Пришла пора учиться пользоваться турникетами
О том, что курский городской транспорт оборудуют турникетами и валидаторами, стало известно в конце прошлого года. О сроках же внедрения ноу-хау говорилось и говорится крайне мало, поэтому в конце каждого месяца около пунктов продажи проездных нет-нет да и возникнет спор: а стоит ли покупать абонемент на месяц? Не получится ли, что, потратившись на проездной, придется раскошелиться еще и на покупку специальных карточек? Да и Что вообще даст новая система городу? Форумы Курска разрываются от споров между консерваторами и модернизаторами. На наши вопросы согласились ответить координаторы программы - курский центр ИБСК (ООО "Интегрированные билетные системы Курска" - прим. авт.).
ПРОЕКТ СТАРТОВАЛ
Внедрять автоматизированную систему контроля оплаты проезда (АСКОП) начали еще в начале года. Причем в числе первых турникеты и валидаторы появились в автобусах города. Чуть позже аналогичными устройствами оборудуют трамваи и троллейбусы. Пока новая система не функционирует, штанги турникетов опущены и поднимаются лишь в рамках экспериментального выезда на маршрут. Времени, чтобы изучить новое оборудование, у курян предостаточно: АСКОП планируется запускать поэтапно. Сначала новая схема оплаты проезда заработает на автобусных маршрутах (уже в этом месяце), а с 1 июня - на трамвайных и троллейбусных. В переходный период вход в общественный транспорт будет осуществляться только через переднюю дверь. Вместо билетов пассажирам придется приобрести у кондуктора электронную транспортную карту, дающую право на одну поездку. Льготную категорию граждан и счастливых обладателей проездных билетов на текущий месяц от покупки временно освободят. Им будет достаточно предъявить при входе соответствующие документы кондуктору, а водителю заранее сообщить о своем выходе.
- Почему установка турникетов и валидаторов началась с автобусов, а не с электротранспорта?
- Дело в том, что электротранспорт у нас, с позволения сказать, типичен, тогда как автобусный парк ОАО "ПАТП города Курска" насчитывает довольно большое число моделей транспортных средств. Это позволяет нам отработать различные варианты установки оборудования, протестировать его в действии, - поясняет специалист по связям с общественностью ИБСК Ольга Соколец.
Сегодня системой АСКОП уже снабжена часть автобусов НЕМАН, ЛИАЗ, ПАЗ, "мерседес". Понятно, что даже монтажные работы в каждом из них отличались по характеру. А уж изучив подводные камни установки АСКОП на автобусах, оборудовать электротранспорт турникетами не составит труда!
ЭЛЕКТРОННЫЕ КАРТЫ: ПРАВДА И ВЫМЫСЕЛ
В связи с нововведением вопросов у курян возникает много. И один из самых главных касается проездных карт. Как производится считывание с них информации? Не получится ли, что стоимость проезда будет списываться дважды? Как-никак карту-то необходимо прикладывать и при входе в транспорт, и при выходе из него. Неясным остается и то, как контролировать собственные расходы, как будет производиться списание поездок и денежных средств с карточки, да и где ее можно приобрести? Но обо всем по порядку.
Проскочить "зайцем" теперь будет практически невозможно. Более того, приобрести транспортную карточку (ТК) на всю семью - тоже не вариант. Чтобы новый "проездной" не передавали из рук в руки и одной картой не воспользовалось сразу несколько человек, приняты особые меры. Повторный проход по одной и той же ТК возможен только через три минуты, а по социальным, в том числе для учащихся и студентов, - через десять.
- Представим ситуацию, человек стоит на остановке "Цирк" в ожидании троллейбуса. Ехать ему, скажем, до улицы Садовой. Нужного маршрута все нет, и он, отчаявшись, садится в тот троллейбус, который идет до Знаменского собора, чтобы уже там пересесть. Ехать до этой остановки минуту-полторы. А если на кольце уже идет на разворот необходимый ему номер маршрута? Пропускать его? Ждать следующего до тех пор, пока не истекут эти три или десять минут? - спрашиваем мы директора ИБСК Евгения Филатова.
- Нет, почему же. Речь идет о срабатывании карточки в одном транспортном средстве. При пересадке это ограничение не действует. Данная мера необходима только для того, чтобы одна и та же карточка не "гуляла" по салону.
Не стоит волноваться и из-за того, что стоимость поездки придется оплачивать дважды: при входе и при выходе. Особенность АСКОП состоит в том, что она не только берет с вас плату за проезд, но и ведет учет пассажиропотока. При входе в транспорт регистрируется карта и ее тип. Это для того, чтобы знать, какое количество льготников проходит за день, планировать социальную политику региона. Только при выходе с карточки списывается необходимая сумма.
