Курск

общественно-политический еженедельник

12+

Побывайте в Судже

Она была построена в 1664 году как город-крепость. Ее имя в переводе с тюркского означает "место на воде". На днях этому уникальному городу исполнилось 350 лет! К слову, своей харизматичностью Суджа скорее всего обязана тому обстоятельству, что является пограничным городом. В этом ее счастье и одновременно беда. Ведь, с одной стороны, люди, завоевывавшие эту землю, привносили сюда свою культуру, обычаи, а с другой, часто уничтожали все хорошее, что было до этого. А кто больше всего знает об истории своего города? Конечно же, работники краеведческого музея. "Вам не хватит места", - глядя на мой диктофон, сказала Людмила Придубкова, заведующая Суджанским филиалом областного краеведческого музея. Как же она была права! Нашим читателям мы постараемся рассказать самые интересные истории о городе-юбиляре.

Как оказалось, Суджанский музей второй год находится в состоянии ремонта, или, правильнее сказать, реставрации. Сам дом, где размещается учреждение культуры, был построен в конце XIX - начале XX века, во время Великой Отечественной войны пострадал от бомбежки - был разрушен один угол, но все же выстоял. Его подлатали и в конце восьмидесятых поселили сюда музей. С тех самых пор здание переживало лишь косметические ремонты, поэтому начатая областным комитетом по культуре реставрация пришлась очень кстати.

Наша экскурсия начинается с показа фотографии Марии Ермоловой, актрисы Малого театра. Это подарок городу. Нетрудно догадаться, что этот экспонат связан с Михаилом Щепкиным. 

Театральная столица России

- Я бы назвала Михаила Семеновича человеком мира, - заметила Людмила Придубкова. - Родился он в селе Красном Обоянского уезда, но его музеи есть в Полтаве, Белгороде, Москве. 

В Суджанском музее актеру посвящен целый зал, потому что Миша Щепкин здесь сыграл свою первую роль в комедии Александра Сумарокова "Вздорщица" и даже получил первый гонорар - кусок свадебного пряника и монету. 

Актер настолько полюбил Суджу, что даже венчаться со своей возлюбленной Аленой Дмитриевной приехал именно сюда. Таинство состоялось в Троицком храме в 1812 году. У святыни также очень интересная история. Уже тот факт, что храм строился  целых 40 лет, не перестает удивлять. 

Да и суджане тоже не остались в долгу! В 1895 году - 9 мая - они поставили любимому актеру памятник - бюст работы скульптора В.М. Боровского. 

Церемония открытия была очень пышной. В Суджу из Москвы и Санкт-Петербурга приехали актеры, журналисты, деятели культуры. Помимо памятника, в городе был разбит сквер имени Щепкина, в его честь названа одна из улиц, а также выстроен временный летний театр, на сцене которого играли артисты приглашенного Малого театра, актриса Мария Ермолов подарила городу свое фото с дарственной надписью.

Пресса того времени писала: "Маленький городок Суджа на три дня стал театральной столицей России". 

История дома с привидениями

Здание, в котором размещается музей, является домом купца Чупилова. С ним связана трагическая и немного страшная история, которая наверняка заинтересовала бы Стивена Кинга или сценариста фильмов ужасов.

Купец Чупилов являлся в Судже человеком пришлым и был очень богат. Приехав в город, он построил два дома. В одном, вероятно, жила прислуга, а в другом - он с сыном и дочкой. 

О богатстве мужчины свидетельствует то, что в Судже купцы строили дома, в которых один этаж был кирпичный, а второй - деревянный, так выходило экономнее. Но трехэтажный особняк Чупилова был полностью выстроен из кирпича. 

- Как свидетельствуют легенды, купец жил очень замкнуто и, по всей вероятности, обладал властным характером, оказывая давление на детей, - рассказывает Людмила Придубкова. - Сын вырос, завел собственную торговлю и вышел из подчинения отца. А дочь так и осталась жить с ним. Предания гласят, что со временем отец отогнал от дочери абсолютно всех, и она просто умерла от тоски. Сам же купец дожил до глубокой старости и пережил даже собственного сына. Самое страшное в этой истории заключается в том, что купец Чупилов, лишившись разума, не похоронил дочь, ее останки так и находятся где-то в здании.

В связи с этим о Суджанском музее ходят слухи как о доме с привидениями.

- Безусловно, почти каждый музей, желая заинтересовать экскурсантов, рассказывает о чем-то таком, - говорит моя собеседница, - но то, что происходит здесь, не похоже на "бабушкины сказки". Когда я пришла сюда после Воронежского университета, меня встретили женщины почтенного возраста, отдавшие много лет этому музею. Они стали для меня и мамами, и бабушками. Когда однажды я услышала душераздирающий крик на втором этаже, то очень испугалась. А Ольга Живодерова сказала: "Не бойся, здесь такое часто происходит".

Дальше старожилы музея рассказали Людмиле Михайловне, что когда в здании размещалось сельхозуправление, многие его работники неоднократно вечером видели прозрачный силуэт женщины, который передвигался по комнатам. 

Как это ни странно, но однажды присутствующие в доме духи даже предсказали несколько смертей членов коллектива музея.

- Да. Случилось так, что сотрудники умерли с отрывом буквально в несколько недель, - рассказывает Людмила Придубкова, - и все от сердечного приступа. Перед тем, как не стало первого нашего работника, я утром обнаружила старинный патефон полностью разбитым. Складывалось впечатление, что его бросили со страшной силой на пол, а потом подняли и поставили на место. Потом, сидя на первом этаже, мы услышали страшный грохот наверху, но этаж был закрыт. Я, испугавшись, побежала в соседний банк и позвала охранников. Когда мы поднялись на второй этаж, все стояло на своих местах, порядок был идеальный.

