Курск

общественно-политический еженедельник

12+

Перестраивал самолеты и встретил любовь на Курской дуге

Его призвали в армию в семнадцать с половиной лет, просто тогда был такой закон ­ лиц со среднеспециальным образованием забирать служить раньше. Так что с выпускного вечера ­ а Михаил Жаков, ветеран Великой Отечественной войны, летчик­наблюдатель и обладатель шести орденов и множества медалей, закончил Суджанское педагогическое училище ­ он вместе со своими однокурсниками отправился сразу в военкомат. Парни рады были тому, что отправляются в армию, ведь в те времена считалось настоящим позором, если молодой человек не отдал воинский долг Родине. А было это летом 1940 года.

Был выходной…

В армии предложили Михаилу Петровичу поступить в авиационную школу, находящуюся под Брянском, на что парень с удовольствием согласился.

Он, как и большинство очевидцев тех трагических событий, до мельчайших подробностей помнит день, когда началась Великая Отечественная война, ­ 22 июня 1941 года.

­- У нас был выходной, только закончились соревнования по бегу, причем я в своем отделении занял третье место, ­ рассказывает ветеран, ­ не успел я добежать до финиша, как нам объявили: «Всем собраться в летнем театре». А зачем ­ никто не говорит. И тут включили радио, выступление Вячеслава Молотова, и мы узнали – началась война.

Как говорит сам Михаил Петрович, именно с этих пор и началась его военная жизнь.

­- На седьмые сутки после вышеописанных мною событий нас уже бомбили, ­ заметил Михаил Жаков, ­ и бомбежка эта была для меня самой страшной из тех, которые враг совершал потом. Сколько самолетов тогда погубили фашисты, а уж какое множество людей убили! А мы же только начали летать. Тренировки продолжать надо, а враг своими бомбежками не дает ­ каждый день наведывается, в одно и то же время, словно на работу.

Тогда верховное командование вынесло решение ­ эвакуировать школу в Алтайский край, в город Славгород. Там Михаил Петрович доучился и, кстати, окончил учебное заведение в день собственного девятнадцатилетия и выбыл в 62­й отдельный Гвардейский Лодзинский авиационный полк.

И тренировочный может стать боевым

­- А машин не хватало, поэтому в бой вылетали даже те, на которых отрабатывались полеты, ­ рассказывает Михаил Жаков, ­ и я попал на такой самолет. Мы его из аэроклуба взяли, сами переоборудовали – прикрепили бомбодержатели, установили пулемет – и на фронт.

По словам Михаила Петровича, учебный самолет ­ самый неприхотливый. Но у него был один большой минус – он не мог летать днем, так как нужную высоту не набирал, и его легко было сбить, также машину подводила низкая скорость – всего 100 километров в час. Но выхода не было.

­- А вы знаете, у нас на этих самолетах летали женщины. Помните знаменитый полк, прозванный фашистами «Ночными ведьмами»? Они брали на борт до 100 килограммов бомб! На самом деле, это не так много, но девушки еще и психологические атаки фашистам устраивали – враг слышал рев моторов и постоянно ждал падения снарядов, из­за чего нервничал, ­ рассказывает ветеран.

В январе 1942 года Михаил Петрович вместе со своими сослуживцами был уже в Старом Осколе.

­- И первый мой боевой вылет был на станцию Щигры, ­ говорит ветеран, ­ в то время населенный пункт был уже под оккупацией немцев. Там я получил свое боевое крещение. На станции было большое скопление товарных составов, и их надо было разбомбить.

После какие только задания командования летчик не выполнял: бомбил немцев, летал к партизанам – доставлял оружие и боеприпасы, продовольствие и лекарства, а оттуда вывозил стариков, детишек, раненых.

На мой вопрос о том, куда именно к партизанам он летал, Михаил Петрович отвечает, что в основном в Брянские леса. А когда фронт стал продвигаться дальше, то в Белоруссию.

