Курск

общественно-политический еженедельник

12+

Люди дела и чести!

Подошел к концу год семидесятилетия Курской битвы. Приятно было видеть, что газеты нашего региона уделили этой дате особое внимание. Возможно, это последний "круглый" юбилей битвы мирового значения, который отметили ветераны-фронтовики. И суждено ли будет им дождаться следующего?

Я не случайно заговорил о возрасте бывших бойцов и офицеров. Понимаю, что это не очень вежливо, однако тому есть объяснение. Даже двадцатилетним в начале сороковых годов парням и девчатам сейчас около девяноста лет! А многих уже давно нет рядом с нами. Поэтому и родился этот материал.

Как правило, на 9 мая и в дни годовщины Курской битвы я всегда стараюсь быть на Мемориале павших воинов в городе Курске или у братских могил в Тиме - моем маленьком родном поселке. В провинции особенно заметно, как тают, редеют с каждым прошедшим годом ряды фронтовиков… 

Встреча на площади Тима

Вот и минувшим летом, на одном из праздничных митингов, проходившем на площади райцентра, увидел я главу Тимского сельсовета Сергея ЧЕРНЫХ. Он был не один - бережно поддерживал под руку ветерана Михаила СТЕПАНОВА, помогал ему подойти к стульям, установленным возле сцены. Поздоровавшись, я поинтересовался, не воевал ли Михаил Федорович на Курской дуге? Но глава объяснил, что Степанов сражался на других фронтах, служил в армии, а на родину вернулся недавно. Меня поразило то, как внимательно и осторожно Сергей Николаевич вел по площади пожилого ветерана, я даже подумал, что это его родственник. Когда я спросил, есть ли участники великой битвы в селах его сельсовета, Сергей Николаевич сказал, что были. 

- Были, Вячеслав, были! Когда я занял эту должность в конце 1989 года у нас проживало пять участников Курской битвы. Это Пелагея ПОНОМАРЕВА, Татьяна ЧЕРНЫХ, Иван БЕЛЫХ, Иван УСТИНОВ и Василий ШАТАЛОВ (он точно помнил имена всех героев). Но, увы, годы сделали свое дело… Возможно, что и еще кто-то из сельчан участвовал в боях под Курском, но я знаю списки старожилов с начала девяностых годов. 

В конце нашего разговора Сергей Николаевич попросил: 

- Они не виноваты, что не дожили до нынешнего юбилея. Но мы обязаны помнить их! Пожалуйста, напишите об этих людях. Пусть и о них на страницах газеты "Курск" останутся добрые слова.

Тут уже и мне пришлось обратиться со встречной просьбой: помочь в поисках материалов. Нужны "вехи" биографии хотя бы кого-то из этих ветеранов, фотографии. Когда готовлю свои очерки, то переживаю, если не удается разыскать фотопортреты. Так, потратил много времени, пытаясь найти изображение Оли ПОСТНИКОВОЙ, комсомолки из Второго Выгорного нашего района, которую немцы зверски казнили вместе с другими активистами осенью 1942 года. Знаю, что перед началом войны она училась в Тимском педучилище.

- Обязательно поможем, - заверил Сергей Николаевич. - Попрошу дочь одного фронтовика - Галину ТОКАРЕВУ. Она педагог, очень ответственный чело-век; кстати, успешно помогала вам в сборе информации для очерка "Кавалер ордена Красной Звезды" о подвиге Петра Скрябина из Мантуровского района (смотри газету "Курск" от 21 ноября 2011 года за №47 - В.Ж.). Надеюсь, что она найдет для вас фотографии отца, это один из "пятерки" бойцов, прошедших Огненную дугу...

Он воевал на Южном фасе

Итак, мне повезло. Когда я получил пакет,  в нем вместе с небольшим текстом биографии находились и фотографии. Что очень важно - герой очерка, о котором я хотел рассказать, запечатлен на них еще молодым, в военной форме. А он был крепкого телосложения; как сказал о таких Владимир Высоцкий: "Вышел ростом и лицом - спасибо матери с отцом, - с людьми в ладу - не понукал, не помыкал…" Настоящий "петровский гренадер". К тому же, и знак Гвардии красуется на гимнастерке. А еще орден Отечественной войны I степени. Эта награда меня поразила, она очень ценится фронтовиками, выше нее разве что ордена Красного Знамени и Ленина будут. Причем по статуту награды вначале должна была вручаться вторая степень. Вывод - боец Василий ШАТАЛОВ, а именно так звали моего героя, в одном из боев совершил подвиг и, возможно, должен был быть представлен (или даже представлялся) к Золотой Звезде Героя Советского Союза. Однако из-за суматохи кровавых сражений что-то не сложилось. Как пример скажу, что некоторые из патриотов нашей Родины, закрывшие грудью вражеские пулеметы, были также отмечены орденом Отечественной войны…

