Курск

общественно-политический еженедельник

12+

Жизнь человеческого духа на курской сцене

Совсем скоро Курский драматический театр имени А.С. Пушкина распахнет свои двери для зрителя, успевшего за лето изрядно по нему соскучиться. К слову, пока актеры набирались сил для нового сезона, в здании театра шел ремонт и благоустройство. А кто может об этом рассказать лучше, как не директор Курского драматического театра Михаил ЛОБОДА.

- Михаил Александрович, легко ли быть лидером в творческом коллективе?

- Я бы так однозначно о лидерстве не заявлял. У нас с Юрием Бурэ, художественным руководителем театра, так называемый "деловой тандем". Все, что касается репертуара, постановок, то есть творчества,  - это его "епархия", а все, что касается координации работы цехов, их финансового и иного обеспечения, - это уже моя вотчина. 

Вы знаете, театр - это очень сложный организм, напоминающий многофункциональное предприятие, в котором есть цеха, и они, подобно режиссеру и актерам, также работают для зрителя. Цеха делают декорации, мебель, различную бутафорию, шьют костюмы. И за тем, чтобы этот механизм работал отлаженно и делал все вовремя, укладываясь в сроки, следит директор.

- Насколько мне известно, при театре даже специалисты по сварке металлических конструкций работают…

- Да. Однажды куряне даже могли собственными глазами видеть, как они трудятся. Это было перед выпуском спектакля "Семь криков в океане". Действие в постановке происходит на корабле. Чтобы сделать декорацию лайнера, нужно было для начала сварить железный каркас. На сцене это осуществлять было нельзя из-за опасности возникновения пожара, поэтому работы проводились на улице перед театром.

- Вы, наверное, еще и подборкой кадров занимаетесь. Не актерских, конечно.

-  Да, административные кадры "на мне". С радостью могу сказать, что текучесть небольшая. Есть даже примеры, когда люди работали у нас практически всю жизнь. Так, в прошлом году мы проводили на пенсию Людмилу Киперман. Людмила Николаевна трудилась в должности заведующей складом. Она ушла на пенсию в возрасте 86 лет. 

- Куряне очень радуются тому, что здание театра стало уютнее благодаря проведенным в нем ремонтным работам. Михаил Александрович, расскажите, что было сделано за последние годы?

- Все наши перемены к лучшему произошли благодаря поддержке администрации Курской области и областного комитета по культуре. Не каждый регион может заявить о том, что его руководитель регулярно бывает в драматическом театре. Чего не скажешь о нашем крае. Александр Михайлов, временно исполняющий обязанности губернатора Курской области, довольно часто бывает в театре - и не только на спектаклях, но и на различных мероприятиях. Безусловно, он не может не замечать наши проблемы.

Довольно ощутимую финансовую поддержку мы получили в Год театра и кино, в результате приобрели три единицы автотранспорта - "ГАЗель", легковой автомобиль "Жигули" и автобус ПАЗ. Что же касается ремонтных работ, то сначала мы привели в порядок кровлю. Крыша нашего здания была просто в катастрофическом состоянии, вода уже местами просачивалась в зрительный зал. Затем мы заменили все окна в здании, благодаря чему в театре стало значительно теплее. Не менее важным этапом в проводимых ремонтных работах стала установка противопожарных дверей. 

Мы также заново отциклевали паркет в фойе театра и поменяли мебель в актерских гримерных. Ремонтным работам мы подвергли и все санузлы в театре.

Небольшие изменения коснулись и сцены. Мы заменили на ней несколько штанкетных подъемов - это довольно дорогое удовольствие, но это оборудование необходимо, поэтому мы продолжим менять его дальше. Мы также покрасили часть зрительного зала от подмостков до осветительных лож в особый цвет - это такой художественный прием, который позволяет значительно улучшить восприятие спектакля. 

- Я знаю, что в здании кое-что поменяли и для людей с ограниченными возможностями здоровья…

- Да, наш театр стал удобнее для них. В этом году мы по программе "Доступная среда" установили специальный лифт для инвалидов-колясочников. Дело в том, что наши лестницы, ведущие к зрительному залу, невозможно было приспособить для людей на инвалидных колясках. А теперь они могут заехать со служебного входа, подняться на лифте до второго этажа, а дальше наши администраторы их сопроводят в зал.

- Но есть же проблемы, которые предстоит еще решить…

- Во-первых, сделать ремонт в гримерных комнатах на втором-третьем этажах театра. Он просто необходим, хотя бы косметический. Во-вторых, у нас уже готова смета на ремонт потолков в фойе зрительной части театра. Необходимо провести замену грузового лифта, потому что срок его эксплуатации истек. Нам также необходимо заняться ремонтом отопления, потому что система уже очень старая, более того, она требует тщательного обследования, что тоже стоит денег.

Мы также хотим сделать подсветку здания театра - хотя бы его центральной части. 

- Я знаю, что наш драматический театр выполняет план посещаемости зрителя. Как вы считаете, от чего это зависит?

- Во-первых, от грамотно составленного репертуара, который создан на любой вкус - начиная от возраста и заканчивая жанром, во-вторых, от ценовой политики. Все-таки у нас, что ни говори, стоимость билетов на спектакли доступная. В-третьих, в областном центре очень воспитанный зритель, который любит, скучает по театру, старается не пропускать премьеры.

- Михаил Александрович, а вы бываете на спектаклях? У вас есть любимые постановки?

- Конечно! Я очень люблю "Хануму", "Семь криков в океане". Мне также нравились "Жертвы века", к сожалению, спектакль сошел с нашей сцены. У меня младший сын Артем театрал - посещает все премьеры.

- Как директор, скажите, пожалуйста, в чем беда российского театра?

- Сложно ответить на ваш вопрос. Смотря с какой стороны подходить. Во всяком случае, у нас беды нет. Большие проблемы есть в столичных городах, где предпочтение отдается новому театру, созданному по западному образцу и поощряющему не духовную составляющую в спектакле, а физическую. Ведь наш традиционный русский театр показывает жизнь человеческого духа на сцене. Эту традицию Юрий Валерьевич продолжает, поэтому в Курском драматическом театре беды нет.

Надежда Глазкова