Курск

общественно-политический еженедельник

12+

О тех, кому не все равно

Пока иные на Интернет-форумах задают наболевшее "За что?", имея в виду наличие тяжелых заболеваний у маленьких деток, другие борются с этим поистине страшным жизненным явлением реальными делами. Ведь в словесных поисках его причины упускается самое главное - время и, соответственно, возможность помочь. Однако студенты Курского государственного медицинского университета не позволяют ситуации приблизиться к такому исходу, охотно становясь волонтерами благотворительного фонда реабилитации детей, перенесших тяжелые заболевания, "Шередарь".

ВОЛШЕБНЫЙ УГОЛОК

Прежде чем начать разговор о недавней сентябрьской смене в "Шередаре", прошедшей с участием курских студентов-медиков, стоит отдельно сказать об этом необыкновенном месте, которое даже со слов воспринимается как некий волшебный уголок на нашей Земле. И волонтеры, и детишки между собой называют его лагерем. Но, если посмотреть вглубь вещей более зорко, то и "лагерь" - не вполне подходящее определение. Скорее, это отдельный мир, наполненный добром, соучастием и милосердием. 

23 ноября 2013 года "Шередарю" официально исполнится всего лишь год, но за столь короткое время он успел заявить о себе и, что существенно, протянуть руку помощи. А с того момента, как в поселке Сосновый Бор Петушинского района Владимирской области был заложен первый камень будущего реабилитационного центра, минуло ровно три года. Как написано на официальном сайте Фонда: Ммногое сделано, но еще больше предстоитМ. 

Что подразумевается под практической деятельностью этого необычного лагеря? В первую очередь, воплощение программ психологической реабилитации детей, перенесших онкологические и гематологические заболевания  со сроком ремиссии до четырех лет. Необходимо сделать оговорку, что ребята в возрасте от 7 до 13 лет, нуждающиеся в реабилитации, приглашаются в "Шередарь" со всей России абсолютно бесплатно. Учредитель фонда - Михаил БОНДАРЕВ - является по совместительству и членом правления небезызвестного фонда Чулпан Хаматовой "Подари жизнь", а также генеральным директором компании "ВКС-International House". Реабилитационную составляющую курирует большой специалист в этой области Терри ДИГНАН, эксперт Международной ассоциации реабилитационных лагерей "SeriousFun Children's Network". В общем-то, о "Шередаре" можно найти исчерпывающую информацию в Интернете на сайте www.sheredar.ru.

А теперь перейдем от общих фраз к личным впечатлениям и узнаем, каким образом Курский государственный медицинский университет стал причастен к этому благородному делу.

"ДО" И "ПОСЛЕ"

- Все произошло достаточно прозаично, - рассказывает Владислав СОТНИКОВ, начальник социального центра КГМУ, ассистент кафедры общей и клинической психологии. - В прошлом году на электронную почту университета пришло письмо из "Шередаря" с предложением поучаствовать в волонтерском движении и семинаре, посвященном вопросам детской реабилитации после онкозаболеваний. Я сам занимаюсь онкологическими заболеваниями с психологической точки зрения, и не отозваться не мог. Тогда же, в ноябре 2012 года тринадцать наших студентов впервые отправились в "Шередарь" в качестве волонтеров. Так все и завязалось. 

Одновременно удалось совместить добродетельность с пользой. Прицел, по словам Владислава, был взят не только на бескорыстную помощь, что и без того понятно, но и на развитие в университете профессионально ориентированного волонтерства. В "Шередарь" приезжают волонтеры из разных вузов России, и студенты, осваивающие медицинскую направленность, имеют отличную возможность помочь квалифицированным врачам, работающим на базе лагеря. 

- Мы способствуем тому, чтобы в "Шередарь" в основном направлялись будущие социальные работники, педиатры, а также студенты лечфака, - уточнил Владислав. - Я и сам работал там волонтером, но вкратце изложить свои впечатления об этой поездке мне очень трудно. Могу только сказать, что вернулся оттуда с несколько иным взглядом на мир. "Шередарь" соткан из живых искренних отношений и, несмотря на то, что он предназначен для детей, назвать этих ребят таковыми сложно. У них иное мировоззрение, не свойственное их биологическому возрасту. Все потому, что они соприкоснулись с мыслью о смерти. Для них это не просто слово. Они, как никто другой, понимают его смысл и совершенно точно знают, что жизнь может оборваться в любой момент. В моем отряде были самые маленькие детишки. Помню мальчика Женечку. На тот момент ему было девять лет. Он перенес онкологию головного мозга и несколько отставал в развитии, но, несмотря на это, очень многому меня научил…

Пока Фонд "Шередарь" организовал шесть смен, последняя из которых прошла с 22 по 30 сентября. Прошла, но не бесследно. Студентка шестого курса лечебного факультета КГМУ Инна ПОТОЛОВА вспоминает об этих днях с особой теплотой:

