Курск

общественно-политический еженедельник

12+

Виталий Белоусов:

«ДУШИ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ ВСЕ РАВНО ТЯНУТСЯ К ДОБРУ, ТЕПЛУ И СВЕТУ»

Командировки в районы Курской области - это всегда открытия! Так, в городе Дмитриеве нам посчастливилось встретиться с писателем - Виталием Белоусовым. Виталий Николаевич, что называется, творческий универсал - он и стихи пишет, и юмористические рассказы, а также повести для детей и подростков. Кроме того, Виталий Белоусов также является активным участником проекта по привлечению современных мальчишек и девчонок к чтению и литературному творчеству, который был организован при Санкт-Петербургском институте культуры и искусства.

Бравый десантник с блокнотом

Как рассказывает сам Виталий Николаевич, писать он начал очень рано - еще в детстве, причем первой "пробой пера" были стихи. О чем? Конечно же, о родном селе Махновка Суджанской области, где будущий писатель родился и вырос.

Когда пришла пора идти в армию, как говорит Виталий Николаевич, сам "напросился" в десантные войска.

- Это же модно было, в принципе, почему было, и сейчас тоже актуально, - рассказывает мой собеседник, - по здоровью вроде бы прошел. Попал сначала в учебку - в Каунас в Литве, а позже был отправлен в Витебск, Белоруссию.

Здесь Виталий Николаевич начал сотрудничать с дивизионной газетой.

- Сначала я писал туда небольшие заметки, - вспоминает Виталий Белоусов, - затем - рассказы и стихи. А при этой редакции была школа военных корреспондентов, и мне предложили в ней поучиться. Я с удовольствием согласился, закончил и получил корочку. Затем меня пригласили на стажировку в газете. До окончания службы оставалось два месяца, и все это время я с утра и до вечера проводил в разъездах по заданию редакции по воинским частям города Витебска.

Но какое дело будет интересно человеку без личностного роста?

- В Витебске была газета Белорусского военного округа, которая называлась "Во славу Родины", - рассказывает Виталий Николаевич, - и я тоже стал понемногу отсылать туда различные материалы. Мы стали сотрудничать. Редакция эта однажды меня даже направила выступить со стихами на областном Белорусском радио.

- Так что после службы в армии я не только возмужавший вернулся, но и с хорошими творческими характеристиками из редакций витебских газет, - улыбаясь, замечает Виталий Белоусов, - с ними-то я и отправился в Воронежский университет на факультет журналистики, куда меня приняли на заочное отделение.

Параллельно Виталий Николаевич занимался поиском работы в районных газетах, и  свободная вакансия нашлась в городе Дмитириеве.

- Меня сразу старшим литературным сотрудником в отдел сельского хозяйства определили, - рассказывает мой собеседник.

Так бывает, что тема может стать определяющей в жизни человека. Дело в том, что Виталий Белоусов, погрузившись, что называется, в материал, поступил сначала в Калиновский сельскохозяйственный техникум, блестяще окончив его, а после пошел в Курскую сельхозакадемию.

В это-то время Виталий Белоусов не только статьи в газету писал, но и начал создавать небольшие рассказы.

А это интересно!

На вопрос о чем были его произведения, писатель замечает:

- О жизни. Я же по колхозам ездил, по предприятиям - что-то где-то подсмотрю, что-то мне люди расскажут. Как-то в памяти себе откладывал, замечая: "А это интересно" и потом записывал.

В это время Виталий Николаевич писал в основном юмористические рассказы, а также небольшие истории для детей.

Позже небольшие юморески вошли в один из сборников Виталия Белоусова - "Постоим у зеркала".

К слову, произведения из юмористического сборника, на мой взгляд, могут быть сценарием для короткометражных кинофильмов или послужить хорошей основой для выступления наших комиков.

Например, в произведении "На поводу у чужой лени" автор от лица главного героя рассказывает, как каждый вечер провожает своего начальника отдела - Петровича. Он мужественно переносит холод и неинтересную болтовню Петровича в надежде на то, что тот даст ему повышение. И вот, когда цель уже почти близка, супруга главного героя "спускает его на грешную землю".

- Емельян тоже провожал твоего Петровича и по часу топтался с ним на перекрестке… - заметила женщина, - да должности не получил. Потому что начальник твой - лодырь! Ждет, чтобы жена первой домой пришла и, пока он с тобой тут разговаривает, золу из печки выгребла, дров и угля из сарая принесла да заново ее растопила. Емелька-то его быстро раскусил, а ты - на поводу у чужой лени идешь!

В рассказах Виталия Николаевича искренне подкупает то, что юмор у него добрый, равно как и герои - совсем как в рассказе "Непредвиденная остановка".

- А вдохновила меня на его создание жизненная ситуация, - рассказывает Виталий Белоусов, - я как-то ехал в переполненном автобусе из Дмитриева в Железногорск. А тут бабуля спрашивает: "А Киликино скоро?" "Да мы уж давно от него отъехали", - ответили пассажиры. Видя, что бабушка почти в отчаянии, люди начали кричать: "Шеф, тормози, тут бабуля свою остановку проехала!", "Как же она эти три километра пройдет, бедняжка!" Все переполошились. А старушка тем временем достает таблетки, бутылочку с водой, выпивает лекарство. "Бабуле плохо!" - кричат пассажиры. И вот когда водитель уже почти решился на то, чтобы повернуть назад, бабушка призналась: "Ой, миленькие, я до Железногорска еду, а о Киликино спросила, потому что мне дочка сказала: "Как будешь в Киликино, таблетку выпей".