Василий Алексеевич родился в 3-й части Второго Выгорновского сельсовета 23 марта 1922 года. В ноябре 1941 года, когда Курск уже был захвачен, призван Тимским РВК и направлен в 160-ю стрелковую дивизию, преградившую оккупантам дальнейшее наступление на Касторенском направлении. С  этого рубежа обороны - поселок Кшень, села восточнее Тима, Мантурово - и отбросила фашистов в конце декабря 1941 года Красная Армия до восточной границы Тимского района (до Рождественки и Вольной Зари). Шесть месяцев Тим был прифронтовым городом, а утром 28 июня армады самолетов Люфтваффе и танковых колонн Панцерваффе обрушились на воинские части, стоящие в обороне западнее Тима. Много воинов 160-й дивизии полегло тогда в неравных ожесточенных боях. Потом их ждала еще и горечь отступления к Дону…

Летом 1943 года Василий Шаталов в составе своего родного соединения, переименованного 18 апреля 1943 года в 89-ю Гвардейскую стрелковую дивизию, воюет на Южном фасе Курской дуги. Я представил себе, как воинская часть (в которой находился Василий Шаталов), неся большие потери под огнем гитлеровцев, пробивалась вдоль узкого "коридора", проходящего лишь по полотну и насыпи железной дороги, к станции Белгород. Свернуть с маршрута, по воспоминаниям фронтовика, не было возможности - кругом заболоченная местность. И все же бойцы сумели захватить эту станцию и водрузить долгожданный для Белгорода Красный флаг! Как мы знаем, это произошло 5 августа 1943 года. В тот же день, вечером, Москва первым своим радужно-победоносным салютом отметила честь, мужество и храбрость живых и мертвых, дравшихся на Огненной дуге и отбивших у врагов города Орел и Белгород! За освобождение Белгорода боец Василий Шаталов был награжден орденом Отечественной войны I степени.

Впереди лежала полоненная фашистами земля братской Украины. Дивизия вела наступление на Харьков. В том же сорок третьем году (уже под городом Кременчуг) Василий получил сквозное пулевое ранение левого бедра и попал в госпиталь. Подлечившись, продолжил свой долгий боевой путь, который и закончился в поверженном Берлине. Гвардеец за смелость был награжден еще и меда-лью "За отвагу", рядом других боевых, а позже и юбилейных медалей. Отгремели бои, но фронтовик продолжал служить. Они стояли в Австрии. Домой Василий Алексеевич вернулся лишь в 1950 году.

В послевоенные годы

У меня в личном архиве хранятся фронтовые и послевоенные фото моих родителей, на которых они запечатлены еще молодыми и красивыми. Какое-то время назад я задумал сделать на обороте фотокарточек надписи - кто именно на них изображен. Увы! Лишь на некоторых мне удалось распознать всех земляков. Отец умер 14 лет назад, а у мамы испортилось зрение. Так вот, на одном из снимков (сделанном, по-видимому, в середине 1960 годов) - четверо тимчан. Троих я определил сразу. Крайний слева - это мой отец Степан ЖИДКИХ, из-вестный в поселке электрик, а с ним специалисты районного узла связи, а именно: техник Аркадий МИНАЕВ и начальник узла связи Николай ПЕРЕВЕРЗЕВ. А вот имени четвертого мужчины на этом снимке, также одетого в форменный почтовый китель, установить не удалось. Я думал, что это и есть Василий Шаталов, но мой бывший учитель Виктор Третьяков сказал, что не похож. Ведь, как я узнал, многие годы Василий Шаталов работал связистом на Тимском узле - проводил воздушные телефонные линии, а в зимнюю непогоду и гололед приходилось ему устранять частые обрывы проводов. Это сейчас почти у каждого есть сотовый телефон, а в годы моего детства и юности связь была исключительно проводная. Интересно также то, что и Николай Переверзев, и Василий Шаталов сражались в одной 160-й стрелковой дивизии (затем переименованной в 89-ю Гвардейскую). А в мирные послевоенные годы не раз встречались в Белгороде с ветеранами их соединения. Эти встречи проходили в школе № 20, где развернут музей имени 89-й гвардейской стрелковой дивизии. 

Жизнь продолжается в детях

Василий Алексеевич умер на восьмидесятом году жизни. У них с супругой Полиной Степановной (в девичестве Черных) в пятидесятые годы родилось трое детей. Старший - Владимир Васильевич - стал офицером Военно-Воздушных Сил. Дочь Галина, закончив Курский пединститут, воспитывала и учила ребят села Роговое Мантуровского района. Уже двадцать лет Галина Васильевна возглавляет сельскую школу. Младший сын Шаталовых - Сергей Васильевич - закончил Курский сельскохозяйственный институт, приехал по распределению в родной район, работал главным механиком в колхозе "Мичуринец", главным инженером района, а в 1990 году его избрали председателем Тимского райисполкома. В те нелегкие для страны годы первому секретарю РК партии Козявину и председателю райисполкома Сергею Шаталову удалось совершить, на мой взгляд, невозможное: к зданию школы, построенному в 1962 году, сделать трехэтажную пристройку и, таким образом, дать возможность всем классам учиться в первую смену! Когда райкомы партии были расформированы, основная тяжесть организационной работы по продолжению и завершению строительства школьного здания легла на плечи главы администрации района Сергея Шаталова. И я искренне удивляюсь, как удалось завершить нелегкую стройку?

- Это было делом моей чести, - обычно отвечает на подобные вопросы Сергей Васильевич.  

Вячеслав Жидких