Курск

общественно-политический еженедельник

12+

Валерий Ломако: 50 лет на сцене

Не успели в Курском драматическом театре отпраздновать один актерский юбилей, как ему на смену пришел другой. Народный артист России, лауреат Государственной премии России Валерий ЛОМАКО как раз в эти дни отмечает свое 70-летие. По правде говоря, собираясь на встречу с этим человеком, в глубину моей души закралась некоторая доля страха. Вдруг не удастся найти общий язык? Ведь за плечами у собеседника не только солидный возраст, но и немало разного рода наград и достижений. Однако тревоги оказались напрасными, и предъюбилейный разговор начался. Вот каким он получился.

ХОТЕЛ СТАТЬ ЛЕТЧИКОМ…
- Уже много лет зритель, и не только курский, может наблюдать вашу игру на сцене. Но далеко не все знают, как и с чего начался ваш путь к театру.
- Прежде чем говорить о театре, скажу, где начался мой собственный путь. Родился я в Белоруссии, однако там прошло лишь мое раннее детство. Позже началась Великая Отечественная война и всей семьей мы эвакуировались. Переехали в Сталинград, но война добралась и туда. Пришлось снова сниматься с насиженного места. Следующим пристанищем стал дом деда. Жил он в селе все той же Сталинградской области. Место, казалось бы, далекое от насыщенной культурной жизни. Но именно там началось мое увлечение театром.
- Подтолкнули родственники?
- Они оказались здесь ни при чем. Человеком, который привил мне интерес к сцене и актерскому мастерству, была наша сельская учительница по русскому языку и литературе. Благодаря ей мы все стали больше интересоваться искусством. К тому же Мария Крашенинникова (так звали учительницу) часто ставила в школе небольшие спектакли. Конечно, их нельзя было назвать профессиональными, но именно в таких постановках я впервые почувствовал себя актером.
- Наверное, с тех пор и захотелось посвятить себя театру?
- Как ни странно, но выбирать профессию актера я не собирался. Как и большинству мальчишек послевоенного времени, мне хотелось стать летчиком. Но мечта оказалась оказалась недоступной для меня - подвело зрение. Вот я и решил попробовать себя в театре.

…А СТАЛ АКТЕРОМ
- Сложно ли было юноше, выросшему в глубинке, воплотить такое желание в жизнь?
- Начну с того, что я не поехал в столицу. Мой выбор пал на Саратов. После окончания школы я поступил в театральную школу-студию к преподавателю Юрию Киселеву.
- Сложно давалась учеба?
- Наш учебный курс был рассчитан на три года. За это время студенты проходили такую же  программу, как и в театральных вузах. Порой мы проводили за учебой по 15-16 часов. Приходилось много читать: учебная литература, книги о театре и, конечно, классика и драматургия. Иногда за день прочитывали по одной-две пьесы. Но, как ни странно, усталость не ощущалась. Наверное, потому что была заинтересованность, желание узнавать что-то новое.
- Сегодня многие студенты жалуются: "Учились-учились, а половина знаний в профессии так и не пригодилась". Вы можете такое сказать про себя?
- Ни в коем случае! Все без исключения из того, что мы проходили в студенчестве, оказалось нужным и полезным. Возможно, такое отношение к полученным знаниям перешло от руководителя нашей студии Юрия Киселева. Он был очень мудрым педагогом. Для него главное не столько воспитать профессионалов театрального искусства, сколько хороших людей.

ЧЕТВЕРТЫЙ И КРАЙНИЙ
- Актерская жизнь - кочевая. Это утверждение можно отнести и к вам?
- Скорее да, чем нет. Так получилось, что за все время работы я сменил не один театр. Причем в каждом  задерживался на семь лет. Саратов, Свердловск, Волгоград… Курск стал для меня четвертым городом. И здесь, как ни странно, я служу сцене уже 30 лет.
- Неужели не возникало желания по привычке отработать у нас семь лет, а потом…
- Надо было рано или поздно остановиться (улыбается). Во-первых, в Курск я приехал уже вполне состоявшимся актером. У меня за плечами был опыт работы, много ролей, награды. В общем, можно было немного остепениться. Во-вторых, на тот момент у меня уже был ребенок. Дочке едва исполнилось четыре года, и не хотелось, чтобы она часто меняла города, школы, обстановку. Поэтому я с семьей осел в Курске.
- Валерий Иванович, можете вспомнить, с чего, с какой роли начинали знакомство с курской сценой?
- Это был Ленин в спектакле "Синие кони на красной траве" М. Шатрова. Ко времени моего приезда в Курск у меня за плечами был почти 20-летний опыт работы. Поэтому не могу сказать, что роль давалась трудно. Хотя сложности были. Перед тем как начала готовиться постановка, я в буквальном смысле слова обложился томами произведений В. Ленина. Мне хотелось понять ход мыслей этого человека, в некотором роде стать им самим. Такие усилия были необходимы, ведь работать на сцене приходилось без грима. То есть надо было показать не внешнее, а душевное сходство с прототипом.
Когда спектакль вышел, курский театр повез его на гастроли в Волгоград (мое предыдущее место работы). Было приятно слышать радостные отзывы о постановке: "Жаль, что мы потеряли для себя такого актера".

НАГРАДЫ ИЛИ "ЦАЦКИ"?

- Валерий Иванович, слыша такие слова, каждый наверняка подумает, что достоин большего в жизни. У вас никогда не появлялось желания попробовать свои силы, например, в столице?
- Ни в коем случае! Я не люблю суеты больших городов. Хотя не скрою, предложения поработать в столице у меня были. Но я прекрасно понимаю, что там пришлось бы все время бороться за существование как человека, как актера. А борьба всегда отвлекает от главного…
- Кстати, о главном. Некоторые актеры считают, что основным достижением карьеры становятся премии и награды. Какого мнения придерживаетесь вы?
- Еще с юности у меня было очень спокойное отношение к наградам. Это привил педагог Юрий Киселев. Он всегда говорил: "Любая награда - это аванс". Хотя их у меня достаточно много и каждая дорога по-своему. Но, по большому счету, я отношусь к ним как к "цацкам", игрушкам: никогда не гнался за ними, не стремился похвастать своими достижениями. Помню, когда я еще работал в Волгограде, мне присвоили звание заслуженного артиста. Узнал я об этом на заседании городского совета (одно время наш герой был депутатом волгоградского городского совета - прим. корр.). В тот день мне нужно было еще отыграть спектакль. Зайдя на несколько минут домой, буквально в двух словах сказал о награде и ушел на работу, готовиться к выходу на сцену. Вечером в семье был переполох: какая награда? за что? У меня же, как ни странно, такого волнения не было: я спокойно рассказал все домочадцам и так же спокойно лег спать.
Но есть в моей жизни такие награды, которыми я действительно горжусь. Одна из них - золотая медаль имени народного артиста СССР А. Попова за роль  Морозко в спектакле "Разгром" А. Фадеева.
- Валерий Иванович, можете ли вы сегодня представить свою жизнь без театра?
- Сегодня, не скрою, мне не всегда бывает просто репетировать и выходить на сцену. Все-таки возраст дает о себе знать. Но я на своем опыте убедился: сцена лечит. Когда приходишь на спектакль, то забываются любые болезни! А театр… Без него я долго прожить просто не сумею!