Курск

общественно-политический еженедельник

12+

Совершенно особый праздник

Новый год стал для нас привычным и традиционным праздником - последние десятилетия он отмечается достаточно однообразно: с нарядной елкой, праздничным столом и речью главы страны. Но для советских людей это был совершенно другой праздник: к нему готовились задолго до наступления, буквально по крупицам собирая угощения и новогоднюю атрибутику.

C 1918 по 1935 год Новый год не был официальным государственным праздником, однако большинство семей традиционно отмечало его наряду с Рождеством. Впервые Новый год официально отпраздновали лишь в конце 1936 года после статьи видного советского деятеля Павла Постышева в газете "Правда", вот небольшой ее отрывок: "Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, Дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как "левые" загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею. Следует этому неправильному осуждению елки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец".

Новый год государство разрешило отмечать, однако 1 января оставалось рабочим днем.

Только после войны начали по-настоящему складываться традиции празднования Нового года в СССР. Стали появляться елочные игрушки: в начале очень "скромные" - из бумаги, ваты и прочих материалов, позднее - красивые, яркие, сделанные из стекла и похожие на украшения елок дореволюционного времени. Само собой, игрушки не могли избежать советской символики - елки украшали всевозможные алые звезды, дирижабли и изображения пионеров и октябрят. Готовиться к праздникам в СССР нужно было загодя. Во-первых, закупить продукты - то есть "достать", выстоять в часовых очередях, получить в продуктовых заказах шпроты, икру, копченую колбасу. Обязательно было приготовить оливье, холодец, заливную рыбу, морковный и свекольный салаты, селедку под шубой, открыть заготовленные с лета маринованные огурчики и помидорчики, которые ввиду отсутствия сезонных овощей были неотъемлемой частью праздничного стола. Те, у кого имелся знакомый продавец в продуктовом магазине, могли позволить себе на Новый год коньяк за 4 рубля 12 копеек, шампанское "Советское" полусладкое, мандарины. Готовые торты тоже были дефицитом, поэтому в основном приходилось печь самим. Во-вторых, нужно было обеспечить ребенка билетом на Новогоднюю елку, подарком, костюмом снежники из марли или нарядом зайчика и мандаринами. Подарок, в котором были и карамельки, и яблоки, и грецкие орехи, предоставлял родителям профком. Мечтой каждого ребенка было попасть на главную елку страны - сначала в Колонный зал Дома Союзов, а после 1954 года - на Кремлевскую елку.

В-третьих, каждой советской женщине всенепременно требовалось новое модное платье - его можно было сшить своими руками или в ателье, в редких случаях - купить у фарцовщиков; магазин оставался последним местом, где реально было добыть себе соответствующую поводу обновку. Новогодние подарки - очередное препятствие для советских граждан. С любыми товарами в стране была напряженка, а с красивыми и качественными дело обстояло еще хуже, поэтому наши родители отправлялись в гости, прихватив шампанское, колбасу, желательно - "Сервелат", консервированные экзотические фрукты (ананасы), банки с красной и черной икрой и коробки шоколадных конфет. В парикмахерские записывались за несколько недель, подготовка прически, макияжа и всего "новогоднего облика" требовала от советских женщин максимум времени, изобретательности и самостоятельности - иногда прически делали умелые руки подруг. Последний этап подготовки - протереть (починить) телевизор, который, как утверждал почтальон Печкин, является "лучшим украшением новогоднего стола".