Курск

общественно-политический еженедельник

12+

"Ладошки" для ладушек

Проблема нехватки мест в детских садах общероссийская. В регионах ее решают по-разному. В нашей области, к примеру, предпринимается ряд мер: открываются муниципальные и частные детские сады, центры развития ребенка.

Реализуется программа развития дошкольного образования в Курской области на 2011-2015 годы, которая предусматривает значительное увеличение числа разнообразных форм образования дошколят. Активно используется в настоящее время такое нововведение, как организация групп кратковременного пребывания детей и предшкольной подготовки. В ближайших планах открытие в регионе гувернерских курсов. В садах областного центра есть и небольшой опыт по созданию семейных групп.  Эта форма посещения создана для многодетных семей, в которых воспитываются не менее трех детей дошкольного возраста, а мама зарегистрирована в центре занятости населения. Мать оформляют в таком случае как воспитателя, за что она получает минимальную заработную плату. Семья прикрепляется к одному из детсадов по месту жительства. Семейная группа при этом может участвовать в утренниках и различных мероприятиях учреждения. В целом же в течение дня дети находятся с мамой дома. Кстати, она получает необходимые  консультации, методическую литературу и должна проводить занятия по всем видам деятельности.

Интересную форму работы с дошколятами предложила Татьяна НИКУЛЬЦЕВА, педагог-филолог и мама двоих детей. В феврале 2011 года она организовала семейный клуб "Ладошки". Это Монтессори-центр для детей раннего возраста (с восьми месяцев до  четырех лет). Здесь занимаются и дети старшего возраста, имеющие ограниченные физические  возможности: незрячие, страдающие ДЦП, задержкой психоречевого развития, аутизмом, поражениями центральной нервной системы.

Искать новую методику для успешного развития детей вдохновили молодую маму Татьяну ее ребятишки. Вот что рассказывает она о семейном клубе:

- Находясь в декретном отпуске по уходу за вторым ребенком, я однажды заглянула в специализированный магазин при институте усовершенствования учителей и увидела диск с методикой Марии Монтессори. Посмотрев занятие, я очень заинтересовалась и решила поехать в Москву. Там прошла обучение в Ассоциации педагогов Монтессори и получила удостоверение Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования Москвы. Так возникла идея открытия семейного клуба в нашем городе. В центр занятости населения предоставила проект и защитила его, получив положительный отзыв. Центром была выделена субсидия на реализацию. Кстати, проектом заинтересовались в администрации города и также выделили субсидию, которая помогла покрыть расходы на организацию. Теперь в нашем центре обучаются и социализируются дети, которые по каким-либо причинам не могут посещать группу обычного сада.

В семейном клубе малыши обучаются в группах "Вместе с мамой" по полтора часа два или три раза в неделю. Дети с ограниченными возможностями здоровья занимаются индивидуально, а затем по возможности интегрируются в группу.

- Я даже иногда не могу сказать, для кого эти занятия важнее - для ребенка или для родителей,  - говорит Татьяна Никульцева. - Часты случаи, когда современные родители не умеют, казалось бы, элементарного - общаться с собственным ребенком. Они не знают основных психических законов развития личности. Мы, со своей стороны, консультируем мам и пап. На занятиях мама становится фактически личным педагогом. Эффективность работы по данной методике во многом зависит от того, насколько она готова откликнуться на нужды своего ребенка.

Методика Марии Монтессори получила широкое распространение при ее жизни во всем мире, так как подобных аналогов в дошкольном образовании нет. Была она распространена и в России до событий 1917 года. Монтессори-группы -  разновозрастные, каждый занимается в своем темпе, нет стандартных программ, это дает возможность детям максимально развиться.

В методике ведущая роль в развитии отводится самому ребенку. Она определяется тем, что с рождения он обладает потребностями, которые побуждают его к саморазвитию, и механизмами, способными развивать эти потребности. Взрослому же нужно только направить этот процесс в правильную сторону.

Татьяна Никульцева отметила, что важно активно работать с ребенком именно в этот период - с восьми месяцев до трех лет.

- В этот время он переживает два возрастных кризиса - первого года жизни и трех лет. Многие родители этого не понимают, поэтому не знают, как себя вести в проблемных ситуациях. В три года ребенок начинает осознавать себя как личность. Он пробует себя в разных формах поведения, экспериментирует, и эти эксперименты часто повергают маму в шок. На самом деле ничего страшного не происходит, нужно просто терпеливо переждать этот этап.

