Курск

общественно-политический еженедельник

12+

Они сражались за Победу

Миллионы людских судеб затронула война. Гибель близких, тяжелые потери и разрушения коснулись каждого. Однако, несмотря на творящийся вокруг ужас, жизнь шла своим чередом. Некоторых она забросила туда, где они прежде не чаяли оказаться. Одни начинали свой боевой путь в России, а затем оседали в Германии. И прежде вражеский язык становился для них вторым родным. Или вдруг мальчик родом из самого сердца Европы оказывался  в жарком пекле танковой битвы под Прохоровкой, сражаясь на стороне советских войск. Немало подобных примеров корреспонденты "МГ" отыскали в фондах Курского военно-исторического музея "Юные защитники Родины".

Уникальность музея не только в том, что в нем хранятся материалы  о подвигах тысяч юных участников войны. Его создатели поддерживают тесный контакт с теми, кто попал на войну совсем юным и пережил те суровые годы.  Уже в послевоенное время стены музея не раз становились свидетелями крепких объятий и счастливых слез - по приглашению директора музея здесь проходили встречи фронтовиков.

В Курскую область, к месту одной из самых страшных битв войны, приезжали солдаты, моряки, офицеры со всего Советского Союза и стран Европы. Ветераны вспоминали о днях сражений, боевых товарищах, говорили о горечи расставаний и радостях Победы. При этом оставляли на память о себе фотографии, военные письма и другие свидетельства своей биографии. Всех их объединяло одно: они сражались за Родину.

ДРУГ СОВЕТСКОГО СОЮЗА   

Чех по происхождению, Рудольф Пешка родился в Запорожье в 1924 году. В семнадцать лет молодой человек учился на четвертом курсе химико-алюминиевого техникума, намереваясь в будущем стать инженером. Рудольф играл на гитаре и скрипке, увлекался радиотехникой и фотографией. Однако в его планы, как и в судьбы миллионов других людей, вмешалась война. 

Семью Пешков срочно эвакуировали в Харьков, но на подступах к этому городу уже рвались в воздухе немецкие снаряды, слышались крики раненых. Прибыв в местечко Оранки, Рудольф тут же записался добровольцем в отряд солдат, ставший  основой чехословацкой военной части, сформированной в СССР. Командиром отряда из 39 человек был подполковник Людовик Слобода. Пока юноша изучал основы военного дела в Бузулике, враг не стоял на месте. В конце 1942 года Рудольф узнал о гибели отца и брата в битве под Сталинградом. Хотел забрать тела и похоронить, но не успел: родные Рудольфа нашли свой покой в братской могиле.

Свой первый бой он принял 8 марта 1943 года на реке Мже под Харьковом, отправившись на фронт в составе чехословацкого отдельного батальона, и чудом избежал смерти.  Уже на второй день сражения его тяжело ранило. Санитарные машины, которые перевозили бойцов в город, были помечены красным крестом - их-то и выбрал в качестве мишени пилот немецкого самолета. Обстреляв машины, фашист добивал людей из пулемета. Младший лейтенант Григорий (фамилии своего спасителя Рудольф так никогда и не узнал) был ранен легко, в руку. Он помог чешскому солдату отползти на обочину. Четыре дня истекающие кровью бойцы выбирались из окружения. Наконец, возле Валуйска (Украина) вышли к своим. А дальше был госпиталь, операция…

Как свидетельствует письмо, отправленное Рудольфом на адрес музея "Юные защитники Родины", после выздоровления он вместе с чехословацкими подразделениями участвовал в сражениях под Киевом,  Белгородом, в битве на Курской дуге. Был еще трижды ранен, награжден многими советскими и чехословацкими медалями и орденами. А свою первую награду получил за тот самый бой на реке Мже.

В 1947 году  в звании полковника Чехословацкой народной армии Рудольф Пешка ушел в отставку. После войны он смог осуществить свою мечту - стал инженером металлургического комбината, а затем его директором.  

"Заверяю вас, что я и впредь буду бороться за укрепление мира во всем мире, направляя все силы на развитие и углубление экономического сотрудничества между нашими странами", - писал он в Курск из чешского города Острава  10 июня 1985 года.

"КУРСКИЙ СОЛОВЕЙ" ИЗ-ПОД ЖИТОМИРА

Подполковник Войска Польского в отставке, ветеран Второй мировой войны Тадеуш Орловский называет себя курским соловьем. И у него есть все основания для этого.

"Я, подполковник Войска Польского (здесь и далее отрывки из письма Тадеуша Орловского   председателю городского комитета ветеранов Великой Отечественной войны Курска, 1975 год - прим. авт.),  бывший народный ополченец, участвовавший в обороне Курска против немецко-фашистских захватчиков в 1941 году (в составе батальона разведки Дзержинского района), где прошел добровольцем свое боевое крещение, партизан Украины и воин Красной Армии, а в следующем Войска Польского (переведен в 1944 году, так как по национальности поляк), участвовавший в сражениях до полного разгрома гитлеровского агрессора в его собственной берлоге, ...накануне моего ухода в отставку ощущаю большое желание пройти по путям моей истории. А она имеет свое начало в Курске". 

В 1935 году, будучи одиннадцатилетним мальчишкой, Тадеуш приехал в Курск вместе с родителями навестить родственников, да так и остался здесь. Ослабленного туберкулезом мальчика поднял на ноги врач курского тубдиспансера.

"Я помню ту пожилую, на толстых от опухоли ногах женщину из санитарной комиссии, которая, не щадя своего здоровья и денег, окружила меня настоящей материнской заботой до полного излечения. В моей памяти она будет жить до конца моей жизни. Но она должна жить вечно и в летописи - как пример молодым поколениям" .

