Именины сердца
Искреннюю сердечную радость испытали представители Русского национально-культурного общества Харьковской области, когда в 2011 году руководство Курской областной администрации протянуло им, соотечественникам, проживающим за рубежом, верную руку помощи. Ведь существование какой бы то ни было общественной организации немыслимо без материальной поддержки. Нет, в данной ситуации была оказана не просто поддержка, а создано полезное подспорье не только для земляков, но и для родственных народов - россиян и украинцев.
НЕСФАБРИКОВАННЫЙ ПРОЦЕСС
Как таковой общественный процесс невозможно сфабриковать. Он зарождается сам по себе. Стоит лишь сказать, что по данным переписи населения только в Харьковской области проживает более одного миллиона соотечественников, а свыше восьмидесяти процентов населения города Харькова называют русский язык родным. Так и возникла потребность в Русском национально-культурном обществе, у истоков которого находилось около 30 человек, преимущественно представителей гуманитарных профессий. Стоял февраль 1995 года, но уже к тому времени на Украине сформировалось несколько русских организаций, которые по своему внутреннему составу были многонациональны. Но вновь созданное общество отличалось однородностью и достаточно понятными целями: сохранение русской самобытности, развитие единого русского информационно-культурного пространства, укрепление дружеских связей народов России, Белоруссии и Украины, противодействие человеконенавистническим идеологиям и их практическим проявлениям.
- К 1995-му уже был принят закон о национальных меньшинствах на Украине, - рассказывает Михаил ГОДУНОВ, председатель правления Русского НКО ХО. - По большому счету, он и создал правовую основу для развития национального движения на Украине. Фундаментальной идеей в этом законодательном документе являлось то, что каждая национальная группа посредством своей организации может вступать в общественные процессы той страны, в которой она проживает, и таким образом отстаивать свои интересы. С началом реализации государственной программы поддержки соотечественников, проживающих за рубежом, число таких организаций резко увеличилось, но единицы из них реально работают и добиваются поставленных задач. Конечно, было бы резонно консолидировать общие усилия, начать работать под одной эгидой, но пока тенденция к такому развитию событий не прослеживается. Хотя в нашем обществе допускается коллективное членство, так почему бы не вступить к нам? Но вместо этого создаются новые, малочисленные организации. Мы ведь ратуем за то, чтобы русский человек, живущий на Украине, свободно занимался своим делом и чувствовал себя при этом комфортно. Представьте себе, русский предприниматель решил открыть здесь бизнес, а ему уже обеспечены все условия для достойного существования - сохранена и языковая база, и культурные традиции. Разве это не замечательно?
Русское общество Харьковской области очень непросто проходило процесс становления, нелегко развивалось, но, тем не менее, сегодня ему уже 18 лет. К сожалению, и русские на протяжении этого времени недостаточно активно проявляют себя как борцы за свои права. Они не пытаются что-то изменить, а приспосабливаются. Это видно по численности представителей данного общества. Однако в непростых условиях, сплетенных из внешней обстановки, а именно тотальной украинизации, и из внутренних предпосылок - психологических особенностей наших соотечественников, общество имеет шанс на дальнейшее развитие и процветание. Прежде всего, это становится возможным благодаря тем, кто стоит у штурвала с самого начала и кто, несмотря на бури меняющихся политических курсов, штурвала не бросил.
- И в этом шатком положении для нас большой радостью является то, что губернатор Курской области обратил внимание на Русское общество в Харькове. Просто именины сердца! Мы теперь уверены, что в организации того или иного мероприятия можем рассчитывать на его помощь. Помимо прочего, у нас есть возможность арендовать помещение в самом сердце города Харькова. Наш небольшой офис мы называем Русским культурным и деловым центром, - рассказывает Михаил Петрович.
Членами Русского общества систематически проводятся: международный фестиваль Русского народного творчества "Талица", молодежные чтения "Православные храмы родного края", молодежный фестиваль песен о Великой Отечественной войне "Победа", международный молодежный фестиваль русской классической и современной музыки "Ландыш", праздник православного пения "Покровские голоса", молодежная научная историко-краеведческая конференция "Военная история родного края". Так часто употребляющееся в этом перечне определение "молодежный" говорит об адресном посыле подрастающему поколению, которому тоже предстоит оберегать лучшие традиции своего народа. К примеру, фестиваль "Талица", ставший знаменательным культурным событием за рубежом, является, может быть, даже единственным фестивалем за пределами России, от начала до конца посвященным именно русскому народному творчеству. Одно из первых мероприятий, которое Русское общество начало проводить, именовалось "Мой Пушкин". Как раз в 1999 году отмечалось 200-летие великого поэта. Все эти и многие другие культмероприятия объединены в программу по сохранению и развитию русской культуры "Русский мир".
Кроме того, обществом с 1996 года издается "Календарь русских памятных дат". Эти ежегодные сборники включают в себя важнейшие для России события, начиная с древнейших времен и заканчивая нашими днями.