Семейный клуб разделен на несколько тематических зон, например, зона двигательной активности. Движение - это базовая потребность детей раннего возраста. Когда ребенок двигается, его мозг обогащается кислородом, который он теряет в результате умственной деятельности. Движение - это то, с чего начинается работа с детьми. Это физиологическая часть Монтессори - среды. Основу оборудования составляют классические Монтессори - материалы. В России существуют всего два производителя таких развивающих игрушек. В центре "Ладошки" есть и такие, которые изготовлены самостоятельно. Например, любая мама может сделать для своего ребенка такой тренажер: проделать в банке для сыпучих продуктов отверстие и взять шуршащие шарики для кошек, которые продаются в любом зоомагазине. Шарики обладают хорошим массажным эффектом. Просовывая их в отверстие в банке, ребенок развивает мелкую моторику рук. В этой зоне он учится различать предметы по весу, толщине, размеру, выстраивать ряды от мелкого к крупному, толстому к тонкому.

Помимо развития сенсорно-моторных навыков, в этом возрасте необходимо уделять внимание развитию речи. Это вторая тематическая зона.

Следующая зона - деятельность с сыпучими предметами. Простая миска с чечевицей - прекрасный тренажер! Чечевица успокаивает психику, обладает терапевтическим эффектом, благоприятно воздействует на спазмированные конечности у детей с ДЦП. Чтобы ребенку было интересно возиться в крупе, в нее можно спрятать мелкие предметы. Дети очень любят именно мелкие предметы, а родители часто пытаются их оградить от таких контактов, боясь, что ребенок потянет их в рот. На самом деле, уверены специалисты клуба,  рот - это анализатор восприятия мира у ребенка. Как только он научится познавать окружающее своими руками, он перестает тянуть предметы в рот.

Также есть зона работы с водой, где дети ловят рыбок, камни, пытаются ровно переливать воду, взбивать пену.

Последняя - зона изодеятельности. Она пользуется большой популярностью у воспитанников. На стенах клуба вывешены настоящие шедевры. Это не просто детские каракули, а законченные работы. Кстати, специалисты рекомендуют всем родителям иметь дома зону достижений ребенка, своего рода "стену славы". В клубе работают библиотека и видеотека.

Об успехах методики говорить не приходится. За год существования клуба в нем занимаются более тридцати детей. Мама маленькой Дианы, Светлана, радуется успехам своей дочери и говорит: "Благодаря этим занятиям дочка многому научилась, что же мы будем делать в школе?"

В декабре 2011 года "Ладошки" посетила профессор Бахумского университета (Германия) Юта Фишер, а также педагоги центра психолого-медико-педагогического сопровождения при КГУ. Им показали открытое занятие с незрячей девочкой, которая за полгода смогла многому научиться и не отстает в развитии от своих сверстников.

- Мы очень хотели бы предоставить детям-инвалидам возможность заниматься бесплатно, а также привлечь новых специалистов. Но пока такой возможности нет. Требуются дополнительные денежные средства, - делится своими дальнейшими планами Татьяна.

Светлана ХАРИЧКИНА, директор департамента развития предпринимательства, потребительского рынка и защиты прав потребителей:
- В Курске существует долгосрочная программа развития и поддержки малого и среднего предпринимательства, в рамках которой мы оказываем помощь людям, начинающим свой бизнес, в форме выделения субсидий до 300 000 тысяч рублей. Приоритетные направления: производство, сельское хозяйство, социальные услуги. Образовательные услуги с позиций предпринимательского сообщества еще не получили достаточного развития. Татьяна Никульцева первый предприниматель, которая пошла по пути использования этой методики в организации своего дела. "Ладошки" не просто функционируют, но и успешно развиваются. Это уникальный проект, направленный на работу не только с детьми, но и с родителями. Клуб оказывает помощь в формировании осознанной родительской позиции, создает условия для всестороннего, гармоничного развития детей. Методика Монтессори позволяет организовать качественный образовательный процесс для малышей, помочь родителям лучше понять своего ребенка. Такие семейные клубы имеют перспективы, если будет создаваться развитая сеть.