Кордон между полномочиями
В ближайшее время курские депутаты приступят к разработке регионального закона, который четко разграничит бюджетные полномочия между органами местного самоуправления - муниципальными районами и сельскими поселениями. Практика показывает, что сельские поселения в силу недостаточного финансирования не выполняют ряд обязательств, и не все вопросы уместно относить к компетенции районных администраций.
Оптимальный баланс, который ляжет в основу будущего закона, парламентарии и представители местной власти обсуждали в ходе заседания постоянного думского комитета по законодательству, вопросам государственного устройства и местного самоуправления.
Отсутствие достаточных источников финансирования не лучшим образом сказывается на эффективной работе власти на местах.
- Некоторые полномочия так и остаются на бумаге, - пояснила спикер Курской областной Думы Татьяна Воронина. - Муниципальные бюджеты, которые формируются в основном за счет отчислений налогов на имущество, землю, доходы физических лиц, не всегда справляются с возложенными на них обязательствами. Задача - привести в соответствие доходные источники местных бюджетов с расходными полномочиями.
Следует отметить, что с 1 января 2015 года на муниципальные районы возросла финансовая нагрузка. Причиной тому послужили изменения, внесенные в Федеральный закон № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" принятым Госдумой 136-м законом. Если за сельскими поселениями осталось только 13 полномочий из 39 существовавших ранее, то остальные 26 вопросов перешли в ведение районных администраций. В результате такого перераспределения из компетенции сельских поселений практически полностью ушли вопросы территориального планирования и землеустройства. Обязательства, касающиеся жилищно-коммунального комплекса (ЖКХ), сельских дорог, сбора и вывоза бытовых отходов, содержания жилого фонда и ряд других легли на плечи муниципальных образований. Это и повлекло за собой имущественное перераспределение. Так, объекты ЖКХ, инфраструктуры жилого фонда стали передаваться по договорам аренды в районные органы с обязательным внесением изменений в них. Следом возник кадровый вопрос. Обязанности сотрудников сельских поселений перешли к служащим районных администраций.
Следует отметить, новый 136-й закон нарочно не сделал список полномочий сельских поселений исчерпывающим. Федеральные законотворцы оставили право за органами местного самоуправления перераспределять обязательства по своему усмотрению. Этим правом воспользовался Суджанский район. Его глава Николай Ильин рассказал, что с руководителями сельских поселений были подписаны соглашения, в соответствии с которыми в их ведение перешел ряд вопросов местного значения. Среди них: электро-, тепло-, водо-, газоснабжение, содержание памятников культуры, мест захоронений, ритуальные услуги, а также сбор и утилизация бытовых отходов.
- На выполнение этих обязательств мы выделили четыре миллиона рублей, - продолжил Николай Ильин. - И, надо сказать, главы сельских поселений добросовестно подошли к решению этих вопросов.
Руководители муниципальных образований подчеркивают, без принятия областного закона, который бы четко регламентировал полномочия, не обойтись.
- Да, мы закрепили соглашением перераспределение обязанностей, - говорит глава Суджанского района. - И, тем не менее, ответственность лежит на нас.
В целом, участники заседания отметили, что сельские поселения способны осилить от 1 до 10 полномочий. Вопросы содержания дорог, транспортного обслуживания однозначно должны остаться в ведении районов.
В предстоящей работе над проектом регионального закона краеугольным камнем является земельный вопрос. Дело в том, что поправки, внесенные в Земельный кодекс весной этого года, дают право поселковым администрациям распоряжаться неразграниченной государственной собственностью (земельные участки, находящиеся в собственности у государства, но не отнесенные к муниципальным, федеральным землям субъекта - прим. ред.). До сих пор эти обязательства были возложены на районы. По большому счету, муниципалы, которых 136-й закон лишил градостроительных полномочий, снова их обрели.
Главы районов высказываются за очередную законодательную рокировку в свою, разумеется, пользу. Сельским поселениям, аргументируют они, нет смысла распоряжаться землей, поскольку арендная плата идет в районный бюджет.
Так или иначе, а цель и законодателей, и муниципалов такова: сделать все для того, чтобы система управления была максимально эффективной. Разработка закона о регулировании полномочий станет мощным средством для ее достижения.