Образование для особых учеников
Дети, имеющие ограничения по состоянию здоровья и вследствие этого особые потребности в обучении, должны иметь равный доступ ко всем видам образовательных услуг. Такую задачу ставит перед нашим государством и обществом Конвенция ООН о правах инвалидов, которую российский парламент ратифицировал в 2012 году.
Ратификация Конвенции создает дополнительные гарантии обеспечения, защиты и развития социальных и экономических прав инвалидов. Развитие же современной системы образования предполагает удовлетворение потребностей каждого ребенка в полноценном и гармоничном развитии с учетом индивидуальных склонностей и способностей. Аналогичные конвенции - гарантии для детей с ограниченными возможностями - закреплены в новом федеральном законе "Об образовании", принятом в декабре прошлого года. Он вступит в силу уже в сентябре. Что же предполагают новые нормативные документы для детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья)?
Прежде всего, в современную образовательную систему шаг за шагом внедряется инклюзивный подход. В чем его суть? Об этом мы побеседовали с деканом дефектологического факультета КГУ, доктором медицинских наук, профессором Владимиром ЛукьЯновым.
Принципы новой модели
Инклюзия - это включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья и особенными потребностями (в Европе используется термин "повышенные потребности") в обучение на базе общеобразовательной школы. Это означает, что все дети независимо от физических, интеллектуальных особенностей могут обучаться вместе со своими сверстниками по месту жительства. Ранее вопрос о том, где учиться такому ребенку, решала психолого-медико-педагогическая комиссия. Теперь ситуация изменилась.
Коррекционное образование (специализированные школы), дистанционное (обучение на дому посредством информационных технологий) или инклюзивное? Согласно федеральному закону каждый родитель имеет право выбрать подходящую форму обучения для своего ребенка.
- В нашем регионе развита система коррекционной помощи, специалисты успешно справляются с возложенными на них задачами, - говорит Владимир Лукьянов. - Законодательно закреплены разнообразные формы обучения, в области широко представлена и сеть коррекционных учреждений всех видов.
Специалисты утверждают, к каждому ребенку нужно применять комплексный подход, позволяющий выбрать форму обучения исходя из его возможностей и состояния здоровья.
Смена понятий
Внедрение инклюзивного подхода в образование связано с тем, что в обществе постепенно происходит смена модели инвалидности с медицинской на социальную. Медицинская определяет инвалидность как нарушение здоровья и ограничивает поддержку таких людей мерами социальной защиты. Социальный подход к пониманию инвалидности утверждает: причина заключается не в самом заболевании (поскольку нарушения бывают разными: от слуховых и речевых до опорно-двигательных), а в существующих барьерах и стереотипах, мешающих нормальному включению человека в жизнь общества.
Как организовать обучающую среду?
Просторные классы, широкие двери, пандусы, дополнительное оборудование лишь малая часть того, что необходимо для организации образовательного пространства. Конкретной модели обучения по системе инклюзии нет на сегодняшний день ни в одном регионе.
Но такой учебный процесс постепенно входит в практику. На протяжении нескольких лет в регионе работают школы, в которых наравне со здоровыми сверстниками обучаются дети с ограничениями. Всего таковых в области четыре тысячи. 3600 детей получают образование в коррекционных учреждениях.
Так, в средней общеобразовательной школе № 57 города Курска в каждой параллели с первого по девятый есть особый класс - класс охраны зрения. Здесь обучаются дети с заболеваниями глаз. Для них созданы специальные технические и организационные условия. Все занятия направлены на то, чтобы предупредить глазные патологии. Для этого работа на уроке строится определенным образом: зрительное и тактильное восприятие материала сменяется слуховым. Темп снижен, что не сказывается на объеме образовательных программ.
Каждое ученическое место оборудовано индивидуально. Углы парт закруглены. Есть интерактивные доски, позволяющие увеличить любое изображение и текст. Компьютерный класс адаптирован для учеников: клавиши на больших клавиатурах крупные и разноцветные.
В течение урока проходят оздоровительные физкультминутки, поскольку глазам необходима разрядка. После занятий - процедуры в офтальмологическом кабинете. Здесь установлена аппаратура для сохранения и восстановления зрения. С ребятами работает психолог.