- Внедрение АСКОП благотворно отразится в первую очередь на перевозчиках города, которым областной бюджет возместит реально потраченные средства за перевозку льготных категорий граждан. До этого получить полную компенсацию было не так просто, поскольку учет этой категории граждан не велся, и предположить, сколько человек активно пользуется социальными проездными, не представлялось возможным. До сих пор было принято считать, что льготников от силы десять процентов от общего пассажиропотока. От этого числа и высчитывалась компенсация. Но практика показала: льготников практически половина. Разница налицо, - говорит Евгений Филатов.
Теперь о том, что касается типов карт, их особенностей и мест приобретения. В настоящее время в рамках тестирования используются ТК, дающие право на одну поездку. При выходе пассажир опускает ее в специальный приемник. Через некоторое время ту же карту снова активируют. Изготовление одноразовых ТК - удовольствие не из дешевых, так что это далеко не лишнее. Кроме того, в Курске будут действовать и другие виды транспортных карт: дающие право на 60, 100 поездок в месяц, социальные, а также функционирующие по принципу электронного кошелька. Приобрести их или пополнить счет можно будет в тех же киосках, через которые сегодня распространяются проездные билеты, а также в отделениях почтовой связи. Терминалы для пополнения счета предполагается установить в общественных местах, в первую очередь в крупных торговых центрах. Первые карточки (на 60 и 100 поездок) появятся в продаже уже в этом месяце.
Стоимость проезда по каждому типу ТК, действительно, будет отличаться, но в любом случае окажется не выше той, которая установилась в общественном транспорте к настоящему моменту. Итак, с пользователя карты на 100 поездок предполагается списывать по 8 рублей за поездку, на 60 - 8,5 рубля, одноразовая сохранит существующую стоимость оплаты - 9 рублей. Транспортная карта "электронный кошелек", хоть и считается наиболее удачным вариантом, заставит владельца поломать голову. Стоимость одной поездки зависит от того, сколько денежных средств на ней осталось: до 100 рублей - 9 рублей, до 200 - 8,9, до 350 - 8,8, до 500 - 8,7, до 800 - 8,5, до тысячи - 8,4, свыше тысячи - 8,3 рубля.
А ЧТО ЖЕ ЛЬГОТНИКИ?
Не придется ли им, выбрав полную компенсацию, докладывать на ТК собственные средства? Вопрос, который сегодня очень сильно волнует наших пенсионеров. Евгений Филатов поспешил успокоить курян:
- Социальная транспортная карта не лимитирована количеством поездок. Установлены только сроки ее использования: для школьников она выдается на год, для остальных категорий - на месяц.
- Планируется ли сделать транспортные карты для льготников именными? Как будет осуществляться проверка того, не передал ли человек свой проездной билет родственнику или знакомому?
- Каждому пассажиру указанной категории планируется в будущем выдавать социальные проездные билеты с индивидуальным уникальным номером. А вот транспортные карты для школьников могут быть именными. Другие льготники должны иметь с собой документы, которые удостоверяют право получения льготного проезда. Контроль за этим станет осуществлять специальная ревизионная служба.
- Как будет осуществляться выдача проездных карт льготным категориям граждан, в том числе школьникам?
- Значительная часть из них, как и раньше, сможет приобрести социальные транспортные карты (СТК) и социальные транспортные карты студентов (СТКС) в пунктах "Курскэлектротранс". Школьники будут получать карты (СТКУ) через свои учебные заведения.
ДАЧНЫЕ АВТОБУСЫ ПОДОЖДУТ
Еще один немаловажный вопрос: появится ли АСКОП в дачных автобусах и изменится ли в этом случае стоимость проезда?
- Действительно, в некоторых дачных автобусах автоматизированная система была установлена, - рассказывает Евгений Филатов. - Однако в этом году работать на данных рейсах она не будет. Такое решение было принято в конце апреля в ходе совещания перевозчиков и представителей администрации города и области. А вот в следующем дачном сезоне уже можно ожидать нововведений.
А КОЛЯСКИ И СОБАКИ?
Владельцы крупных собак, а также родители с колясками давно привыкли заходить в салон общественного транспорта через заднюю дверь. Там и площадка шире, и они никому не мешают. Отныне же вход будет осуществляться через переднюю дверь, а выход - через заднюю. И как тут быть? Что делать, например, молодой маме с коляской?
- Во время тестовых поездок мы уже сталкивались с подобными ситуациями, - рассказывает Евгений Филатов. - Как оказалось, такие случаи единичны: за день мам с колясками не так много - одна-две. Водитель будет выходить и опускать штанги турникета. Как показало тестирование, это не создает заминок на маршруте. А в новых моделях транспортных средств предусмотрен вход для людей с колясками. Он отмечен, как правило, специальным значком, да и поручень на входе там несколько смещен относительно центра, чтобы не создавать лишних неудобств. Что же касается владельцев собак и обладателей ручной клади, а также родителей с малышами дошкольного возраста, то для них удобнее всего будет проходить через переднюю дверь. Турникет там установлен так, что под ним можно провести собаку, есть место и для маневра с тележкой. Детей родители, как и раньше, смогут проносить на руках или пропускать под турникетом.