Людмила Михайловна рассказывала, что сотрудники приглашали в дом священника, который освятил здание, до этого в музей приезжали ученые, исследующие паранормальные явления.

- Мы все сошлись в одном мнении, - рассказывает Людмила Придубкова, - происходит всплеск энергии, которую мы не научились еще видеть.

Загадочности истории дома купца Чупилова добавляет то обстоятельство, что во время Великой Отечественной войны были уничтожены все архивы, поэтому о том, что на самом деле случилось с его дочерью, мы не узнаем никогда.

Так портрет или икона?

Об уникальности Суджи говорит еще и то, что почти все экспонаты в краеведческом музее города были подарены жителями. Особо интересными дарами стали два портрета. 

Об одном известно, что он много лет находился в доме священника. 

- Когда его принесли, - рассказывает директор музея, - он был абсолютно потемневшим от времени. Спустя две недели он стал светлеть, а потом и вовсе проявился, мы даже могли рассмотреть румянец на щеках того, кто на нем изображен. Это молодой священник.

Около пяти лет назад в учреждение культуры попала еще одна картина с интересной судьбой. 

- К нам обратилась женщина, которая забирала из Суджи в Украину свою старенькую маму, - говорит Людмила Придубкова, - и так случилось, что старушка везла с собой большой портрет, который не пропустила таможня. Когда мы его забрали, то поняли, что это икона, только зарисованная. Видимо, художник таким образом старался спасти лик в богоборческие годы.

Подтверждением данного предположения стал рассказ той женщины, у которой эта картина была. Она говорила, что к ним в дом приходили люди и молились, стоя на коленях у этого портрета.

К сожалению, работа по расчистке лика от краски стоит довольно дорого, поэтому портрет-икона пока ждет своего часа.

Людмила Михайловна рассказала о еще одном интересном предположении. Дело в том, что в городе Судже до революции были две чудотворные иконы - Божией Матери "Пряжевская" и Николая Угодника. Есть гипотеза, что этот загадочный портрет и есть тот самый лик Николая Чудотворца.

В каждой шутке есть доля шутки…

Особый колорит Суджанскому музею придают также полотна Петра Лихина, известного художника, родившегося в этом городе. Петр Константинович - человек, очень много сделавший для Курска и области. 

Во-первых, он был первым директором Курской картинной галереи имени Дейнеки. Во-вторых, благодаря ему, сохранился в первозданном виде один из иконостасов Сергиево-Казанского собора. После революции в соборе было решено разместить выставочный зал, а также школу рисования. Руководя ремонтными работами, художник сделал так, чтобы перед иконостасами возвели стены. 

Петру Лихину, на мой взгляд, особо удавались портреты. Каждый из них имеет свою неповторимую историю. 

Например, портрет Любы Гладковой. Написав его, художник проявил некий дар предвидения. С полотна смотрит красивая девочка, у нее в руках дорогая кукла, но глаза грустны, а на щеках неестественный румянец, называемый в былые времена "чахоточным". 

Люба выросла, поступила в Харьковский медицинский институт. И однажды прислала родителям письмо, а с ним - фото. На обороте карточки надпись: "Это я со своим женихом". Перевернув фотографию, мама с папой и бабушкой опешили, потому что с фото на них смотрела Любочка, обнимающая скелет. Кто бы мог подумать, что такой своеобразный медицинский юмор может обернуться бедой.

Через какое-то время бабушке приснился сон: она дома и слышит стук. Открыв дверь, увидела красивого, высокого парня. На вопрос: "Вы кто?" молодой человек ответил: "Я же жених Любочки, она присылала вам наше фото. Я пришел забрать ее с собой".

Бабушка проснулась в холодном поту и поняла, что сон не к добру. Через какое-то время Люба заболела чахоткой и умерла от этой болезни. 

Не зря же говорят: "В каждой шутке есть доля шутки, а остальное - правда".

Изящные суджанки и зеркала с характером

В одном из залов музея находится наряд жительницы города - красивый пиджак, напрочь разбивающий стереотипы о том, что наши бабушки и прабабушки были упитанными. 

- Я пришла в музей, будучи очень стройной, - рассказывает заведующая учреждением культуры, - но так и не влезла в этот пиджачок. Так что суджанки являлись обладательницами очень маленьких размеров одежды.

Не менее интересным экспонатом музея является старинное зеркало во весь рост, в деревянной раме с полочкой. Ему, по словам директора, более ста лет.

- Сейчас создаются зеркала, уменьшающие ваши размеры, - говорит Людмила Михайловна, - их очень любят размещать в бутиках одежды. А это показывает вас именно такой, какой вы являетесь на самом деле.

С зеркалом также связан интересный случай. За время существования его покрыли несколькими слоями краски и лака. Людмила Придубкова решила очистить деревянную раму и покрыть ее лаком. Но, как выразилась директор музея, "зеркалу это не понравилось". Потому что работа проходила так медленно, что Людмила Михайловна решила ее прекратить, а потом и вовсе оставить.

Беседуя с Людмилой Михайловной и задавая вопросы о городе, я вдруг поняла, что Суджа - это кладезь уникальных историй, записать которые за несколько часов невозможно. Эта статья - лишь небольшая часть того, что мы увидели и услышали. Прочитавшим ее даю совет - выкроите время и побывайте в Судже.

Надежда Глазкова