Курск

общественно-политический еженедельник

12+

Юрий Бурэ: «Если нет трудолюбиЯ, то талант «заглохнет»

Закрытие сезона для театра - время подведения итогов. Но наш Курский драматический театр не спешит отправляться на отдых - не так давно труппой были показаны два спектакля для детей из школьных лагерей отдыха, не осталась творческая группа в стороне и 22 июня, отметив столь важную дату постановкой "Соловьиная ночь". А какие у Курского драмтеатра творческие планы? Об этом и многом другом мы поговорили с художественным руководителем, главным режиссером, Народным артистом России Юрием Бурэ.

- Юрий Валерьевич, это, конечно, больше публике судить, но все же, каким, на ваш взгляд, был прошедший сезон? 

- Вы верно заметили по поводу зрителя, ведь мы работаем именно ради и для него, поэтому каким был этот сезон, может сказать только публика. Я могу заметить одно - то, что мы запланировали, было выполнено.

- В театре в последнее время стала использоваться Малая сцена. Это можно назвать образованием творческой лаборатории? Вы планируете дальше развивать это направление?

- Нет, это не творческая лаборатория. Малая сцена мной была придумана еще в девяностые годы и создавалась как площадка для реализации режиссерских планов артистов. Кто знает, может, кто-то из них мечтал не просто сыграть, но еще и поставить "Гамлета", но в так называемом сокращенном варианте. И актеры с радостью использовали это пространство. Была у Сергея Симошина мечта - поставить "Альпийскую балладу" Василя Быкова, он ее воплотил в жизнь. Потом появились еще спектакли - "Мать" по пьесе Карела Чапека, "За закрытыми дверями" Сартра. Но затем наступил период затишья, до тех пор, пока в нашу труппу не пришли Александр Швачунов и Галина Халецкая. Они, увидев, что Малая сцена пустует, восстановили на ней свой спектакль "Пришел мужчина к женщине" Семена Злотникова. Кстати, получается так, что Александр Швачунов первым предложил использовать эту площадку вновь. 

- Скажите, а вы, как профессиональный режиссер, корректируете работу актеров, ведь, что ни говори, а они все же немного иначе видят спектакль и могут ошибаться?

- Иногда да, порой даже очень сильно. Правда, это уже давно было, ведь за это время актеры не поставили пока ничего нового на Малой сцене. Александр и Галина восстановили уже поставленный спектакль, они его играли во Владимире, там ничего не нуждалось в корректировке.

- Но на ней в этом сезоне успешно шел еще и студенческий спектакль "Чморик" по Владимиру Жеребцову…

- Что же касается постановок "Чморик" и "Квадратура круга" Валентина Катаева, то это не самостоятельная работа молодых актеров, поскольку режиссерами-постановщиками в данных спектаклях, являющихся дипломными постановками, были я и Алексей Воронцов, еще один педагог ребят. Эти спектакли не имеют ничего общего с идеей, благодаря которой была придумана Малая сцена. 

- К слову, постановку "Чморик" публика успела не просто принять, но и полюбить. Кроме того, "Квадратуру круга" тоже оценили первые зрители. Эти спектакли будут внесены в репертуар?

- Поскольку мы пригласили четверых ребят из этого выпуска к нам в театр на работу - Сергея Малихова, Романа Лобынцева, Марию Землякову и Екатерину Прунич, то, безусловно, оставим спектакли. Правда, для "Квадратуры" нужно будет создать декорации, так как в дипломном спектакле они сборные, и сшить артистам новые костюмы. Дело в том, что студенты выходили на сцену в одежде, изготовленной для этого же спектакля тридцать лет назад. 

- А почему вы выбрали именно "Квадратуру круга", а не более современную пьесу?

- Причины разные. Начиная от той, что мы искали пьесу, где было бы четыре главных действующих лица и не имелось возрастных персонажей. Я очень не люблю, когда молодежь приклеивает бороды и начинает изображать стариков. Еще после "Чморика" мне хотелось найти комедию, чтобы молодые актеры могли почувствовать себя в этом жанре. 

- А как молодой зритель, по-вашему, отнесется к этому спектаклю?