- Это очень важный пункт в нашей деятельности, - подчеркивает Михаил Годунов, - потому что существует такая практика в историографии, когда отдельные этапы подвергаются пересмотру. Из-за этого русский народ, к сожалению, не раз утрачивал связь со своей историей и оттого - понимание сущности происходящего. В результате он всякий раз начинает свою жизнь как бы с нуля. Но если посмотреть на историю как на непрерывный процесс, то мы увидим, что в истории русского народа очень много повторов. Или, к примеру, другой интересный факт. В этом году мы празднуем 400-летие дома Романовых, но на самом деле прошло 400 лет со дня восстановления российской государственности. То есть значимость события уменьшена на порядок. Тогда в России царил хаос, не существовало центральной власти. И по мере того, как народ решал вопрос о ее восстановлении, он тем самым совершал великий подвиг. Причем выбирали из тех, кто не запятнал себя предательством, а таковых было ничтожно мало - многие боярские роды были замечены в сотрудничестве с Лжедмитриями и поляками, не говоря уже о Семибоярщине. В нашем издании все это отражено.
Сегодня Русское общество объединяет 40 индивидуальных и 12 коллективных членов. В числе индивидуальных членов - русские граждане Украины: профессорско-преподавательский состав филологов и историков, артисты, художники, музыканты. Именно они без расчета на вознаграждение вносят решающий вклад в осуществление культурно-просветительских мероприятий Русского общества. Среди коллективных членов - Союз коллективов и мастеров русского народного творчества, Харьковское общество преподавателей русского языка и литературы, кафедра истории России Харьковского национального университета имени В.Н. Каразина, оркестр русских народных инструментов поселка Комсомольский Змеевского района Харьковской области и другие.
ВЕТВИ ОДНОЙ КУЛЬТУРЫ
- Строго говоря, все украинское и есть русское, - рассуждает наш собеседник Михаил Годунов. - Что такое украинское? Это южно-русская ветвь общероссийской культуры. События 1917-1927 годов раскололи нас, именно тогда начинает происходить становление украинской нации. И все, что было южно-русским, стало титуловаться как украинское, а на самом деле являлось малороссийским. В специально принятых директивных документах, инструкциях, постановлениях коммунистической партии предписывалось все малороссийское называть украинским. То есть административные политические методы поставили в этом жирную точку. И если задаться вопросом, когда украинцы стали называться таковыми, можно с уверенностью ответить - в 1927 году. В последней переписи Российской империи, относящейся к 1898 году, еще не было такого понятия "украинцы", оно появилось после 27-го. Не существовало до революции и понятия "национальность" в его современной трактовке. Только вдумайтесь, само расчленение СССР на пятнадцать союзных республик с отдельными признаками государственности у тех народностей, для которых это не являлось первой надобностью, уже прямой намек на надвигающуюся разобщенность. Другими словами, национальное самоопределение - вот тот инструмент, который использовался для разрушения Российской империи. Активно применяется он и сегодня.
Еще одно немаловажное определение - самобытность. В нашем понимании оно имеет следующие параметры: от простейших форм быта до космоса. Это все наша самобытность, и благодаря нам, на этот же уровень самобытности вышли и другие народы. Я ни в коем случае не превозношу русских. Речь идет не о качестве - все люди одинаковые, речь идет о численности, о масштабности. Так вот на сегодняшний день уровень нашей самобытности пытаются представить совершенно по-другому. Наши памятники архитектуры сейчас называются украинским барокко. Нарушен принцип репрезентативности. Головную боль пробуждают и огромные пробелы в сфере межнациональных отношений.
Но даже если не вдаваться в сложно сплетенные исторические реалии, наглядно можно убедиться в том, что между нами, родственными странами, пытаются возвести глухую стену непонимая. Это уже показало первое серьезное соприкосновение Украины с Европой, когда в 2012 году Украина принимала у себя 14-й Чемпионат Европы по футболу. После этого на улицах Харькова указатели информируют прохожих только на украинском и английском языках. И это при том, что большинство харьковчан говорят на русском. В общем-то, этот вопрос нигде и не обсуждается, просто следуют реальные действия. Русское национально-культурное общество Харьковской области не может оставаться равнодушным к такому положению дел и в корректной форме составляет заявления, ссылаясь на то, что имеющийся на Украине закон о государственной языковой политике не предусматривает повсеместное использование английского.
Стало быть, в этих глубоких казусных явлениях современной жизни очень важно четко идти по намеченной линии, не поддаваться влиянию искушающих сил, помнить свою историю, культурное наследие, язык. Это уже много лет осуществляет Русское национально-культурное общество Харьковской области. Курянам, как видно, близка эта позиция. Однако в следующем году заканчивается программа поддержки соотечественников, но представители Русского общества надеются на ее продление, поскольку она хотя бы в какой-то положительной степени влияет на больной вопрос финансирования.
Как бы там ни было, но пока есть такие люди, наделенные неугасимым энтузиазмом и чувством оправданной тревоги за будущее поколение, не будут вычеркнуты лучшие традиции наших народов, которые являются ветвями одной культуры.
Серафима МАЛАХОВА
фото атора