- Мы приехали раньше ребятишек. На специальном тренинге нас подготовили к встрече с ними. И буквально в считанные часы нам, волонтерам, прибывшим из разных уголков России, с разными интересами и характерами, удалось стать настоящей командой. Все шло как по маслу, и в этом большая заслуга высокого уровня организации. Каждый день, проведенный в "Шередаре", был невероятно насыщен не только для детей, но и для нас. Наверное, мы с не меньшей эмоциональной отдачей реагировали на происходящие события. Новые впечатления поджидали уже с утра - на мастер-классах. Каждая мастерская - обучение какому-либо делу, причем не символическое, а более чем основательное. Мы учились варить мыло, расписывать футболки, стрелять из лука и многому другому. Одно из самых ярких событий дня  происходило вечером, после ужина, и называлось "вечернее дело". Я много раз была в лагерях, и обычно день там завершался традиционной дискотекой. Здесь же все было по-другому. К примеру, на одном "вечернем деле" мы помогали сказочной принцессе попасть домой, после чего сшили для нее лоскутное одеяло, кусочки которого получали на каждом мастер-классе. В завершение вечера оказались у нее в гостях. В доме принцессы была настоящая русская печь, и к нашему приходу она приготовила кашу в чугунках, запеченную картошку, жареные сосиски. Получилось настоящее театрализованное представление.

На другом "вечернем деле" мы смотрели в кинозале фильм, забравшись под одеяла. Кстати, перед киносеансом каждый ребенок находил на прогулке билет в кино и по нему проходил в зал, а на входе мы выдавали ребятам попкорн. Был у нас просмотр и анимационного мультфильма, ни где-нибудь, а  на потолке. Я пытаюсь подобрать слова, чтобы описать, что мы при этом чувствовали, но не могу этого сделать. Такие моменты надо просто пережить. Мы сами без остатка растворялись в этой чудесной атмосфере, становились такими же детьми. Конечно, работать с ними, особенно с самыми маленькими, непросто. Это тысячи вопросов в день и бешеный ритм, но втягиваешься моментально. Иногда я думала: "На следующей мастерской пойду отдохну", но было настолько интересно, что я сразу же забывала про усталость. 

Конечно, пережитая болезнь наложила на этих деток определенный отпечаток. Смотришь в их вдумчивые глаза и невольно ловишь себя на мысли, что это не глаза ребенка. На тебя смотрит взрослый человек, который, может быть, даже мудрее тебя. И так больно слышать, как они спокойно разговаривают о химиотерапии, о том, как лежали в больнице. Ведь там они провели большую часть своей пока еще маленькой жизни. Они вспоминают об этом так же, как мы говорим о вчерашней встрече с друзьями. Это кусочек их жизни, который не выкинешь. 

Вернувшись из лагеря, я почувствовала что изменилась внутренне. Осознала, что мы, взрослые, зачастую сковываем себя принципами, стереотипами и относимся ко всему сложнее, чем нужно. А надо быть проще, добрее, искреннее. Дети помогают правильно прочувствовать такие элементарные эмоции, как радость или даже огорчение, удивление или злость. Прочувствовать просто, без осадка на душе. Ребенок может злиться, а через минуту улыбаться и совершенно забыть, чем было вызвано его недовольство. Он не копит в себе негатив, обиды. И, конечно же, в этих детях поражает безграничная жизнерадостность, несмотря на то, что жизнь для них началась непросто. 

Завершился наш разговор на оптимистичной ноте.

- В силах каждого волонтера не только посодействовать лично, но и привлечь к участию в этом большом благотворительном деле и других, а также помочь найти ребенка, нуждающегося в реабилитации. Я уверена, что многие куряне могли бы подключиться к этому процессу, - заключила Инна.

С условиями вступления в ряды волонтеров можно ознакомиться на официальном сайте Фонда "Шередарь".

P.S.: В ходе написания этого материала я вдруг вспомнила: ровно год назад оказалась, не побоюсь этого слова, уникальным зрителем документального фильма, снятого моим преподавателем, режиссером Виталием КАЛИНИНЫМ. Почему уникальным? Потому что монтажное решение фильма на тот момент носило еще условный характер и до его официальной презентации оставалось полгода, а назывался он "Человек из "Шередаря". Тогда Виталий Серафимович попросил нас, студентов-заочников, внимательно посмотреть сие творение и высказать свое мнение. Мы были польщены тем, что мэтр неигрового кино дал нам такую потрясающую возможность - хотя бы отчасти влиться в этот увлекательный творческий процесс и помочь прийти его создателям к завершающему этапу. Фильм о строительстве первого реабилитационного лагеря для детей, перенесших онкозаболевания, и, в частности, о его создателе - Михаиле Бондареве - впечатлил всех. Запомнились тогда и слова Виталия Калинина. Он честно признался, что поначалу скептически отнесся к предложению снять фильм о меценате, коих сейчас в стране немало. Но уже в процессе работы режиссер понял, что это действительно редкий человек. Виталий Серафимович вспомнил, что их с Михаилом Бондаревым общение шло буквально в режиме "нон-стоп", при этом всегда была включена видеокамера, записавшая многочасовые разговоры, и из этого невероятно огромного фактического материала было очень непросто вычленить самое важное. 

Отрадно все-таки, что у нас есть люди дела. Дела благого и милосердного. 

Серафима МАЛАХОВА