Курск

общественно-политический еженедельник

12+

Нравственный кодекс академика Николая Дружинина

В творчестве нашего земляка Николая Дружинина самым тесным образом органически сочетались научные и нравственно-этические подходы. В его трудах высокий уровень переплетается с гражданственностью и принципиальностью, лучшими нравственно-этическими качествами.

Видный советский ученый, академик С.Д. Сказкин писал Николаю Михайловичу: "Вы всегда для всех были и есть примером бескорыстного служения науке и нашему великому народу, примером безукоризненного отношения к своим товарищам и современникам. Что сказал по тому или другому вопросу науки или морали Николай Дружинин, то считается последним словом, то является непререкаемым авторитетом". Академик И.М. Майский, известный советский дипломат и историк, отмечал: "Я высоко ценил и ценю ваше гражданское мужество в вопросах научных и общественных, а также благотворное влияние на академическую среду в духе благородства и прогресса. Ваш образ навсегда останется для меня примером того, чем должен быть подлинный советский ученый и общественник". 

Известный итальянский историк Франко Вентура, отдавая должное Н.М. Дружинину как ученому, подчеркивал, что он "относился к числу тех представителей отечественной науки, которые и в период культа личности не сломились и продолжали лучшие традиции русской историографии. И это после шести арестов и заключений, многих серьезных жизненных испытаний, которые укрепили волю и нравственные принципы Николая Михайловича, хорошо известные не только тем, кто был близок к нему лично, но и широким кругам исторической общественности".  Как справедливо заметил видный историк В.Я. Гросул, без понимания этического кодекса, которому Николай Михайлович оставался верен до конца своих дней, трудно понять и Дружинина-исследователя, автора 300 публикаций, ставших итогом его научной деятельности.

Тема науки и нравственности лейтмотивом прошла через многие выступления участников дружининских чтений. Выступавшие подчеркивали, что Николай Дружинин олицетворяет собой пример бескорыстного отношения к науке, что ему были присущи глубочайшая взвешенность, четкость мысли, сплав ума и сердца, что его беспрецедентный для историка жизненный путь,  весьма далекий от безоблачности, отмечен сопричастностью ко всем выдающимся событиям нашей страны XX века: трем русским революциям,  Гражданской и Отечественной войнам, различным этапам мирного строительства вплоть до середины 80-х годов. Н.М. Дружинин - уникальное явление в исторической науке, он единственный академик, который перешагнул столетний рубеж… 

Нравственный облик Дружинина, его кредо в науке и жизни проявились и в его книге  "Воспоминания и мысли историка", выдержавшей два издания. Книга переведена также на немецкий язык при участии В.И. Дружининой, давшей высокую оценку этому изданию. Это самое крупное и целостное мемуарное произведение Н.М. Дружинина, ставшее значительным событием в мемуарной литературе. "Настоящую книжку, - писал Николай Михайлович, - я рассматриваю как публичный отчет о своей научной деятельности: моей задачей было поделиться своим рабочим опытом не только с историками, но и с более широким кругом читателей".    

Процесс формирования  Дружинина как историка осуществлялся не изолировано от реальной действительности, и об этом красноречиво говорят многие факты биографии ученого, о которых он вспоминает в своей книге. Юношеская увлеченность историей, которую студент Дружинин расценивал как универсальную науку, вмещающую в себя исследование всего развития человеческого общества на всех этапах и во всех направлениях,  переросла в глубокое желание посвятить ей свою жизнь. Впоследствии Николай Михайлович напишет: "Когда я окидываю взглядом прожитые годы, то не жалею, что избрал своей специальностью изучение истории. Больше того, все мои жизненные впечатления не только в дооктябрьский период, но и в советское время подтверждают ту неоспоримую истину, что проникновение в глубины исторического процесса составляет основу изучения и осмысления современности, что без понимания уроков истории невозможно разобраться в сложном лабиринте общественных отношений, что предвидение будущего, а следовательно, избрание человечеством правильного пути - главное условие успешного продвижения человечества вперед". 

Как верно заметил известный историк В.Я.Гросул, примечательными особенностями творчества Дружинина, лаборатории ученого является то, что он удачно аккумулировал достижения классической школы русских историков, представленной прежде всего таким выдающимся учеными, как С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, М.М. Богословский. В многочисленной литературе, посвященной Николаю Михайловичу, редко можно встретить упоминание о школе Дружинина, хотя известно большое число его учеников, таких как А.С. Нифонтов, П.Г. Рындзюнский, Е.И. Дружинина (Чистякова) и других видных наставников молодых историков, оставивших заметный след в исторической науке. Это не случайно не только потому, что в силу своей редкостной скромности Николай Михайлович никогда не говорил о существовании своей школы, но прежде всего потому, что он был выше каких-либо школ, даже самых значительных. Вместе с тем, можно говорить о дружининском направлении в исторической науке, дружининском методе - сочетании высокого теоретического уровня с переработкой огромного фактического материала, ювелирной обработкой источников и общих выводов, неистребимой потребностью в знании, широтой кругозора, великолепным русским языком, лишенным витиеватости, недосказанности и усложненности. Противник наукообразия, далекий от личных интересов и, вместе с тем, всегда занимая четкую научную и гражданскую позицию, Николай Михайлович неоднократно выступал объективным арбитром в многочисленных спорах историков, в которых всегда проводил линию научности и уважения самых различных мнений и их носителей.                                    

 Обращаясь в своих воспоминаниях к событиям минувшего, Николай Михайлович не просто и не только вспоминает, но и размышляет. Его книга, его мысли обращены не столько в прошлое, сколько в настоящее и будущее, к молодому поколению, с которым он делится своим богатейшим опытом научной работы. Вместе с тем, его книга дает не только уроки истории молодым, но она представляет собой и школу нравственности. Моральный облик Николая Дружинина - его целеустремленность, принципиальность, его желание сочетать науку с общественной политической деятельностью - несомненно привлекает к себе внимание молодежи и оказывает положительное влияние на ее воспитание. Глубина души и разума, внимание и уважение к человеку, благожелательность и доброта являлись отличительными чертами Николая Михайловича. Несмотря на тяжелые испытания в жизни, он всегда оставался оптимистом, продолжал любить людей, делал для них много хорошего и встречал с их стороны ответные чувства.    

Николай Михайлович Дружинин родился в 1886 году в Курске. Российский историк, специалист по социально-экономической и политической истории XIX века. Лауреат Сталинской и Ленинской премий. В 1904 году Н.М. Дружинин поступает на историко-филологический факультет Московского университета и только в 1918 году заканчивает его и остается при нем для подготовки к званию профессора. В 1926 году Дружинин перешел на работу в Музей революции СССР,  где перед ним открылось широкое поле научной деятельности. Н.М. Дружининым было опубликовано до 40 статей по теории, истории и практике музейного дела. Он был ученым разносторонних научных интересов, но приоритет в своих исследованиях отдавал социально-экономическим проблемам, главным образом изучению хозяйства, культуры и быта русского крестьянства. Дружинин по праву считается одним из крупнейших историков-аграрников в отечественной историографии. Крупным событием историографического значения явилось издание под его руководством многотомной серии документов "Крестьянское движение в России в XIX - начале XX века". Ученый участвовал в создании вузовских учебников по отечественной истории, коллективных трудов - "Очерки истории СССР", "История СССР с древнейших времен до наших дней".

Александра  Друговская