФ.
- Внутренняя энергия этого человека била, что называется, ключом, - рассказывает Вячеслав Жидких в предисловии к книге "Имя на борту", - помню, еще в девяностые годы прошлого века он задумал разыскать где-то на побережье списанный на слом катер (или подводную лодку "малютку"), доставить к нам в Курск, отремонтировать, покрасить и поставить как памятник героическим морякам доблестного русского и советского флота.
У Олега Борисовича также возникла идея собрать сведения о кораблях с именем "Курск". Он несколько лет работал в архивах, общался с историками, да и просто увлеченными морем и кораблями людьми. Его труд был полностью завершен и даже передан в издательство, и если бы не внезапная кончина автора, то книга вышла бы в свет. Целый год она пролежала "без движения", потому что обещанная спонсорская помощь так и не поступила, пришлось в это дело вмешаться членам клуба "Кают-компания". Моряки клуба сбросились и передали в издательство нужную сумму, и книга была выпущена как раз накануне годовщины со дня смерти Олега Голеусова.
- Скажу откровенно, что, будучи уже не новичком в подобных исследованиях, я был приятно удивлен, увидев довольно большой, обстоятельный, интересный и многогранный труд, - замечает Вячеслав Жидких, - пытливый и небезразличный к родной морской истории читатель найдет здесь и проследит биографии и судьбы как дореволюционных "Курсков", так и кораблей, участвовавших в Великой Отечественной войне, а также служивших Родине в 1950-1980-е годы.
Заключительную же главу книги "Имя на борту" Олег Борисович посвятил трагической судьбе АПРК "Курск" и его многострадальному экипажу. Автор труда о кораблях-тезках нашего города всем сердцем переживал эту трагедию вместе с родственниками погибших подводников. Кстати, иначе и быть не могло, ведь за два года до гибели подлодки - в октябре 1998 года - Олег Голеусов в составе курской делегации побывал в Видяево, пообщался с экипажем АПРК "Курск" и его легендарным командиром Геннадием Лячиным, капитаном I ранга.
Интересно Олег Борисович пишет об истории возникновения имени подлодки. Дело в том, что традиция давать крейсерам имена городов в девяностые годы минувшего столетия возникла с практической целью. Ведь тогда город автоматически становился шефом экипажа. К слову, Курск искренне и трогательно заботился о своих подшефных и их семьях - регулярно присылал в Видяево продукты, предоставлял детям подводников бесплатные путевки в санатории и лагеря отдыха Соловьиного края, не раз в нашем регионе бывали делегации с корабля.
Да и сам экипаж старался не запятнать имени шефов, прославить его. И делал все возможное для этого. Как пишет Олег Голеусов, в 1999 году "Курск" провел уникальнейший боевой поход в Средиземном море. Дело в том, что после распада СССР закончилась и эра господства нашего флота в этих местах. С уходом наших кораблей американцы стали считать Средиземное море чуть ли не своей вотчиной. АПРК "Курск" ворвался в эти места незамеченным.
- Внезапное появление в Средиземном море новейшего "убийцы авианосцев" вызвало у американцев настоящий шок. На поиски "Курска" были брошены противолодочные силы всех средиземноморских стран НАТО, - пишет автор книги. - Только топлива на поиски нашего атомохода было израсходовано на 10,5 миллиона долларов. А если учесть иные расходы, связанные с поиском и попытками слежения за "Курском", то затраты составили около 20 миллионов долларов. Но все оказалось безрезультатным, даже след "Курска" отыскать не смогли.
Несмотря на замечание о том, что книга его является сугубо документальной и не "разбавлена" лирическими отступлениями, Олег Борисович очень трогательно пишет о параде на День флота, прошедшем за несколько недель до гибели атомохода.
- В последнее воскресенье июля 2000 года "Курск" принял участие в параде. Такова уж традиция, что к участию в нем допускаются только лучшие корабли в знак признания заслуг их командиров и экипажей. Мог ли тогда кто подумать, что в этот день и Североморск, и весь флот, вся Россия навсегда прощались с "Курском"? Что всем этим ребятам - молодым, красивым, в парадных тужурках, с золотыми кортиками, счастливым - уже осталось жить каких-то две недели?
Интересно, что история каждого из кораблей с именем "Курск", помимо технических характеристик судна, располагает также интересными фактами. Так, например, товарно-пассажирский пароход "Курск", приобретенный в Англии в 1911 году, связан с кошачьей легендой. Как-то камбузник, не зная, что капитан ненавидит кошек, притащил животное на судно. Вышло так, что бедную Мурку выбросили за борт, но она чудом выбралась и даже испортила важный документ в капитанской каюте, наступив на него лапами, перемазанными в мазуте. Пока длилась погрузка, животное искали всей командой, но безрезультатно. То же продолжалось и после выхода судна в море - сорок пять мужчин целых четырнадцать дней охотились за бедной кисой. Однажды хитроумная животинка была уже почти в руках у боцмана, но ускользнула в последний момент. Впоследствии оказалось, что никакой кошки на борту не было. Камбузник сам видел, как в последний момент отхода судна в море она сошла на берег, но никому об этом не сказал, чтобы не лишать себя такого великолепного зрелища, как охота на несуществующее животное.
Товарно-пассажирский пароход "Курск" также был "участником" Великой Отечественной войны - перевозил грузы, военнослужащих, мирное население. За время войны он пережил 60 вражеских авианалетов, выдержал три попадания тяжелых фугасных авиабомб (а всего их было сброшено на корабль тысячи). В мирное время судно еще несколько лет продолжало перевозить мирное население.
В своей книге Олег Голеусов рассказывает также о таких "Курсках", как грузопассажирский пароход датского пароходного общества, посыльное судно каспийской флотилии, тральщик типа "Зубр", речной теплоход и даже нефтетанкер!
А закончить свой рассказ о книге "Имя на борту" я хотела бы словами Вячеслава Жидких:
- Так пусть же, наш дорогой читатель, эта книга будет добрым вечным памятником Олегу Голеусову - человеку, который жизнь свою посвятил нашему славному Военно-Морскому флоту, а стало быть, и нашей великой Родине!
Фото Василия Гайдукова, члена клуба "Кают-компания"