8-800-2000-122: зачем нужен этот номер?
17 мая отмечается Международный день детского телефона доверия. В России служба с единым для каждого субъекта номером - 8-800-2000-122, на который можно бесплатно позвонить из любой точки страны, поделиться своими переживаниями и получить экстренную психологическую помощь, появилась в сентябре 2010 года по инициативе Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Сегодня по всей территории России она насчитывает более 230 организаций, почти в половине из них звонки принимаются круглосуточно. Это значит, что каждый ребенок, подросток, а также родители, переживающие непростые времена, всегда могут получить квалифицированную консультацию психолога, главное - решиться набрать номер.
В преддверии праздника деятельности служб общероссийского телефона доверия была посвящена веб-конференция "Телефон доверия: детские проблемы - решение за взрослыми", организованная Фондом поддержки детей для федеральных и региональных СМИ, к работе которой присоединилась и редакция нашей газеты. Участники общения затронули многие темы.
С чем звонят дети? Среди самых актуальных проблем были названы ссоры с друзьями, первая любовь, неуверенность в себе, подготовка к ЕГЭ, притеснение в школе, конфликты с учителями. Большая часть переживаний ребят затрагивает их отношения с родителями, недопонимание в семье. К сожалению, есть случаи, связанные с жестоким обращением. Остается проблема детских суицидов.
Как и чем во всех этих ситуациях могут помочь консультанты телефона доверия? Руководитель Центра экстренной психологической помощи Московского городского психолого-педагогического университета Олеся ВИХРИСТЮК рассказала, что основной задачей психолога является поддержка ребенка, снижение его психологической напряженности, уменьшение ощущения безнадежности, а также помощь в поиске пути преодоления трудных жизненных ситуаций. "Преимущества телефонного консультирования - в доступности, экстренности и, что волнует каждого, - в анонимности, - также отметила Олеся Валентиновна. - Любой абонент может быть уверен в полной конфиденциальности, так как мы не спрашиваем никакую информацию о себе, и у нас нет определителя номера".
Вопрос реального доверия детей и взрослых к данной службе, по мнению председателя правления Фонда Марины ГОРДЕЕВОЙ, является одним из важных. "Надо помнить, что это индивидуальная психологическая помощь, а не средство сбора информации о правонарушениях, - сообщила руководитель. - Телефон доверия - не "полицейская функция", но, к сожалению, для многих он ассоциируется именно с ней. Во многом в этом есть вина журналистов, которые в своих материалах призывают общественность сообщать по данному номеру о различных ситуациях, например, жестокого обращения с ребенком. А ведь нередко для человека звонок - единственная возможность справиться с непростой ситуацией, но из-за сомнений он не решается на него. Мы должны иметь это ввиду, публикуя информацию о телефоне".
Живыми примерами того, как работают консультанты, как много на самом деле они могут сделать дистанционно, поделилась и.о. руководителя сектора МГППУ "Детский телефон доверия" Ирина АЛЕЕВА. Ирина Николаевна рассказала историю 13-летней девочки, у которой умерла мама. Она позвонила и сообщила, что ее папа и бабушка постоянно ругаются, с кем ей остаться. Призналась, что чувствует свою вину и не знает, как поступить. Первым делом психолог успокоил ребенка, убедив, что в сложившихся обстоятельствах нет ее вины. Затем научил, как поговорить с взрослыми, вплоть до каждой реплики, чтобы те услышали ее. Девочка звонила несколько раз, с консультантом они подолгу репетировали беседу. По последующим обращениям ребенка становилось понятно, что ситуация налаживается.
Еще одна история - про десятиклассника, который обратился с тем, что к нему предвзято относится учительница химии: намеренно занижает оценки, дает сложные дополнительные задания, хотя, по его словам, он из числа лучших. Из-за этого у него возникает желание поменять школу. В ходе общения специалист помог мальчику взглянуть на эту ситуацию глазами педагога. Оказалось, что она просто такой человек и ко всем относится строго, а не только к нему. Дополнительные задания - такой способ подготовить ученика к поступлению в вуз, так как учитель знала, что ему понадобится этот предмет.
Работа с обращениями несовершеннолетних требует от консультантов тщательной подготовки. Они должны уметь завоевать доверие ребенка, вызвав на откровенный разговор. Важно также уметь распознавать звонки-розыгрыши, видеть - скрывается ли за ними реальная проблема. Поэтому важно повышать квалификацию сотрудников службы. И этому также уделяется большое внимание.
В Курской области телефон доверия работает уже более 20 лет. На федеральный номер куряне могут звонить с 2010 года. К услугам службы прибегает все больше абонентов. 15 тысяч звонков поступило в прошлом году, из них девять тысяч от детей и подростков. Консультирование по единому общероссийскому номеру детского телефона доверия ведут квалифицированные педагоги и психологи Курского областного социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, Центра диагностики и консультирования "Гармония", Железногорского межрайонного центра социальной помощи семье и детям, Курского областного социального приюта для детей и подростков поселка Поныри. Девиз работы телефона доверия в Курской области в нынешнем году звучит так: "Мы научим тебя быть самостоятельным!"
Особую обеспокоенность у сотрудников службы вызывают звонки, связанные с фактами жесткого обращения с детьми. Поэтому в регионе был разработан механизм межведомственного взаимодействия всех структур, способных оказать помощь в ситуациях, требующих экстренного вмешательства. Поскольку базовым принципом работы психологической службы остается анонимность, предпринять конкретные шаги для разрешения проблемы можно только в том случае, если обратившийся захочет представиться.