В Курске с 2010 года действует центр дифференцированного надомного и дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья "Ступени". Учреждение идет по пути интеграции. Сегодня на его базе образование получают не только дети с интеллектуальной недостаточностью, но и дети с сохранным интеллектом, но имеющие серьезные заболевания. Есть вечернее отделение для тех, кто по каким-либо причинам не получил общее образование. Сейчас Центр специализируется на индивидуальном дифференцированном обучении. По таким программам учатся уже 50 человек, а всего их 252. Есть дошкольное отделение. Это тоже один из вариантов обеспечения детей услугами образования.
Если говорить о реализации инклюзивного подхода в чистом виде, то он предполагает совместное обучение детей здоровых и детей, имеющих ограничения. Такой опыт есть в сельских школах.
- Фактически организация инклюзивного образования - это не эксперимент, - замечает Владимир Лукьянов. - Это требование времени.
Неминуемые трудности
Однако внедрение данной системы сталкивается с рядом проблем, в том числе и психологического склада. Во-первых, формально для таких детей не разработаны образовательные стандарты. Во-вторых, трудности возникают у участников педагогического процесса.
Со стороны учителей
Особенно остро стоит вопрос подготовки кадров. К примеру, для того, чтобы ребенок из Глушковского района, имеющий нарушения речи, не ехал в Дмитриевскую школу-интернат (единственную профильную в области), а обучался вблизи дома, необходимы соответствующие специалисты. В новых условиях учителя-предметники должны преподавать у детей с разного рода нарушениями. Традиционные методики здесь уже не работают, а педагогам необходима дополнительная дефектологическая подготовка.
- Эта проблема решается постепенно, - продолжает Владимир Лукьянов, - учителя могут получить второе высшее образование либо пройти профессиональную переподготовку, прослушав курс лекций по специальной педагогике и психологии. Сейчас основной упор необходимо делать на педагогический коллектив.
Идея инклюзивного образования должна овладеть умами педагогов, стать составной частью их профессионального мышления. Этот процесс, разумеется, займет длительное время. Ведь, помимо всего прочего, педагогам предстоит направить колоссальные усилия на работу с детьми и родителями, на воспитание у них терпимости, доброты, отзывчивости. В этом смысле на педагогическую общественность ложится большая нагрузка. Опыт внедрения инклюзивного образования показывает, что учителя и другие специалисты не сразу могут соответствовать тем профессиональным ролям, которые требуются для данной формы обучения. Страх в такой ситуации является вполне обоснованным. Они проходят несколько стадий: начиная с явного или латентного сопротивления, переходя к пассивному, а затем и к активному принятию происходящего. Советы педагогам, которые дают в таких случаях специалисты, просты: нужно делать свое дело несмотря ни на что.
Со стороны родителей
Родители детей, которые развиваются типичным образом, иногда высказывают опасение, а чаще всего и открытое неприятие факта совместного обучения их детей с теми, кто требует особой поддержки. Полагая, что это может задерживать развитие их собственного ребенка. Однако практика показывает обратное. Успеваемость здоровых детей не падает. В отношении поведения, социального развития и успехов в учебе достижения детей, обучающихся в школе, придерживающейся инклюзивной формы образования, не уступают традиционной.
- Тем не менее на данном этапе напряжение в этих вопросах вопросах не спадает. Зачастую родители, решившие отдать своего ребенка с особыми потребностями в общеобразовательную школу, спустя некоторое время забирают его назад. Кроме того, что должна пройти перестройка общественного мнения, требуются большие материальные затраты для организации обучения таких детей (оборудование, дополнительные ставки педагогов и обслуживающего персонала). Пока проблем больше, чем методов их решения, - резюмирует профессор.
Единственным оптимальным вариантом остается открытие классов для детей с ОВЗ в рамках общеобразовательной школы. Достижение инклюзии - это задача ближайшего времени. Оно не сводится только к созданию соответствующего образовательного пространства. Необходимы и реализация программ по созданию безбарьерной окружающей среды, поддерживающего трудоустройства, и работа по изменению общественного мнения.
Инклюзия - это включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья и особенными потребностями (в Европе используется термин "повышенные потребности") в обучение на базе общеобразовательной школы.
Дарья ЗАЕВА