Эта работа сделала его счастливым
Это только краеведы да старожилы нашего города знают, что в районе Первомайского парка когда-то была трамвайная остановка, очень похожая на часовню, а на улице Почтовой размещались бани. теперь куряне получили редкую возможность не просто увидеть уголки старого Курска, но и в цвете их разглядеть. Курский областной краеведческий музей в рамках своей издательской деятельности открыл новый проект - серию тематических альбомов "Былое". В его рамках будут выпущены красочные мини-журналы с семейными фотографиями курян, старинной городской рекламой и многие другие.
Но начать выпуск решили с альбома "Старый Курск в акварелях Израиля Ликоренко".
Тому, как появились работы Израиля Иосифовича в областном музее, предшествует очень интересная история, которую рассказал нам Виктор Склярук, научный сотрудник музея.
- Израиль Ликоренко пришел к нам в начале 80-х годов, - рассказывает Виктор Исаевич, - он тогда уже был очень болен - перенес два инфаркта. Но пришел он к нам не жаловаться на жизнь, а показать свои акварели с видом старого Курска. Они были очень интересными, особенно в цветовом отношении. Так музей пригласил Израиля Иосифовича к сотрудничеству, чему он несказанно обрадовался.
Кстати, Израиль Ликоренко не был профессиональным художником. Дело в том, что мужчина, будучи семилетним мальчиком, был отдан родителями в студию рисования, которая в то время размещалась в Сергиево-Казанском соборе. Это единственное художественное образование, которое он получил в жизни.
Вышло так, что в юности он мечтал стать архитектором и даже поступил в Харькове в институт, но продолжить обучение не смог из-за стремительного падения зрения.
Так Израиль Иосифович стал экономистом.
- Вы знаете, мне кажется, что два инфаркта были следствием того, что этот потрясающе талантливый человек всю жизнь занимался не своим, нелюбимым делом, - заметил Виктор Склярук.
Когда самобытный художник пришел в музей, у него уже не видел один глаз, но он настолько был вдохновлен работой, что это придавало сил и делало его счастливым.
- Израиль Иосифович жил в Курске с 30-х годов, поэтому знал его еще довоенным, - сказал Виктор Исаевич, - он также видел город после войны и то, что от него осталось, и помнил о том, что было уничтожено. У Израиля Ликоренко была уникальная память, особенно цветовая. Он, пользуясь своими воспоминаниями, фотографиями, открытками фондов музея, писал акварели.
Этим потрясающим человеком было сделано огромное количество рисунков! Об этом можно смело сказать, судя по количеству акварелей, переданных в музей, а их почти пятьсот.
Израиль Иосифович писал и храмы, и здания промышленных предприятий, и учреждения, и частные дома.
Издатели альбома разделили акварели на несколько частей. В первую поместили изображения храмов, во вторую - гражданскую архитектуру - частные дома курян и учреждения, в третью - промышленные здания, а в четвертую - детали: балконы, ворота, двери, навесы над крыльцом, наличники на окнах.
Старый Курск на акварелях Израиля Иосифовича какой-то особенный, и это не только потому, что он цветной (а до этого на старинных открытках он изображался только черно-белым), - он живой. А все благодаря деталям. Например, изображая какое-нибудь здание, художник добавляет на свою картину людей - идущих по дороге дам, мальчишек в оборванных штанах. Есть еще одна особенность у акварелей - от них исходят тепло и любовь - к старым красивым улочкам, к тому времени, которое, увы, уже не вернуть.
Отмечу, что Израиль Ликоренко сделал для музея еще одну очень важную работу - вместе со своим другом Николаем Логачевым составил ретроспективный список улиц нашего города. Не секрет, что названия многих из них с течением времени и сменой событий неоднократно менялись.
- Потом этот труд лег в основу книги "Улицы города Курска" Александры Стравиной, нашего известного архивиста, - рассказал Виктор Склярук, - он также указал названия улиц и их краткую историю.
Виктор Исаевич также вместе с Израилем Иосифовичем обошли вместе с фотографами весь наш город и сфотографировали в нем старинные красивые здания, многие из которых со временем были утрачены.
- У нас образовалась своеобразная фототека, - рассказал Виктор Исаевич, - как-то мы решили сделать выставку из этих фото и пришли к выводу - десять процентов из всего того, что мы представили, просто исчезло.
Он работал над своими акварелями ровно семь лет, последнюю работу - "Городской вокзал" - написал в феврале 1987 года, а в марте Израиля Иосифовича не стало.
В сборник вошло чуть более ста лучших мини-картин художника.
Альбом "Старый Курск в акварелях И.И. Ликоренко" был передан в библиотеки областного центра.
Надежда Глазкова