­- У белорусских партизан был очень хороший аэродром, который мог даже транспортные самолеты принимать, ­ замечает мой собеседник, ­ были такие машины ­ «ЛИ­2» назывались.

Помимо работы с партизанами, совершал Михаил Жаков и перелеты, во время которых производилась высадка разведывательных групп – с радиостанциями и продуктами.

Кстати, Михаил Петрович помимо Курской битвы принимал участие в Белорусской операции, в освобождении Польши и взятии самого Берлина, совершив при этом за время Великой Отечественной войны 193 боевых вылета!

Елена Прекрасная

Июнь 1943 года стал для Михаила Жакова судьбоносным, ведь перед самым страшным сражением в истории Великой Отечественной войны он встретил свою будущую супругу Елену.

Было это в селе Вабля Конышевского района, где находился аэродром, на котором базировался полк Михаила Петровича.

Для поддержания боевого духа советским солдатам привезли передвижное кино. Так как фильмы были редким удовольствием, пришло очень много гражданских. Правда, в отличие от летчиков, не бесплатно.

Там Михаил Жаков и увидел Елену впервые: красивую, стройную, грациозную. Прошло столько лет, а он до сих пор помнит, во что была одета его будущая супруга ­ белую кофточку, черную юбку и платочек на голове.

Как оказалось, Елена повязала его не случайно. Она работала в городе Дмитриеве в госпитале и, ухаживая за больными тифом, заразилась сама. Прекрасные волосы пришлось остричь, вот девушка и носила косынку. В село Вабля она была эвакуирована.

­ - Мы встречались девять месяцев. Я помог Елене устроиться на работу в батальон аэродромного обслуживания. И нам повезло – ее батальон дошел с нами до самого Берлина, ­ рассказывает Михаил Петрович, ­ а в войну какие свадьбы? Поэтому мы несколько лет жили в гражданском браке.

Свои отношения чета Жаковых получила возможность зарегистрировать только в 1946 году, ведь именно тогда в Германии, где Михаил Петрович остался служить, образовалось консульство, имеющее право регистрировать советских граждан. 

Кстати, в тот день Михаилу и Елене советское консульство выдало два свидетельства – о законном браке и о рождении дочери Светланы, которая появилась на свет в этом же году.

Настоящим подарком для регистрирующихся стало то, что расписывали их в зале, где совершилось незабываемое историческое событие – был подписан договор о капитуляции Германии.

Каким был Жуков?

­После войны полк наш остался военно­транспортным, ­ рассказывает Михаил Петрович, ­ у нас были самолеты «СИ­47» ­ американские, очень хорошие машины по тому времени. Мы одну из них переоборудовали, чтобы на ней совершали перелеты наши маршалы и командующие группой войск ­ Георгий Жуков, Василий Соколовский, Василий Чуйков. Я обязательно присутствовал на каждом вылете, как и все руководство полка, чтобы все было в порядке.

На вопрос о том, каким был Жуков, Михаил Жаков отвечает:

­- Георгий Константинович всегда приезжал на аэродром с небольшим запасом времени, как правило, его провожало много генералов. Поздоровавшись с экипажем, он отправлялся в салон. Как мне казалось, он был излишне серьезен.

А вот маршал Василий Соколовский, по словам моего собеседника, был уже совсем другим.

­- Приедет, с каждым из экипажа не только поздоровается, но и поговорит немного. Очень вежливый был, внимательный.

После четырехлетнего пребывания в Германии Михаил Петрович с семьей еще служил на Дальнем Востоке 11 лет и в 60­е годы прибыл в Курск по сокращению Вооруженных Сил.

Даже после отставки небо все равно не отпускало ветерана, и он еще 28 лет трудился в курском авиаотряде.

В данный момент находясь на заслуженном отдыхе, Михаил Жаков и сейчас может прочесть целую лекцию об авиационной технике, ведь если человек профессионал, он остается таковым в любом возрасте.

Надежда ГЛАЗКОВА