Курск

общественно-политический еженедельник

12+

Второе рождение "Метели"

Знакомство с творчеством Свиридова начинается, как правило, именно с этого произведения. "Вальс", "Тройка", "Романс" - кто не знает столь замечательных мелодий? В целом цикл этот обозначается как сюита или же "Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина "Метель".

Вот тут-то и возникает вопрос: а в какой связи данное музыкальное творение находится со своим литературным первоисточником? Грандиозное великолепие свиридовской музыки и незамысловатая скромность "повести Белкина". Если уж сопоставлять, то по своему масштабу музыка эта больше соответствует главному пушкинскому творению - "Евгению Онегину", а то и всему его творчеству. 

Попробуем разобраться: что же такое "Метель"?

Повесть

Новелла эта, как известно, входит в цикл под названием "Повести Белкина", созданный в так называемую "Болдинскую осень", когда Пушкин был заперт в родовом имении своего отца карантином случившейся тогда холеры. В этот очень плодотворный период был еще завершен "Евгений Онегин", созданы "Маленькие трагедии", поэма "Домик в Коломне", 30 лирических стихотворений, среди которых такой шедевр как "Бесы":

Мчатся тучи, вьются тучи; Невидимкою луна Освещает снег летучий; Мутно небо, ночь мутна. Еду, еду в чистом поле; Колокольчик дин-дин-дин... Страшно, страшно поневоле Средь неведомых равнин!... - Обратим внимание: в стихах этих находим не что иное, как поразительно точное описание… чего? Да, именно метели!

Что же касается самих "Повестей Белкина", то отношение к ним современников было весьма скептическим.

Судя по всему, не был в них уверен и сам автор: неспроста ведь не решился печатать их под своим именем. Эта неуверенность - за внешней бравадой - чувствуется и в письме к П.А. Плетневу от 9 декабря 1830 года, где поэт рассказывает о болдинских своих успехах: "…Еще не все: (Весьма секретное) <под строкой: для тебя единого>. Написал я прозою пять повестей, от которых Баратынский ржет и бьется - и которые напечатаем также Anonyme. Под моим именем нельзя будет, ибо Булгарин заругает".

Но с тех пор много воды утекло, Пушкин был признан литературным гением, и потому все без исключения его произведения - да что там произведения! все его изречения и росчерки пера - автоматически становились гениальными. В том числе и "Метель" из "Повестей Белкина".

Фильм

Фильм замечательного режиссера Владимира Басова вышел в 1964 году. То, что его создатель - мастер, спору нет. Об это свидетельствует такой его шедевр, как "Дни Турбиных". И "Метель" получилась вполне добротной и, главное, живой. В дело оживления текста, помимо мастерства самого режиссера, значительную лепту внес замечательный актерский ансамбль: Титова, Видов, Мартынюк… Вспомним эпизод, когда герой Олега Видова сквозь метель пытается добраться до места венчания - ан нет! не иначе как бесы сбили его с пути:

"Эй, пошел, ямщик!.." - "Нет мочи Коням, барин, тяжело; Вьюга мне слипает очи; Все дороги занесло; Хоть убей, следа не видно; Сбились мы. Что делать нам! В поле бес нас водит, видно, Да кружит по сторонам... 

Но главную скрипку в деле оживления текста сыграл, конечно, композитор. Да, именно Владимир Басов заказал Георгию Свиридову музыку к кинофильму "Метель", что привело к ее второму - настоящему - рождению. Фильм, хоть и неплохой, довольно быстро был забыт, а вот музыка к нему…

Сюита

Через девять лет, то есть в 1973 году Георгий Васильевич вернулся к своей музыке для того, чтобы разрозненные фрагменты объединить в единое целое.

В следующем году работа над сюитой была завершена - и мы получили "Метель", в которой нет никакой анекдотичности, ни грамма иронии и курьезности - всего того, что составляло основу литературного первоисточника. "Метель" Свиридова - это нечто совершенно иное, обобщенно-глобальное, истинно-народное, настоящий поэтический эпос.

В основу "Тройки" легли ямщицкие песни, но слышится в ней и "Эй, ухнем!" - то же самое средоточие народного духа. Есть ли здесь Пушкин? Да, несомненно! Потому что Пушкин - это часть того же русского духа:

Зима!.. Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь; Его лошадка, снег почуя, Плетется рысью как-нибудь...

Или вот это:

Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл - и вот сама Идет волшебница-зима, Пришла, рассыпалась; клоками Повисла на суках дубов, Легла волнистыми коврами Среди полей вокруг холмов...

Также и знаменитый "Вальс" не имеет к первоначальной "Метели" сколько-нибудь глубокого отношения, выходя далеко за ее пределы. У Свиридова это не что иное, как квинтэссенция дворянской культуры, красота и легкость балов… Конечно, и здесь Пушкин, как же без него? Красота и легкость - это и есть Пушкин, его стихия, его поэзия. Вот только это не "Метель", а... опять-таки, Евгений Онегин, Татьяна Ларина…

То же можно сказать и о "Романсе" - слишком он глубок в проявлении чувства, чего совершенно нет в повести. 

И что же у нас получается? А то, что "Метель" Георгия Свиридова - это вовсе не музыкальная интерпретация одноименной пушкинской повести. Нет, это восприятие, переложение в музыку Пушкина в целом. Как воистину народного поэта.

Олег Качмарский