Курск

общественно-политический еженедельник

12+

В самом сердце города

Безусловно, украшением Красной площади в Курске является здание гостиницы "Центральная", первая очередь которой была сооружена в 1956 году по проекту архитекторов П.Г. Стенюшина, Н.С. Власенко и А.Н. Иванова. Два нарядных портика с парными колоннами коринфского стиля украшают угловую Часть дома башенного типа, объединившую позже два крупных гостиничных корпуса на 550 мест на улицах Ленина и Марата.

На первом этаже большой гостиницы разместились ювелирный магазин, парикмахерская, кафе и ресторан.

В старину на этом месте располагались постоялые дворы. В первой половине XIX века здесь был выстроен в стиле ампир трехэтажный каменный дом, в котором размещались гостиница и известная даже в империи ресторация владельца Полторацкого. Обычно в ней останавливались приезжавшие в Курск крупные чиновники, богатые помещики, важные гости. 

Здесь бывал Пушкин?

Среди курян долгое время бытовала легенда, что здесь останавливался и А.С. Пушкин по пути на Кавказ. Ему же приписывались строки четверостишия:

Я в Курске, милые друзья!
Я в Полторацкого таверне:
Живее вспоминаю я
О деве Лизе, даме Керне...

В конце XX века выяснилось, что четверостишие принадлежит А.А. Дельвигу, ближайшему другу А.С. Пушкина, который неоднократно приезжал в Курск и останавливался в этой гостинице. Но никаких документальных подтверждений пребывания А.С. Пушкина в Курске нет. Остается лишь довольствоваться строками Александра Сергеевича из "Путешествия в Азрум": "Мне предстоял путь через Курск и Харьков, но я своротил на прямую тифлисскую дорогу, жертвуя хорошим обедом в курском трактире (что не безделица в наших путешествиях) и не любопытствуя посетить Харьковский университет, который не стоит курской ресторации".

На уровне столицы

В пушкинские времена в считанных городах имелись известные в империи ресторации: в Санкт-Петербурге, в Москве, в Одессе. И, как видим, в провинциальном Курске. Известность замечательному курскому заведению дал его владелец Федор Маркович Полторацкий.

Известный в XIX веке мемуарист Ф.Ф. Вигель оставил о заведении Ф.М. Полторацкого такие строчки: "25-го февраля 1826 года - примечание автора - яркое солнце осветило полурастаявшие снежные равнины. Видно, я спешил, что в Курске, остановясь подле огромной гостиницы богатого Федора Марковича Полторацкого, я не вошел в нее, не выходил из повозки и что-то дал, дабы мне скорее привели лошадей. Целые водопады с шумом лились по бокам этого гористого города". В июне 1827 года Ф.Ф. Вигель возвращался с юга в центр империи и позже вспомнил: "6-го числа приехал в Курск, пристал я тогда в великолепной гостинице Полторацкого".

Впрочем, не всегда гостиница с великолепным трактиром выглядела блестяще. Летом 1834 года в дождливый нудный день здесь поселился тамбовский помещик, надворный советник А.В. Давыдов. Сама гостиница ему из-за плохо приготовленной еды и грязного гостиничного двора не понравилась, и он очень долго удивлялся, что в Курске нет более приличной гостиницы. Правда, выйдя на массивный угловой балкон, любознательный помещик оставил в своем дневнике превосходные наблюдения курского крестного хода, отправлявшегося от стен кафедрального Знаменского собора в Коренную пустынь.

Отнесем брюзжание помещика в чине подполковника к ненастной погоде, но в годы Первой мировой войны в гостинице (в это время она носила название по имени ее владельца - "Монтрезор") в ресторанном меню можно было заказать на обед сразу восемь блюд: "1-е - щи порпиральские, 2-е - суп сафронат, 3-е - битки броттиброт, 4-е - срипти, 5-е - лисер, 6-е - сыр бельгийский, 7-е - фри-стерни и 8-е - мороженое". И тут же, кроме 60 номеров и ресторана с буфетом, постояльцам предлагались кабинеты, экипажи, ванны, хорошая прачечная, рассыльные.

Большое здание гостиницы Полторацкого в середине XIX века оценивалось во внушительную сумму 65 тысяч рублей. Она всегда оставалась лучшей гостиницей города.

Курский предприниматель

Так кто же такой Федор Маркович Полторацкий? Его дворянский род произошел от Федора Филипповича Полторацкого, соборного протоиерея, проживающего в местечке Сосницы Черниговской губернии. Один из его сыновей, Марк, был вызван графом Алексеем Разумовским в певческую капеллу в Санкт-Петербург и впоследствии стал регентом придворного хора. Он прославился как российский певец, обладая красивым баритоном. В его семье было много замечательных личностей. Сын Дмитрий стал единомышленником графа М.М. Сперанского, советника императора Александра I. Его зятем был А.Н. Оленин, директор императорской публичной библиотеки, президент академии художеств, а дочь Агафоклея являлась председателем женского патриотического общества, не говоря уже о внучках: А.П. Керн и А.А. Олениной, воспетых в стихах А.С. Пушкиным.

А сына Федора, дослужившегося в блестящем гвардейском полку до звания полковника, потянуло на стезю предпринимательства. После выхода в отставку он поехал учиться в Берлинский университет, а вернувшись оттуда в Россию с дипломом, развернул, благодаря своему таланту, рьяную деятельность по скупке домов, лавок и трактиров, устройству мелких производств по изготовлению конных экипажей, мебели, сукна.

Он также успешно ввозил из-за границы, как во времена после развала СССР, товары, которых в российской провинции никогда не видели. Федор Маркович был человеком бессердечным, строгим в делах и даже жестоким по отношению к крепостным крестьянам как землевладелец. Но, заставляя крепостных работать на него под руководством заграничных мастеров, выучивал тех же крестьян разным специальностям, вследствие чего те выходили в люди. Окончательно гостиничное здание было выкуплено женой Полторацкого Елизаветой Францевной у генеральши Елизаветы Дуки и купца Петра Калабухова. Впоследствии гостиничный комплекс перешел по наследству к дочери Федора Марковича Надежде, вышедшей замуж за Карла Монтрезора в 1848 году.

Незадолго до смерти Карла Лукьяновича Монтрезора, генерала от кавалерии в отставке, в первостепенном курском доме в 1875 году, по сведению историка Ю.В. Озерова, располагались "галантерейный магазин с продажей золота и серебра купца Пузанова, суконный - купца Наумова, трактирное заведение мещанина Жевлакова, оптовый склад хлебного вина и спирта купца Чикунова, магазин и погреб с иностранными винами Мальцова".

После Октябрьской революции гостиница была национализирована. В 1921 году в ней при "Кооперативном кафе" был организован Театр революционной сатиры (Теревсат). В числе трех художников, работавших в театре, трудился впоследствии замечательный советский живописец и график, Народный художник СССР, Герой Социалистического Труда Александр Александрович Дейнека.

Перед Великой Отечественной войной в старинном здании размещалась гостиница "Ленинград". В годы войны здание было полностью разрушено. В послевоенное время руины гостиницы расчистили, а на их месте (с отступом на 15 метров от "красной линии" бывшей Московской улицы) было выстроено новое здание гостиницы "Центральная", которая одно время называлась гостиницей "Курск".

Владимир СТЕПАНОВ