Курск

общественно-политический еженедельник

12+

"Осенние скрипки" от Людмилы Мордовской

Такое красивое слово "бенефис". Однако для актеров оно означает некий творческий и жизненный рубеж, ведь в театрах его проводят на юбилеи артистов. 25 октября Курский драматический театр имени А. С. Пушкина представит на суд зрителя не просто спектакль, а бенефисную работу заслуженной артистки России Людмилы Мордовской - постановку "Осенние скрипки" по пьесе Ильи Сургучева.

Кстати, "Скрипки…" написаны автором в 1915 году, и буквально через несколько месяцев после выхода в свет были поставлены на сцене Курского драматического театра. Так что, совсем скоро состоится бенефис, посвященный не только 55-летнему юбилею Людмилы Мордовской, но и столетию выхода и постановки пьесы.

- Позаимствовав у автора идею "театр без занавеса", я попыталась создать сценическую версию спектакля "Осенние скрипки", - рассказывает о своей работе Людмила, - Для себя я определила жанр как сценическую фантазию по пьесе, пришедшей к нам сегодняшним век спустя. Кроме того, я обратила внимание на то, как часто современные театры обращаются к постановке этой пьесы, каким магическим образом складываются даты и время, а в условном пространстве - истории человеческих судеб. Размышляя на тему бесконечности любви, я веду внутренний диалог, во-первых, с героями пьесы, которых автор наделил духовными и душевными силами, а во-вторых, со зрителями, которые придут на спектакль. Театр без занавеса - это Жизнь. Это движение мыслей, чувств, страхов, сомнений…

На первый взгляд, ситуация, описанная в пьесе Ильи Сургучева, кажется обыденной: между мужчиной и женщиной - Варварой и Виктором  вспыхивает чувство. Кстати, ситуация  осложняется еще и тем, что героиня Мордовской гораздо старше ее возлюбленного.

В то же время, автор пьесы рассматривает вышеуказанную тему гораздо глубже, так как рассказывает не просто о любовном треугольнике (у Вари есть муж), а словно говорит зрителю, что это прекрасное чувство может быть, с одной стороны, фатальным, а с другой - превратиться в некую движущую силу, заставляющую человека совершать благородные поступки. Ведь, как говорится в Библии: "Любовь не превозносится, не ищет своего… и никогда не перестает"…

- Такое вполне может случиться и в жизни, - рассказывает Людмила Мордовская, - и на этот раз зрители будут участниками происходящих событий. Вот почему нами была выбрана такая форма работы, как "театр без занавеса".

На вопрос о том, единственная ли это ее режиссерская работа, Людмила замечает, что режиссером-постановщиком себя не считает, так как все равно оценивает все события, происходящие в пьесе, как актриса, то есть, излишне эмоционально.

Вспоминает будущий бенефициант и о том, как она впервые, 30 с лишним лет назад, пришла в наш Курский драматический театр.

- Труппа тогда размещалась еще в старом здании (там сейчас находится филармония), где были маленькие гримерки и небольшая сцена, - рассказывает моя собеседница, - и мне это очень понравилось. Когда театр приехал с гастролей, меня ввели на  роль Сони в чеховском "Дяде Ване", то есть, в готовый спектакль. Конечно, меня все учили и делали это очень бережно, а я старалась запомнить все советы. Могу сказать, что мне очень повезло, потому что посчастливилось поработать с известным режиссером В.В. Бортко и    актерами:  АП. Буренко, А.И. Губардиной, В.И. Ломко, Л.П. Скородед  и многими другими.

Был у актрисы также и забавный случай, связанный с ее первым выходом на курскую сцену.

- Когда я играла Соню в "Дяде Ване", то впервые использовала грим, - рассказывает Людмила, - и у меня пошла жуткая аллергическая реакция на него, настолько тяжелая, что на следующий день все лицо опухло. А надо было идти на читку новой пьесы, так пришлось отпрашиваться. И с тех пор гримом я не пользуюсь.

Как только речь заходит о ролях, а Людмилой Мордовской за эти годы их было сыграно более 90, спрашиваю о самой интересной из них. И в связи с этим актриса вспоминает уникальный спектакль нашего театра - "Дикарь" по пьесе Алехандро Касона.

Дело в том, что он является "долгожителем" театра имени Пушкина, так как не сходит со сцены почти 30 лет. И Людмила Мордовская сначала играла в нем главную героиню - молоденькую учительницу, а чуть позже - "взрослую" тетушку героя.

Уже завершая беседу, я спросила свою собеседницу, что для нее значит бенефис - подведение итогов, новый этап в творческой жизни или что-то иное.

- Для меня он, скорее, подарок, а также шанс попробовать сделать  в творческом плане что-то интересное и новое, - ответила она.

Надежда Глазкова