Вот так Ракурс!

Лично для меня не меньший интерес представляют рассказы писателя, созданные благодаря случаям, приключившимся с ним во время работы в разных редакциях.

Так, однажды довелось Виталию Николаевичу попасть на чествование ветеранов в одном из сельских клубов.

- Фотографируя принаряженных дедушек и бабушек в орденах и медалях, я никак не мог найти нужный ракурс, - рассказывает автор, - а тут какая-то женщина подошла ко мне и спросила: "Что ты ищешь, милок?". "Ракурс", - ответил я. И тут она мне ответила так грубо: "Там он, на улице. Нечего ему здесь делать!" Я ее сначала не понял.

Как оказалось позже, Ракурсом величали местного хулигана, который мало того что чуть не избил молодого корреспондента, так едва не втянул его в криминальную историю.

- Как-то, когда я работал в Медвенской районке, - рассказывает уже другой случай мой собеседник, - отправили меня в Курск - сделать отпечатки фотографий для нового номера. Меня еще редактор почему-то спросил, есть ли мне где переночевать в городе. Я, правда, так и не понял, зачем он это у меня спросил. Управился я с делами в Курске и подъехал на остановку, а автобус до Медвенки так и не пришел. Что ж делать? Вышел я за Льговский поворот на Обоянскую трассу и побрел пешком. Все бы ничего, но пурга на улице была страшная! Подобрала меня какая-то машина, пять километров проехали, остановились - повернули назад, а я дальше отправился пешком. Я ж думал, что фотографии в сегодняшний номер пойдут. Иду и вижу, что дальнобойщики стоят - чай греют, паяльной лампой отогреваются, я мимо них прошел.

Когда Виталий Белоусов пришел в редакцию,  то услышал от начальства вполне логичную фразу: "Ты что, сумасшедший, что ли?!".

- После этого случая у меня "родился" рассказ "Испытательный срок". То есть получается, что испытание на верность газете я прошел, - замечает писатель.

И Владимир Детков пригласил в союз писателей

Шло время, произведений у Виталия Николаевича становилось все больше, правда, печатать их в сборниках он начал только после выхода на пенсию.

Первая книга вышла в типографии города Железногорска.

Чуть позже под эгидой той же типографии  у Виталия Белоусова вышло уже четыре книги.

Как-то с книгами Виталия Николаевича познакомился Владимир Детков и сразу предложил ему вступить в Союз писателей России, что Виталий Белоусов с удовольствием сделал в 2009 году.

- А немного погодя я вступил в товарищество детских и юношеских писателей, которое работает при Союзе писателей России, - рассказывает мой собеседник, - и его руководитель Ирина Репьева предложила мне отдать кое-какие рассказы на конкурс детско-юношеской  литературы. И я туда отослал свои повести для подростков "Вальс под облаками" и "Тили-тили-тесто". Оказалось, что конкурс этот  международный и повести мои были отмечены дипломом победителя.

Кроме того, Виталий Белоусов с повестями для подростков занял также первое место на конкурсе, посвященном 110-летней годовщине Аркадия Гайдара, - "За вклад в детско-юношескую литературу".

- Ирина Репьева также посоветовала мне принять участие в проекте по привлечению детей к чтению через литературное творчество, который был организован при Санкт-Петербургском институте культуры и искусства, - рассказал Виталий Николаевич, - в нем занято множество людей - учителя школ, причем не только из России, но и Украины, а также Белоруссии. Курирует его Галина Варганова. Я пишу рассказы, которые размещаются на сайте проекта, а также читаются и разбираются на уроках литературы. Помимо этого, я предлагаю детям темы для сочинений, обсуждаю с ними свои рассказы.

Кстати, юные участники проекта также присылают Виталию Николаевичу свои произведения, которым писатель дает объективную оценку.

На вопрос о том, отличаются ли современные дети от тех, что были двадцать лет назад, Виталий Николаевич говорит:

- Нынешних ребятишек окружает много технических "заморочек", но их души, подобно душам детишек всех времен, тянутся к теплу, добру и свету.

Одной из последних книг Виталия Белоусова, напечатанных в Курске, стал сборник детских рассказов "Солнечный полдень".

Кстати, вдохновительницами большинства произведений в нем стали две дочери Виталия Николаевича, а иногда - и сама жизнь.

- Вот, например, тоже случай, произошедший у меня на глазах, - рассказывает мой собеседник, - привезли дедушке старые ящики на дрова. А ребятня их тут же подхватила и растащила по разным углам. Дед ругается на них, а мальчишки в ответ дразнятся. А как-то он увидел, что в одном из ящиков снежков до отказу набито. Подозвал он пацанов и начал рассказывать: "Помню, в войну закончились у нас снаряды, а бой продолжается. И вот такие же мальцы, как вы, не обращая внимания на пули, ползали и приносили нам снаряды, и мы их вот в такие ящики складывали". Так мальчишки подружились с дедом, стали его уважать и помогать ему.

Уже прощаясь с Виталием Белоусовым, я получила в подарок несколько его книг - таких же добрых, светлых, искренних, как и их создатель.

Надежда Глазкова