- Тема-то в пьесе вечная. Нам сейчас внушают, что главное - деньги, а в те времена говорили, что мировая революция, общественная работа, благосостояние общества. Как доказывают жизнь и автор пьесы, все это ерунда. Главное - любовь, и без нее ничего не будет. Это чувство ничем не заменишь - ни деньгами, ни революцией.

- Скажите, пожалуйста, как преподаватель - вашим студентам-выпускникам нужно еще учиться, чтобы повысить уровень актерского мастерства?

- Думаю, нет. Это уже третий выпуск актерского курса Курского колледжа культуры. Я преподаю своим ученикам то же, чему меня учила Мария Кнебель, знаменитый режиссер, педагог, доктор искусствоведения, Народная артистка РСФСР, когда я учился в ГИТИСе. Конечно, я так же, как и все люди, ошибаюсь на стадии отбора студентов. Мне поначалу кажется, что человек талантлив, а на самом деле он оказывается жутко ленивым и не растет в творческом отношении. Помните, как сказал Александр Пушкин: "Талант - предрасположение к труду". Если этого нет, то и талант "заглохнет". А иногда бывает наоборот - человек внезапно раскрывается. Предугадать очень трудно, поэтому в каждом творческом вузе студентов набирается значительно больше, так как отсев является существенным.

В нашем театре работают десять человек - бывших студентов актерского отделения колледжа. Большая часть из них - ведущие актеры театра: Светлана Сластенкина, Людмила Акимова, Дмитрий Баркалов, Сергей Тоичкин. Скажу больше, уже был небольшой предварительный смотр желающих поступить на наше отделение, пришло довольно много желающих, так что интерес есть.

- Юрий Валерьевич, как преподаватель, как режиссер вы можете оценить современную творческую молодежь и сказать, например, что она стала более беспечной, менее эрудированной, чем была 30 лет назад?

- Так говорить нельзя. Молодежь сейчас, как, впрочем, и тридцать лет назад, разная. Кто-то совсем безграмотный, а кто-то наоборот. Конечно, для актера быть начитанным, эрудированным очень важно. У меня в недавно выпущенном курсе есть студент. Он не только в театре пытается что-то сделать, но и пробует фильмы снимать, что-то постоянно придумывает. В принципе, ничего не изменилось - все зависит от самого человека.

- Нам не уйти от вопроса о планах на будущее…

- Уже идут на сцене репетиции спектакля "Дон Жуан" по бессмертной пьесе Жана-Батиста Мольера. Работает над постановкой приглашенный, но знакомый курскому зрителю по "Мышеловке", "Афинским вечерам" и "Портрету Дориана Грея" режиссер Сергей Коромщиков. Следующим будет спектакль "№ 13" по пьесе Рэя Куни. К Новому году хотим порадовать нашего маленького зрителя сказкой "Морозко".  В планах постановка "Женитьбы Фигаро" по пьесе Пьера Огюстена Бомарше и "Американской рулетки" по Александру Марданю. В конце же сезона мы сдадим "Горе от ума" Александра Грибоедова. 

- Осенью театру снова предстоят гастроли в столице. Какие спектакли будут показаны московской публике на этот раз?

- В Москву мы повезем четыре постановки - "Сирано де Бержерака", "Ромео и Джульетту", "Обыкновенную историю" и "Мышеловку". Наша труппа с удовольствием вновь будет работать на этой, как говорят, "намоленной" сцене, где играли все великие актеры, начиная с Константина Станиславского. 

- А критиков в театр приглашать снова будете?

- У нас была только Наталья Старосельская. Она, кстати, обещала прийти в Москве на "Сирано".

- Но, по-моему, Наталья Давидовна видела этот спектакль?

- Постановка настолько понравилась Наталье Старосельской, что она придет на спектакль вновь. Вообще, конечно, будем приглашать критиков еще, правда, таких, которые не являются поклонниками нового авангардного искусства, признающего на сцене мат, порнографию, одним словом, "чернуху". Создатели этого течения не понимают одного - они не делают ничего нового. Все это уже было - после революции - и благополучно умерло, а вечным будет и останется театр, который показывает жизнь человеческого духа. Разрешить нецензурную лексику со сцены, переодеть персонажей в современные костюмы легко. А сделать так, чтобы герои Грибоедова, Шиллера, Островского были понятны нам - современным людям - и вызывали сочувствие, сопереживание - это гораздо сложнее и по силам не каждому.