Тадеуш учился в ФЗУ (фабрично-заводское ученичество) обувной фабрики, летом бегал купаться на Боевку, играл в шашки в кинотеатре "Октябрь", а его излюбленным местом прогулок стал Первомайский  парк, где по вечерам он играл в духовом оркестре.

"В Курске прошли мои самые лучшие отроческие годы. На моих глазах происходили грандиознейшие преобразования. Поэтому Курск имел особенное влияние на формирование всех моих душевных и физических качеств… Я всегда ощущал свою неразрывную душевную связь с этим близким сердцу городом и его замечательными, добродушными людьми.

Я радовался, что вместо давних мостовых и старых кирпичных тротуаров строятся новые асфальтные улицы… Что перед началом киносеансов в фойе кинотеатра  можно потанцевать, съесть пирожное, выпить ситро… Что на стадионе "Динамо" можно получить на прокат велосипед,… а Боева дача приспособлена для отдыха жителей и водного спорта".

За год до начала войны юноша записался на курсы ОСОАВИАХИМа. "Готов к противовоздушной и химической  бороне", "Готов к санитарной обороне" - гласили надписи на значках, полученных им на курсах. Новые знания пригодились очень скоро.

22 июня 1941 года по поручению парторга обувной фабрики семнадцатилетний  Тадеуш стал инструктором по подготовке рабочих к противовоздушной и химической обороне. Однако сердце молодого человека жаждало более решительных действий. Как только в городе объявили о формировании добровольческих отрядов народного ополчения, он тут же заявил о своем желании. Добровольцев учили, как вести себя на поле боя: стрелять, обращаться с гранатами и бутылками с зажигательной смесью. Поначалу на вооружении у народных ополченцев были лишь охотничьи ружья и винтовки времен Первой мировой. Перед выходом на линию фронта их снарядили основательнее - станковыми и ручными пулеметами.

"Я был  обладателем поочередно одностволки, английского маузера с длинным штыком, свисающим на поясе в кожаном чехле по колено, пятнадцатистрельной самозарядной винтовки. При этом меня назначили вторым номером ручного пулемета".

Добровольцы патрулировали улицы, охраняли мосты, железную дорогу и другие объекты. Но когда фашисты были уже на подступах к городу, ополченцев также призвали на защиту Курска. Дождливой осенней ночью 2 ноября 1941 года Тадеуш с другими бойцами заняли свои позиции в окопах на улице Энгельса, приготовившись к встрече с врагом. Едва рассвело из-за горизонта показались первые немецкие танки, медленно ползущие по направлению к городу. Какой отпор могли дать этим махинам юноши, засевшие в окопах? С собой у них  была лишь связка гранат да бутылки с горючим…

"На второй позиции я выбрал место для нашего пулемета, имея очень хороший и широкий сектор для обстрела на случай появления вражеской пехоты… На этом проезде были установлены противотанковые "ежи", ... дальше лежали наши истребители танков с вязанками гранат".

Едва Тадеуш успел установить пулемет, на дороге в нескольких метрах от него раздался оглушительный взрыв. Одновременно он ощутил в левом ухе какое-то тепло… Раненый боец  и его товарищи отступили в город, к штабу народного ополчения. Отовсюду доносились страшные известия: фашисты замыкают город в кольцо! Горожане предупредили ребят: на улице Дзержинского прохода нет, немцы уже там! Решили пробираться к штабу окольными путями, но наткнулись прямо на врага. Фашисты сначала  предложили отряду сдаться, а затем, когда поняли, что ополченцы не намерены складывать оружие, открыли шквальный огонь."Здесь наш отряд перестал существовать…"

Юноше удалось спастись, но судьба уготовила ему еще немало опасностей. Пробираясь к дому родителей в Житомире, он был схвачен немцами и посажен в камеру смертников. Дважды он попадал в плен, но каждый раз ему удавалось ускользнуть из товарного поезда,  в котором пленных везли в Германию.

"В Курске мальчишкой я научился прыгать из трамваев на ходу, и это умение пригодилось мне при побеге".

Весной 1942 года Тадеуш Орловский оказался на Западной Украине.  Повзрослев и окрепнув, он боролся с врагом вместе с украинскими партизанами - 16-м кавалерийским эскадроном разведки при 1-м Воронежском партизанском соединении. Весной 1944 года эскадрон перешел линию фронта, и Тадуеша перевели в 1-ю армию Войска Польского. Уже летом его часть вышла к границам Польши. И снова битва при форсировании реки Буг, бои за освобождение Варшавы, ранение…

После войны Тадуеш остался на земле своих предков, в Польше, более 30 лет прослужив военным… Случай привел его в Курск на одну из встреч сыновей и дочерей полков, организованную музеем "Юные защитники Родины". Тадеуш Орловский увидел восстановленный, вновь свободный город, в котором прошла его молодость.

Против фашизма боролись десятки стран. Миллионы людей оказались втянутыми в безжалостные битвы Великой Отечественной. Их судьбы - словно былинки на ветру - склонились под напором разрушительной стихии - войны.

Вот венгр Ференц Тот, прибившийся к советским солдатам, сын 238 полка Советской Армии. Вместе с нашими бойцами он сражался против фашистов в Венгрии, Австрии, Чехословакии, Германии.  А мальчик Костя Плоткин, усыновленный майором Александром Плоткиным, до войны жил в солнечной Испании. И звали его тогда Каро Диктомбас дон Лопарос. Он также приезжал на встречу сыновей и дочерей полка в 1987 году, организованную директором музея "Юные защитники Родины" Кларой Рябовой. Благодаря этим встречам и кропотливой, поистине титанической работе сотрудников музея имена мужественных героев войны навсегда сохранены для новых поколений.