Курск

общественно-политический еженедельник

12+

Терпи, казак, атаманом будешь

Для курянина, родившегося в старинном городе, совершенно естественно вобрать с юных лет такие понятия, как Стрелецкая, Пушкарная или Ямская пригородные слободы. Но есть еще Казацкая слобода - историческая дань Курску.

Накануне сооружения в конце XVI века Курской крепости по линии защитных городов Новгород-Северский, Путивль, Рыльск, Орел, Новосиль, Ряжск и Шацк обозначилась укрепленная линия, в которой в населенных пунктах были сооружены оборонительные рвы, устроены засеки, насыпаны валы, контролируемые русскими воинами. Они оберегали московское государство от вражеских набегов. В то время часть южно-русских степей представляла собой обширную, почти необитаемую степь, покрытую очень густой и высокой, в рост человека, зеленой травой, в которой обитали дикие животные. Богатейшие черноземные земли пребывали нетронутыми человеком.

Иногда там птицы видели воровские группы татар, прокрадывавшиеся волчьими тропами к славянским поселениям на окраине московского государства. Они разбойно налетали на русские села и после убийств и грабежа населения с богатой добычей и пленниками довольные скрывались в своих кочевьях. Потом выгодно перепродавали пленников и пленниц на невольничьих рынках Малой Азии и даже в Африке.

Русские дружины всячески старались оградить свои окраинные города и села от вездесущего и порой неуловимого врага, но чаще всего имели мало успехов.

В порубежных городах проживали воеводы с вооруженными отрядами служилых людей, боярских детей, казаков. Это воинство делилось на городовых, станичных и сторожевых. Первые защищали города и границу, вторые проникали на юг, в нелюдимую степь, а третьи отправлялись в сторожевые объезды. Тогда передовая линия русских городов непрерывно старалась отправить в разведку сторожевые караулы, отстоящие один от другого на десять и более верст. Эти караулы располагались по верховьям Сейма, Псла, Донца и их притоков.

Обычно сторожевые караулы выставлялись весной и летом на шесть недель, а осенью - на месяц. Ратные люди оставались на службе в Диком поле до первого снега. Караулы состояли не менее чем из шести всадников.

Татарские набеги традиционно совершались летом и осенью.

Постоянно растущему московскому государству необходимо было не только защитить новые пределы земель, но и хозяйственно их освоить в интересах растущего населения, в первую очередь военно-служилых сословий. В борьбе с крымцами и ногайцами Русь постепенно продвигалась на юг, расширяя свои границы. 

В 1586 году при царе Федоре Иоанновиче линия окраинных городов была выдвинута еще далее в глухую степь, в 1592-м вновь возникает Елец, через два года, в 1594-м, отстраиваются Кромы. В 1596 году возводится Курская крепость, а в конце жизни царя Федора начали строить Белгородскую, которая впоследствии стала центром так называемой пограничной "белгородской черты".

Обычно сторожевые караулы выставлялись в диком поле ратными людьми, в числе которых находились казаки. Они оставались на военной службе в поле до первого снега. Казацкие караулы состояли не менее чем из шести всадников. Для проверки впереди лежащей местности и бдительности несущих воинскую службу сторожевых караулов из порубежных городов высылались особые отряды станичников. Каждая станица управлялась атаманом, которого выбирали в кругу, а для выбора войскового атамана ежегодно собирался войсковой круг, где нередко буйные казаки устраивали кровавые расправы друг с другом. В то время в свободные часы казаки занимались охотой и рыболовством, а земледелие, как ни странно, находилось у них в пренебрежении. В своих поселениях казакам не хватало женщин, поэтому они захватывали в плен много татарок, и в дальнейшем черты монголоидной расы просматривались, особенно по женской линии, в их потомках.

Возникшее еще в XIV веке казачество, постепенно окрепшее и сложившееся в полунезависимую военную структуру, представляло отличный оплот для Русского государства.

Постепенно казачество вошло в состав русских войск.

В Курск казаки присылались по царскому указу в крепость для ее защиты. В 1626-1635 годах их в ней насчитывалось порядка трехсот человек, до сих пор в городе находится Казацкая слобода, которая ранее, с расширением его застройки, располагалась вблизи крепости в районе известной Георгиевской аптеки. Отсюда служилые люди несли полковую службу, являясь на нее со своими конем и оружием.

Когда-то казаки за службу вне города на заставах, а то и для сопровождения послов или гонцов получали землю на общих полях и пастбищах. В начале ХVIII века, с учреждением регулярной армии, потеряв статус военнослужащих, они оседали в городах, превратившись в мещан или крестьян. Курские казаки были переселены из района нынешнего Пролетарского сквера согласно градостроительному плану 1782 года на север от нынешней улицы Большевиков до бывшей  Нижне-Солдатской улицы, теперь именуемой Щемиловкой.

