Курск

общественно-политический еженедельник

12+

Жители турецкой деревни общаются с помощью свиста

Люди настолько привыкли общаться друг с другом с помощью слов, что большинство не допускает мысли о возможности иных способов голосовой коммуникации. Тем не менее, в удаленных регионах нашей планеты они существуют, хотя в мире их и осталось не так много. Речь идет о свистящих языках, которые используются для обмена информацией на расстоянии некоторыми народами.

Впервые на них наткнулись не ученые, а любители, занимавшиеся поиском легендарной Атлантиды. Исследование они вели в районе Канарских островов, в частности, на острове Гомера.

Однако свистящими языками пользовались не только жители этих краев, но и индейцы Центральной Америки, обитающий в Гане народ нанкансе, живущие в Гане и Мали представители народа бваба, а также пиренейские горцы Беарна. Сейчас у этих людей свистящие языки практически не используются ­ почти поголовно вымерли их носители.

В 1964 году исследователи узнали, что в Восточно­Понтийских горах находится деревенька Кушкей, жители которой общаются друг с другом с помощью свиста. «Оттого, что мы весь день одни, нам и пришлось научиться языку птиц. Наша деревня не напрасно называется Кушкей ­ Птичья деревня, значит», ­ рассказывали местные пастухи. Действительно, общаться между собой в отсутствие телефона на расстоянии около четырех километров можно только с помощью свиста. Причем он данном случае представляет собой турецкий язык, эмулированный с помощью звуковых сигналов.

«Никто уже не помнит, когда в деревне стали разговаривать на «птичьем языке», чтобы сообщать друг другу сельские новости. По крайней мере, считают старики, язык свиста уже не одно столетие передается от отца к сыну, и корни этой традиции теряются где­то в веках. Некоторые местные этнографы думают, что этот своеобразный «горный телефон» был изобретен местными жителями во время военных столкновений, которыми так богата история этих мест. Другие предполагают, что в XV–XVI веках в Турции оказалась большая группа испанских эмигрантов, бежавших от святой инквизиции: они будто бы и принесли язык свиста с Пиренейского полуострова. Вряд ли это так, не соглашаются третьи, потому что деревенька Кушкей населена в основном горными пастухами, охотниками и земледельцами, говорящими и свистящими на турецком языке, и маловероятно, чтобы испанские эмигранты могли породить местное пастушеское население, которое восходит в здешних краях чуть ли не к неолиту и бронзовому веку. Одним словом, как и везде, где сегодня встречается язык свиста, он окружен неясностями и догадками», ­ писал в своей книге «Сильбо Гомера и другие» Геннадий Босов.

В последние годы прогресс дошел и до селения Кушкей, жители которого стали использовать вместо свиста мобильники. И если прежде для того, чтобы позвать соседа на чай, надо было посвистеть, то теперь многие попросту звонят. Большая проблема заключается и в том, что молодежь не хочет учиться старинному языку. А согласно традиции, он передавался от старшего поколения к младшему.

Исследователи решили, что называется, взять от жизни все, и отправились изучать вымирающий язык в полевых условиях. Для начала часть ученых ­ этнические турки, прекрасно говорящие на языке предков, попытались освоить язык свиста. С переменным успехом они научились понимать некоторые фразы на птичьем языке, но особо не продвинулись.

«Язык свиста - ­ это очень удобно. Посмотрите на рельеф, в этих горах и долинах можно только свистеть. А благодаря эху всегда можно быть услышанным», ­ рассказал ведущий автор исследования биопсихолог Онур Гюнтюркюн. Ученому вместе с коллегами удалось выяснить много интересного. В частности то, что турецкий язык свиста в корне отличается от всех известных языков. Дело в том, что за обработку языка традиционно отвечает левое полушарие головного мозга. Однако при разговоре на «птичьем языке» активизируются оба полушария.

Когда жителей деревушки Кушкей усадили в удобные стулья и снабдили наушниками, началась настоящая наука. Исследователи поочередно проигрывали им через один из каналов устную речь или свист. Оказалось, что устную речь жители свистящей деревни лучше воспринимали с правой стороны. При этом свист они отлично слышали в обоих случаях.

В дальнейшем исследователи намерены подвергнуть жителей деревушки Кушкей электроэнцефалографии и объяснить восприятие свистящего языка на более глубоком уровне.

www.gazeta.ru