Курск

общественно-политический еженедельник

12+

"Доступная среда" оказалась не столь доступной

Автоматизированная система оплаты проезда в общественном транспорте (АСКОП) Курска остается одной из самых обсуждаемых тем, особенно среди людей, для которых ежедневное пользование  автобусами, троллейбусами и трамваями - необходимость, сопряженная с рядом трудностей. Речь идет о  пенсионерах, молодых мамах с колясками и инвалидах. На прошлой неделе возможность познакомиться поближе с ноу-хау, вводимым на курских дорогах, появилась у инвалидов по зрению. Куратор программы - ООО "Интегрированные билетные системы Курска" - предоставил в распоряжение незрячих автобус, уже оборудованный турникетом, чтобы они смогли изучить механизм "входа-выхода" с помощью транспортных карт. Однако практическое занятие показало: турникеты стали очевидным барьером на пути создания доступной среды для инвалидов.

Во дворе специализированного предприятия "Магнит" собрались более 50 человек, чтобы познакомиться с АСКОП. Незрячие и слабовидящие пассажиры обступили автобус и по очереди исследовали турникет.  Отложив в сторону трости, служащие им ориентиром в пространстве, люди на ощупь изучали механизм: куда прикладывать карту, какой сигнал оповестит их о том, что проход разрешен, как будут двигаться штанги турникета. Инвалидов по зрению, среди которых были и молодые мамы с детьми, и беременные женщины, и пожилые люди, волновало все: успеют ли они найти нужную дверь, пройти в салон и куда перекладывать трость или костыли, доставая из кармана пропуск в автобус, ведь, отправляясь по делам на общественном транспорте, люди несут с собой сумки с покупками, ведут за руку детей. Незрячих беспокоило и то, как входить в транспорт с коляской: если раньше для этого пользовались задней площадкой, где было достаточно места, то через переднюю дверь это сделать крайне сложно. И, будем честными, рассчитывать на помощь водителя, как это предлагают сделать авторы проекта, пассажирки с детьми вряд ли смогут. Опробовав турникет на практике, инвалиды пришли к однозначному выводу: пользоваться новой системой человеку с ограниченными возможностями здоровья нелегко.

Свои претензии участники эксперимента высказали представителю  компании-подрядчика курского центра ИБСК Ольге Соколец. Вопросы сыпались один за другим: "Кто научит всех незрячих в Курске пользоваться турникетом", "Когда турникеты появятся на автобусах", "Как пользоваться транспортной картой и где ее купить" и даже "Кто решил, что это благо для инвалидов"? 

- Сейчас идет тестирование новой системы, мы изучаем реакцию людей, чтобы учесть все пожелания, - отвечала на это представитель компании.

По словам Ольги Соколец, курских инвалидов научат пользоваться новшеством за то время, пока АСКОП действует в тестовом режиме. Однако незрячие считают это нереальным. "Всего в Курске порядка тысячи слепых и слабовидящих, - говорит один из участников Николай Староверов. - Каждому нужно потрогать турникет, как же это организовать? А еще около 40 тысяч курских инвалидов нужно научить".

- Транспортные средства для льготных категорий граждан также будут действовать, - успокаивает Ольга Соколец. - В этих моделях  предусмотрен вход для людей с колясками. Он отмечен специальным значком, да и поручень на входе несколько смещен относительно центра, чтобы не создавать лишних неудобств.

Однако инвалидам по зрению эти меры показались малоэффективными.

- Я считаю, что введение новой системы турникетов в нашем городе противоречит политике государства, направленной на создание доступной среды для инвалидов, - подводит итог председатель Курского отделения ВОС Валентин Твердохлеб. - Недавно вступил в силу федеральный закон в отношении прав инвалидов, действует областная целевая программа по обеспечению безбарьерного доступа для инвалидов к местам общественного пользования, в том числе к объектам транспортной инфраструктуры. Там все предусмотрено для того, чтобы убрать барьеры, облегчить жизнь людей, а внедрение турникетов ее усложняет. Наша позиция, основанная на реакции людей, - протест. Мы выступим с соответствующим заявлением на Совете по делам инвалидов при губернаторе Курской области, который состоится в середине июня.   Ведь по закону нормативные и законодательный акты должны обсуждаться и приниматься с согласия общественных организаций инвалидов. Это условие выполнено не было.

Между тем координаторы проекта не считают, что недовольство потенциальных пассажиров будет долгим. По мнению Ольги Соколец, лучшим лекарством от недоверия к АСКОП будет практика. В то же время попытка внедрить новшество в других регионах России, в том числе в Москве, не увенчалась успехом. 

- Я только что позвонил своему коллеге в Москву, чтобы узнать, как обстоят дела с турникетами там, - говорит Валентин Твердохлеб. - Люди не принимают эту систему, и хотя АСКОП еще действует, но документы об ее отмене уже готовы и, как говорит председатель московского отделения ВОС, правительство Москвы поддержало это решение.