Курск

общественно-политический еженедельник

12+

Ратоборцы земли курской

Не в силе Бог, а в правде!
Александр Невский

- Я стал перед ним на колени, - сказал мой собеседник, - а он стоя выслушал меня.

Собеседник - фронтовик, кавалер ордена Александра Невского и многих других советских наград, полковник в отставке Валентин Степанович Барышев, а слушал его другой наш земляк - скульптор Вячеслав Михайлович Клыков. Их знаковая встреча произошла в июле 1998 года при участии всех кавалеров ордена, одетых в парадную форму.

К тому времени в Курске действовала секция ветеранов Великой Отечественной войны - кавалеров ордена святого Благоверного князя Александра Невского. Валентин Барышев ее возглавлял и от имени товарищей просил знаменитого скульптора изваять образ древнерусского полководца для города.

- Вячеслав Михайлович перекрестился, - вспоминает мой собеседник, -  и сказал, что через полтора года памятник будет стоять.

15 октября 2000 года, в день 880-летия Александра Невского, фура с тяжелой скульптурой и постаментом прибыла в Kypск из Калуги, где бронзовая скульптура была отлита. Один из горожан рассказывал мне, как поздним осенним вечером стал свидетелем волнующего события - в свете машин и подъемного крана скульптор в длинном черном пальто руководил  установкой памятника на главной площади города. На следующий день его освятили.

- Такого памятника князю, - говорит Валентин Степанович, - не было еще нигде.

И я соглашаюсь, потому что принесла домой подаренную им прекрасно изданную книгу "Династия кавалеров ордена Александра Невского", где собрана история ордена - житие святого Благоверного Александра Невского, учреждение  ордена, его непростая судьба от императора Петра I до наших дней.

Листаю книгу. Смотрю. Памятников святому защитнику Руси поставлено много. Не умаляя достоинств других ваятелей, соглашаюсь с Валентином Степановичем: такого нет. Скульптору Клыкову удалось выразить главное в личности героя - его духовную мощь. "Не в силе Бог, а в правде!"

История ордена тесно связана с историей России. ХIII век. Древняя Русь в огне. С востока двигаются татаро-монгольские орды, с запада - рыцари-крестоносцы. Стоит вопрос: быть Руси или  не быть? Князю Александру Ярославичу 20 лет, но 15 июля 1240 года он с небольшой дружиной разбивает вошедших в Неву шведов. Бросается с копьем на закованный в металл кошмар - шведского военачальника Биргера  - и побеждает, формулируя главный постулат победы - правду. В 22 года 5 апреля 1242 года топит в Чудском озере рыцарей и утверждает: России быть!

В книге кавалер ордена Александра Ярославича Валентин Степанович напишет, что за это, за святую правду перед лицом врага, а их будет ох как много на нашем долгом веку, народ России в федеральной телепрограмме ''Имя России" отдал свои голоса ему: ратоборцу.

Учредил орден император Петр I, довершивший победу Александра на западе: "Отсель грозить мы будем шведу, здесь будет город заложен назло надменному соседу..."- помните лермонтовское? По его воле мощи святого в 1724 году были перевезены из Владимира в Санкт-Петербург, где и по сей день покоятся в серебряной  раке в Александро-Невской лавре.

В книге прослеживается, как со временем повышался престиж ордена, менялся его внешний вид. Его кавалерами были Суворов, Ушаков, Кутузов, Милорадович, Муравьев-Амурский... Приятно отметить, что за заслуги перед Отечеством были награждены куряне: генерал-губернатор Курско-Орловского наместничества А.А. Прозоровский, разбивший в годы русско-турецкой войны отряд Кара-Паши и захвативший Яссы,  губернатор А.И. Нелидов, по чьему почину построен Знаменский собор, оставивший нам прекрасное имение Мокву...

Орден Благоверного князя, как многое после 1917 года, подвергся опале, был упразднен. Его призвали на службу Отечеству в тяжелейший период - в 1942 году, когда в боях под Сталинградом снова решался вопрос - быть России или не быть?

Им награждались офицеры переднего края войны. Награжден и мой собеседник. В Великую Отечественную он командовал пулеметным взводом, ротой, батальоном. Трижды ранен. Родился в селе Конорево Солнцевского района в крестьянской семье. Курянин, о чем всегда помнил.

Древняя курская земля взрастила 172 кавалеров высокого ратного подвига. Трое были награждены дважды. Трижды орден святого князя вручался полковнику Николаю Леонтьевичу Невскому - какой знак судьбы!

О каждом из них можно прочитать короткую эпитафию в книге: вечная им память! Нынче здравствующих орденоносцев осталось пятеро. Поименно: Валентин Степанович Барышев, Савелий Ильич Чернышев, Владимир Григорьевич Фридманович, Петр Алексеевич Михин, Сергей Михайлович Моисеев.

Чувство Родины, присущее им, - не к тем ли трагическим дням русской истории уходят они генной памятью? Не к тем ли вскормленным с конца копья курянам, прославленным в "Слове о полку Игореве"?

