Вся жизнь ее - бессмертный подвиг!
Как интересно порой переплетаются судьбы людей с историей городов, поселков и сел, к которым они имеют отношение. Рождается человек в одном месте, растет, учится, становится на ноги, а судьба забрасывает его в другое, с которым он также прочно связывает свой дальнейший жизненный путь и свою биографию. Наглядный тому пример: я родился и вырос на курской земле в небольшом поселке Тим. Высшее образование получил в Москве, направление попросил в Курск, где и тружусь уже более 35 лет.
Собирая материалы о героях Великой Отечественной войны, вижу, что на нашей земле мужественно сражались сыны и дочери многих братских нам народов. И весьма отрадно, что светлая память об этих героях бережно сохраняется жителями Курской области.
Где-то в середине 90-х годов прошлого века, после выхода в свет книги "Господа офицеры", я познакомился с ее автором Александром Харитоновским. Так получилось, что, испытывая большую любовь к военно-морскому флоту, я начал помогать и Совету ветеранов ВМФ Курска, а Александр Александрович стал моим духовным и творческим наставником. Знаю мою страсть к поиску и коллекционированию фотографий, чертежей кораблей, он несколько раз в дружеских беседах советовал мне испытать себя и в иной ипостаси, то есть попробовать о чем-то написать.
Беседы известного писателя-мариниста, в прошлом собкора ТАСС, не прошли бесследно. Что-то во мне изменилось, решил последовать по фарватеру, указанному офицером-тихоокеанцем, писателем Александром Харитоновским.
С возрастом стал замечать, что меня все больше беспокоит одна проблема, над которой раньше (наверное, по молодости) не задумывался. Есть у нас в поселке Тим (в самом его центре - в Мемориальном парке) несколько братских могил. Две из них, где упокоились воины, защищавшие и освобождавшие поселок, имеют памятники и таблички с именами бойцов и офицеров, погибших на тимской земле. А вот третья могила стоит безымянной. В ней похоронены жители поселка Тим и окрестных сел. Как получилось, что нет на памятнике имен? А ведь нынешней осенью будет 70 лет со дня зверской казни тимчан!
Цель поиска никто не ставил, она была на виду. Занимался я этим в свободное время. Ушло более пяти лет на то, чтобы восстановить порядка 20 имен и фамилии казненных земляков. Несколько лет назад стал искать сведения о погибших или воевавших в районах области медсестрах и врачах. Например, герой Советского Союза украинка Машенька Боровиченко. Воевала на Украине, затем в поселке Тим, в Черемисиновском районе, в аду боев Сталинграда, а летом 1943 года оказалась на южном фасе Курской дуги, где героически погибла, вынося раненого офицера с поля боя. Там же она и упокоилась, в селе Орловка, что чуть южнее Обояни. Я был на ее могиле, беседовал с селянами. Во время поиска материала о Машеньке Боровиченко я узнал из книг еще об одной героической медсестре, чья тяжелейшая судьба очень растрогала меня. Я имею в виду Зину Туснолобову. Я был очень удивлен, выяснив, что она воевала совсем недалеко от Тима - на соседней горшеченской земле. Подготовил несколько писем и послал их на родину Зинаиды Михайловны - в город Полоцк (Республика Беларусь), а также в поселок Горшечное. Хочу сказать слова благодарности сотрудникам Полоцкого музея боевой славы Сергею Полякову и Ирине Сыревич, а также Горшеченского краеведческого музея Ларисе Подкопаевой и Татьяне Проскуриной, которые помогли мне разыскать то место, где приняла свой последний бой Зина Туснолобова.
В очередной отпуск (прошедшей осенью) я посетил село Старое Роговое. Бывшие выпускники школы проводили меня до того места, где на снегу в суровом феврале 1943 года старшина Зина Туснолобова лежала несколько суток с перебитыми ногами и разбитым в кровавую кашу лицом - ждала смерти. И лишь случайно ее обнаружили русские разведчики: они возвращались из немецкого тыла к своим, когда услышали ее тихий стон.
О судьбе этой девушки горшеченцы знают благодаря стараниям журналистки местной газеты "Маяк" Елены Орловой. Поэтому скажу лишь, что я посчитал своим долгом также рассказать о ней нынешнему поколению курян в своих статьях "Перекличка солдатских сердец" в газете "Курск" и "Победившая смерть" в тимской газете "Слово хлебороба". Оригиналы статей и фотографии, сделанные во время поездки в Старое Роговое, я выслал в Полоцк. И вот на днях, приехав в Тим, увидел письмо из Полоцка от Сергея Полякова. Он пишет: "…из редакции новостей пока никаких нет. Скоро понесу свой материал и попытаюсь выяснить, когда они планируют поставить в номер вашу статью. Кстати, недавно точно выяснил, что настоящая фамилия Зины Морозова. Туснолобова - фамилия ее довоенного мужа. Конечно, вы правы по поводу текста таблички, но этот факт нисколько не умаляет ее подвига! Спасибо всем, кто причастен к созданию памятного знака!"
Поясню, что в письме из Полоцка речь идет о тексте на мемориальной доске (табличке), установленной в селе Старое Роговое Горшеченского района на месте боя. Там сказано, что в феврале 1943 года здесь совершила свой бессмертный подвиг Зинаида Туснолобова. Она вынесла с поля боя 124 бойца. Однако в тексте на табличке историческая или объективная неточность. Девушка не могла вынести в одном бою так много бойцов, тем более что вскоре здесь же была тяжело ранена. Следует отметить, что 124 (или 128) бойцов Зинаида вынесла, рискуя жизнью, в оборонительных боях за рекой Дон (под Воронежем), затем уже форсировав этот, ставший губительным для гитлеровцев, водный рубеж в наступательных боях на воронежской и курской земле. Но повторю слова Сергея Полякова: эта неточность нисколько не умаляет величие ее подвига. Более правильный текст дан на мемориальной доске, прикрепленной к памятнику, который установлен на братской могиле там же, в селе Старое Роговое. Надпись гласит: "Здесь 1 февраля 1943 года вела последний бой за освобождение села от неприятеля Герой Советского Союза, санинструктор седьмой роты третьего стрелкового батальона 849 стрелкового полка 303 Сибирской стрелковой дивизии старшина медицинской службы Зинаида Михайловна Туснолобова. Родилась в 1923 году. Умерла в 1980 году". А я считаю своим долгом добавить, что каждый прожитый день этой удивительной, мужественной женщины (и на полях кровавых сражений, и позже, в палатах госпиталей, и уже в послевоенные годы) действительно был бессмертным подвигом!
Поэтому так важно видеть и знать, что горшеченцы выполнили долг потомков: увековечили память о Зине Туснолобовой памятным знаком в том месте, где она была ранена и лишь чудом осталась в живых, в установленных мемориальных досках-табличках, за что всем небезразличным к памяти и чужой беде низкий земной поклон!