В старинной Казацкой слободе, раскинувшейся у берегов Кура вблизи Курской крепости, еще в 1636 году была сооружена деревянная теплая Покровская церковь. В 1712 году на ее месте казаки выстроили другую деревянную церковь, сгоревшую в 1725 году. Тогда в ее приход входило 216 хозяйских дворов.

В 1762 году казаки решили вместо обветшавшей деревянной церкви построить каменную. В 30-е годы XX века эта церковь была безжалостно разрушена.

В 1762-1767 годах на самой северной тогда окраине Казацкой слободы, "на гумнах", как в простонародье называли это место, была построена каменная церковь Вознесения с приделом Архангела Михаила.

До тридцатых годов XX века Казацкая слобода являлась волостью и входила территориально в Курский уезд. Тянулась она вдоль реки Кур на север от городской черты.

Тогда жители слободы занимались не только хлебопашеством, но и городскими промыслами, садоводством. 

Предание рассказывает, что когда императрица Екатерина II летом 1787 года посетила Курск, любезный житель Казацкой слободы преподнес ей лукошко превосходных яблок, сохранившихся от прошлого года. Попробовав одно, государыня спросила, как называется этот сорт. Казак искренне признался, что дерево у него выросло из семечка, и он не знает ничего о породе фрукта. В благодарность житель слободы получил от царицы 100 рублей - огромную сумму, императрица приказала каждый год доставлять в Зимний дворец такие яблоки, которые она назвала "Добрый крестьянин". Позже куряне широко разводили в своих садах этот сорт, который относился к разновидности курской антоновки.

Сегодня границы Казацкой значительно расширились из-за бурного индивидуального строительства жилых домов во второй половине прошлого века, а в конце XIX столетия слобода четко делилась на две части: ближнюю к городу и дальнюю.

Ближняя часть так тесно соприкасалась с городом, что это накладывало свою печать на занятия слободского населения. Мужчины здесь занимались башмачным или портняжным ремеслом, а когда в конце XIX века в России появились швейные машинки, казалось, не было дома, откуда бы не раздавался  их стрекот.

Женщины здесь в основном трудились на огородах, бахчах и в садах. Некоторые работали на городских фабриках, чинили крупяные и мучные мешки, сортировали перья и пух для купеческих лавок, мыли бутылки в казенном винном складе (ныне ЛВЗ "Курский" ).

Часть замужних женщин торговала на городских базарах сливочным маслом, яйцами, свежей зеленью, овощами. Они же пекли хлеб и пироги, варили мясо и рыбу и несли еще горячую снедь на ближайший рынок в так называемый "Обжорный ряд".

Молодых девушек век назад родители предпочитали отдавать в обучение швейному мастерству или в городские магазины. 

Местные развлечения в часы отдыха жителей сводились к непременному судачеству на скамейках, устроенных, как должно было быть по обычаю, у крыльца каждого дома, или к голосистому пению под гармонику.

Зимой в хатах слободы обычно бывало холодно, но с наступлением вечера на уличные традиционные скамейки усаживались молодые девушки и запевали песни, их звонкие голоса далеко разносились по улицам, на эти призывные песни  сходились лихие парни.

Любимым зрелищем казаков были кулачные бои. На шум и громкий крик дерущихся бойцов сбегались и старые, и молодые. В такой толпе очень карикатурно выглядели жители слободы, которые своей вычурной речью, манерой поведения и одеждой старались подражать горожанам.

В дальней части Казацкой ее жители продолжали заниматься в основном хлебопашеством, а также ломовым или легковым извозом. Еще в начале XX века местные женщины здесь ходили в сарафанах, хотя молодые девушки уже стремились одеваться по современной моде.

Весной слобода в самой нижней своей части заливалась вешними водами Кура и буквально тонула в грязи. Зато жаркое летнее солнце спасало: начинали благоухать бесчисленные сады, а улицы зарастали густым ковром зеленой травы.

В 1888 году в дальней части слободы на возвышенности казаки построили каменную церковь Вознесения Господня, в которую бьл перенесен престол из Вознесенско-Михайловской церкви. Ее не коснулся, к счастью, угар атеистического разрушения. Стоящая почти на окраине города, она сохранилась и до сих пор работает. В 1902 году жители Казацкой были осчастливлены грандиозным смотром русских войск на Казацком поле, прилегающем с запада к слободе, на котором присутствовали император Николай II и персидский шах Музаффар-Эддин-Хан. Тогда здесь в церемониальном марше перед царским шатром  прошли свыше 90 тысяч солдат, офицеров и генералов.

Постановлением ВЦИК и СНК от 10.11.1917 года казачье сословие в России было ликвидировано. В 1936 году были созданы донские, кубанские и терские кавалерийские казачьи соединения, которые участвовали в боях Великой Отечественной войны, но после ее окончания их расформировали.

В конце XX века в Российской Федерации началось возрождение традиций культуры и быта казачества, появились их региональные организации.

Владимир Степанов