Курск

общественно-политический еженедельник

12+

"Паровой человек" из Ньюарка

Это, пожалуй, первый стимпанковский робот в мире. Созданная еще в 1868 году машина получила прозвище "Паровой человек из Ньюарка". Его создание настолько вдохновило окружающих, что спустя всего несколько месяцев в прессе даже появился небольшой фантастический рассказ, посвященный "роботу".

Построенный парой механиков из Ньюарка "Паровой человек" весил 230 килограммов при росте в 2,5 метра. Роботу даже дали имя Дэниель Ламберт, в честь знаменитого британца, страдавшего ожирением. На его спине находился паровой котел, а в груди - двигатель, вырабатывавший мощность в три лошадиные силы. При необходимости дозаправки Даниэлю просто расстегивали китель и заправляли необходимым количеством угля. Его шляпа являлась еще и дымоходом, а сзади располагались рычаги для управления. Устойчивость паровой машине давала повозка Rockaway, к которой робот был подсоединен железными прутьями.

Как писали тогда газеты, изобретатели "Парового человека" хотели, чтобы он стал заменой лошадей для таскания повозок. В какой-то момент механики даже думали создать механических лошадей, однако стоимость "Парового человека", составившая около 300 долларов (немыслимые по тем временам деньги), превышала все затраты на содержание обычной лошади, не говоря уже о том, что машине требовался целый вагон угля. Поэтому от идеи механических лошадей отказались.

Изобретатели уверяли всех, что "Паровой человек" способен, везя за собой повозку, разгоняться до 48 километров в час, что было сравнимо со скоростью лошади, бегущей галопом. Однако, так как машина была построена с учетом анатомии человека (две ноги и две руки), было трудно представить, каким образом она будет достигать такого показателя.

Для подогрева интереса к изобретению механики возили "Парового человека" по выставкам Нью-Йорка, Бостона, Чикаго, Сент-Луиса и Нового Орлеана. Но машина страдала множеством технических проблем. Ее тяговая система работала не совсем правильно, да и ноги не всегда синхронно попадали в нужный ритм с двигателем. Иногда возникали трудности с системой вентиляции, гнавшей дым от отработанного угля из цилиндра робота. Часто ломались механизмы ног. На параде в Олбани, куда привезли робота, двигатель настолько нагрелся, что его пришлось срочно демонтировать, чтобы он не расплавил всю систему.

Свою последнюю выставку "Паровой человек" посетил в Форт-Уэйне. Произошло это спустя всего год после того, как механики его создали. Спустя пару месяцев после этого робот был выставлен на продажу. Позднее его поместили в какой-то гараж на хранение, и он полностью исчез из истории.

hi-news.ru