Курск

общественно-политический еженедельник

12+

Кто отвечает за безопасность пассажиров?

Все мы являемся участниками дорожного движения, и безопасность на дорогах во многом зависит от каждого из нас. Но, пользуясь услугами городского транспорта, мы доверяем свою безопасность другим людям. И здесь уже все зависит от компетентности водителя, состояния автобуса и адекватности остальных участников движения.

Курский пассажирский транспорт - это более чем 600 автобусов различной вместимости (или более двух тысяч по области). Самым крупным перевозчиком в Курске является некоммерческое партнерство "Общество частных перевозчиков". Социально значимые перевозки осуществляет ОАО "Пассажирское автотранспортное предприятие города Курска" (ПАТП). Контролирует организации, занимающиеся перевозками пассажиров, Управление государственного автодорожного надзора по Курской области. Именно оно выдает перевозчикам лицензии и следит за соблюдением всех норм, призванных гарантировать нашу безопасность.

В 2011 году на территории Курской области произошло более 30 дорожно-транспортных происшествий с участием пассажирского автотранспорта. Это примерно на 30 процентов меньше, чем в 2010-ом. Погибло пятеро, ранен 81 человек. 17 ДТП случилось по вине водителей пассажирского транспорта, при этом 22 человека получили ранения. Причинами стали грубые нарушения водителями правил дорожного движения, погоня за прибылью в ущерб безопасности перевозки пассажиров.

О том, какие меры приняты к перевозчикам, допустившим ДТП, рассказал заместитель начальника отдела автотранспортного и автодорожного надзора Управления государственного автодорожного надзора по Курской области Павел Васильевич Бабенко:

- По 12 фактам ДТП изданы приказы и проведены проверки. По пяти проводятся внеплановые проверки владельцев автотранспортных средств, водители которых стали виновниками дорожно-транспортных происшествий. Протоколы об административных правонарушениях в отношении десяти перевозчиков, допустивших ДТП, переданы в Арбитражный суд Курской области и мировым судьям. Девять перевозчиков, допустивших ДТП, привлечены судом к административной ответственности в виде штрафа на общую сумму 51 тысяча рублей. Материалы в отношении остальных перевозчиков находятся на рассмотрении в судебных органах.

В ходе проверок выявлен ряд нарушений лицензионных требований и условий. Так, перевозчики не всегда обеспечивают проверку технического состояния транспорта, предрейсовый медосмотр водителей. Порой на линию допускают водителей, не прошедших стажировку на маршруте и учебу по обязательной ежегодной программе безопасности дорожного движения. Не все перевозчики понимают, как важно соблюдать режим труда и отдыха водителей. Например, транспортные средства на междугородных маршрутах оборудованы тахографами. Это специальные приборы, регистрирующие скорость движения, пробег автомобиля, периоды труда и отдыха экипажа. Так вот данные тахограмм анализируют не все.

Если ошибки перевозчиков могут стать предпосылками для совершения ДТП, то нарушения самих водителей создают прямую угрозу безопасности пассажиров. Так, нередко они нарушают очередность проезда, скоростной режим, не соблюдают дистанцию, а порой игнорируют самые элементарные правила: высаживают людей не на остановках, а со второй и даже третьей полосы движения. Таблички с информацией о маршруте размещают не по правилам. В итоге закрывают нижнюю часть лобового стекла, создавая "мертвую" зону. Очень часто водители сажают больше пассажиров, чем это предусмотрено. И страшно представить себе, как в случае ДТП будет проходить эвакуация из переполненной маршрутки.

На сегодняшний момент имеется нехватка квалифицированных водителей. Если перевозчик предъявляет строгие требования, нерадивые водители переходят на другую работу.

- Особое внимание всегда уделяется безопасности детей. А как обстоят дела со школьными автобусами?

- Управление госавтодорнадзора строго следит за соблюдением транспортного законодательства школами Курской области, которые имеют автобусы. Особое внимание уделяется подбору водителей. К управлению школьными автобусами допускаются водители, имеющие стаж работы не менее трех последних лет в качестве водителя автобуса. Они обязательно проходят стажировку на маршруте. Сам маршрут  перевозки школьников к местам учебы также тщательно обследуется в целях обеспечения безопасности детей.  Организуется ежедневный техосмотр транспортного средства перед выездом на линию и после возвращения в гараж, а также ежедневный медосмотр водителей.

- Павел Васильевич, расскажите, ждут ли пассажиров и перевозчиков какие-то новшества в этом году?

- С этого года в силу вступает ряд нормативно-правовых актов, касающихся пассажирских перевозок. Так, с 1 января все транспортные средства, используемые для коммерческих перевозок пассажиров, должны быть оснащены аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. Также с 23 января они должны быть оборудованы тахографами. Безусловно, все эти требования направлены на обеспечение безопасной перевозки пассажиров, предотвращение дорожно-транспортных происшествий.

Управление государственного автодорожного надзора по Курской области проводит совместную работу с другими контролирующими органами.  На расширенном совещании в январе были проанализированы причины ДТП на пассажирском автотранспорте, намечены мероприятия по снижению аварийности и обеспечению безопасной перевозки пассажиров.

По вопросам обслуживания на городском транспорте пассажиры могут обращаться в Департамент транспорта, связи и дорожного хозяйства по телефону 56-17-79