В смутное время девяностых курские ратоборцы объединились и начали трудную долгую дорогу по духовному возрождению России. И памятник Александру Невскому стал заметным общественным явлением в городе. Их знаменем. Появилась улица Александра Невского. Его имя присвоено курской школе № 55 , где создан музей. В общении с ветеранами  юные русичи постигают трудную науку служения Родине.

Под Курском, в селе Шуклинка, строители компании "Эльдекор" под руководством Алексана Коштояна, ставшие единомышленниками ветеранов, подняли из развалин храм во имя Благоверного князя. У стен Знаменского собора открыт первый в России памятник-стела курянам-кавалерам ордена, по их заказу написана и установлена в соборе икона с образом князя. Учрежден общественный фонд "Земля Северская" имени Александра Невского.

В трагические моменты жизни мы обычно обращаемся к опыту предков.

Накануне Второй мировой еще один мастер - не ваятель, а кинорежиссер Сергей Эйзенштейн, тоже обратился к образу Александра Невского.

Участник Первой мировой войны, он проехал по древней земле России, видел старые реки, церкви, стоящие над водой, недавние поля битвы, еще неистлевшие кости воинов, незаровненные окопы. Приближалась новая война  на старых границах. В книге об Эйзенштейне Виктор Шкловский, хорошо знавший режиссера, напишет: "Так не будем удивляться тому, что за два года до начала войны великий режиссер взялся снимать об этом картину. Прошлое не умирает, его нужно додумывать, в нем нужно уметь узнавать будущее".

Мастер кино первым додумал это будущее: мы победим, потому что с нами правда. Созданный  народом идеальный героический образ защитника Родины с экрана возвращался в народ. Картину посмотрели миллионы, во дворах в Ледовое побоище играли дети.

Здесь играли прославленные актеры - Н. Охлопков, Д. Орлов, фильм снимал великий Эдуард Тиссе. В роли Александра - Николай Черкасов. История не оставила нам портретов Благоверного князя, но чудо перевоплощения актера настолько велико, что мы до сих пор воспринимаем созданный им образ как подлинный. В конных съемках его дублировал будущий герой Великой Отечественной войны генерал Доватор.

Ледовое побоище случилось  5 апреля 1242 года. На Чудском озере лежал крепкий лед. Немцы сражались "свиньей" - треугольником шли закованные в латы рыцари, в середине была пехота. Русское войско выглядело скромнее - в нем было много крестьян и рыбаков с баграми, но вел его отважный воин и выдающийся стратег.

Найдите в Интернете старый довоенный фильм, и вы увидите, как это было. Как горели костры, звонили колокола, скакали закованные в латы рыцари с длинными пиками, били барабаны, как затрубил вражеский рог...

Бой строился по историческим источникам. С топориками и мечами ударили русские воины, судьбу решил оставленный в засаде отряд. Опыт сражения на Чудском озере будут изучать многие видные военачальники.

И вот уже трескается лед, черная вода поглощает врагов.

Бой снят под великую музыку Сергея Прокофьева. Сердце заходится  от картины поля боя после битвы. Одинокий горящий факел освещает ратное поле с телами погибших. Над бранным полем высоко в ночное небо поднимается  одинокий голос девушки, разыскивающей своего жениха...

Реют стяги победы. Везут на санях убитых с горящими свечами в руках, их на коленях встречают спасенные новгородцы. "Идите и скажите всем, что Русь жива, а кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет", - скажет на ступенях храма Александр. Не эти ли слова мы будем повторять после 22 июня 1941 года: "Киев бомбили, нам объявили, что началася война..."

Фильм Сергея Эйзенштейна - еще один памятник русскому полководцу.

Так работает народное сознание. Оно невероятно актуально в наши дни, когда  в Украине опять по улицам шагают фашиствующие молодчики. Всего тысячу лет назад - совсем недавно по масштабам вечности - плакала на стенах Путивля Ярославна, поджидая ушедшего на брань с Диким полем князя Игоря. Дикое поле снова приблизилось к нашим рубежам. Вспомним недавние события. На въезде в Севастополь, где дежурили бойцы самообороны, аршинными буквами на бетонном блоке его, Александра, слова: "Кто с мечом к нам придет..." Не оскудела духом русская земля.

Прошлой осенью, неспешно беседуя, мы с Валентином Степановичем не думали, конечно, что завет великого предка придется вспомнить так скоро. Листая страницы книги - реквиема со скупыми сведениями о каждом поименно, невольно думаешь - люди библейской судьбы и призванности, те, которые "за други своя"...

Помню, прощаясь с хозяином дома, я невольно позавидовала будущим историкам - на письменном столе остались изданные ветеранами книги, аккуратно, по-военному собранная в папки летопись секции - все эти письма, обращения в инстанции, поиск благотворителей, ответы, ответы, ответы... Правдивый рассказ о нашем времени, о гражданском подвиге очень немолодых людей - призванных Родиной солдат, которые в трудное для нее время, когда одни пали духом и растерялись, другие пустились обогащаться, остались достойными своего небесного покровителя и решили: России жить!

Так выглядел храм во имя святого благоверного князя Александра Невского в августе 2007 года

 Уже в июне 2012 года состоялось торжественное открытие возрожденного храма и была отслужена первая Литургия

Ирина Чучерова