Курск

общественно-политический еженедельник

12+

Курский «электроаппарат» разместился в гимназии

Сегодня, когда в России проходит Год учителя, самое время вспомнить те учебные заведения, которые прославили наш край. Интересно, что первые упоминания о курских школах как таковых встречаются довольно рано - еще в летописях. Но мы не будем заглядывать так глубоко в историю, а начнем серию рассказов о губернских школах со знакомства с курской мужской гимназией.

ОТ ДЕРЕВЯННОЙ "ЛАЧУГИ" ДО АФИНЫ ПАЛЛАДЫ
Первые упоминания об этом учебном заведении появились еще в конце XVIII века. Тогда, в 1783-1786 годах, на холме рядом с современным Домом офицеров располагался малоприметный деревянный дом. На вывеске значилось: "Курское благородное училище". Интересно, что это учебное заведение стало одним из первых в областном центре, да и не только. Дело в том, что изначально предполагалось, что получать образование там смогут юноши из благородных семейств Курского и Орловского наместничеств. Такой размах не мог не отразиться на статусе училища, который довольно быстро и стремительно начал меняться. Уже через несколько лет работы учебное заведение стало официально именоваться Главным народным училищем, а еще немного позже (с 1808 года) - четырехклассной гимназией. Это событие стало действительно радостным для всей губернии. Вот, что об этом писали газеты тех лет: "23 февраля 1808 года состоялось торжественное открытие курской гимназии. Архимандрит Аполлос, профессор Харьковского университета Тимковский и директор гимназии Любарский присутствовали на божественной литургии в Знаменском соборе. После этого все присутствующие прошли торжественным шествием до гимназии, где состоялось освящение самого здания".

При этом вплоть до 1835 года учебное заведение хоть и было на хорошем счету, все же не являлось самостоятельным. Оно было филиалом Харьковского университета. Это, с одной стороны, добавляло престиж полученному образованию. С другой - во многом сковывало и гимназистов, и преподавателей.

Ситуация изменилась лишь в 1836 году. Страшный пожар, случившийся в гимназии, полностью уничтожил строение. Однако оставлять дворянство без образования никто не собирался, и в кратчайшие сроки было решено приступить к строительству нового, уже каменного здания. Примечательно, что проект мужской гимназии принадлежит местному архитектору. Но он был во многом переделан, причем благодаря профессору Императорской Академии художеств А. Брюлову, брату известного живописца. Новая гимназия получилась более просторной и величественной. Особенностью, которая не раз упоминалась в печатных изданиях и воспоминаниях выпускников гимназии, стали внушительные статуи, встречавшие всех входивших. Аполлон Бельведерский и Афина Паллада словно охраняли лестницу, по которой ученики каждый день поднимались в свои кабинеты.

ПОД КОНТРОЛЕМ ИМПЕРАТОРА
Уже в 1842 году новое здание гимназии было официально открыто и освящено. В том же году Курск с визитом посетил император Николай I, который, кстати говоря, приехал специально для того, чтобы проинспектировать обновленное учебное заведение. Больше никогда гимназия не переживала столь пристального внимания высоких лиц. Неудивительно, что такое событие нашло отклик и в мемуарах, и в периодике тех лет. "Девятого сентября, - напишут "Курские губернские ведомости" в 1842 году, - Его Императорское Величество Николай I изволил обозревать здание гимназии, со всею подробностию входил в положение всех частей здания". Особенно радостно, что высочайшая особа вполне искренне хвалила курских лицеистов, находя их "наружность приятной, а вид добрым и веселым".

Примечательно, что не только моральное удовлетворение принес преподавателям и воспитанникам визит императора. С его соизволения было принято решение разбить перед гимназией большой сад. А чтобы воплотить в жизнь такой замысел, пришлось полностью снести несколько близлежащих зданий "для освобождения территории".

ЛУЧШЕ МЕНЬШЕ, ДА ЛУЧШЕ

В настоящее время сохранилось не так уж много документов, рассказывающих о начальном периоде жизни курской мужской гимназии. И все же до наших дней дошло два ценных источника: “Книга учащихся”, в которой велся учет всех воспитанников, их наград и проступков, и положение об учениках Курской губернской гимназии, где были четко описаны все права и обязанности гимназистов. Кстати, среди довольно внушительно списка значилось лишь одно право: "при перемене класса употребить несколько минут на приготовление к следующей лекции".
Что же касается учебного процесса, то он был крайне насыщенным. Занятия проходили ежедневно по шесть-семь часов. Да и сам учебный год был значительно длиннее, нежели у современных школьников и студентов. Начинался он в августе, а заканчивался в июне. При этом июль вовсе не был месяцем отдыха - на него приходились переводные экзамены из одного класса в другой. Чтобы пройти эту процедуру, надо было усердно штудировать все дисциплины, а их насчитывалось немало: закон Божий, грамматика, риторика, история, литература, алгебра, геометрия, физика, чистописание и несколько иностранных языков (латынь, греческий, французский, немецкий).

Интересно, что на преподавание такого количества предметов курской гимназии "полагалось" не так уж много специалистов. Численность служащих этого учебного заведения в середине XIX века сегодня способна удивить: три младших, семь старших преподавателей, а также учитель рисования, законоучитель, координатор, инспектор, почетный попечитель и, наконец, директор гимназии.

А В НАКАЗАНИЕ - ЯРЛЫК
Обучение в курской гимназии может показаться современному человеку довольно суровым: что ни проступок, то наказание. Но они не были необоснованными, о чем свидетельствуют записи в “Книге учащихся”. Буйство в классе, ленность, шалости, неуспешность, нерадение, дурное поведение, неприличные поступки, самовольное отлучение из учебного заведения - и это далеко не полный перечень. Наказанием за каждый из этих проступков, как правило, была порка розгами. Некоторых гимназистов пороли по несколько раз в год, кому-то хватало одного-единственного раза или чужого примера.

Но встречались в мужской гимназии и неординарные наказания. Так, сын дворянина (коллежского советника) 12-летний Иосаф Масалов настолько провинился, что по единогласному решению гимназического совета ему был "за чрезвычайную ленность нашит ярлык с надписью "Ленивый". Интересно, что столь суровая мера возымела действие: при выпуске из гимназии молодой Масалов "отличался хорошим поведением".

ТЕЗКА ПРЕЗИДЕНТА - КУРСКИЙ ЛИЦЕИСТ
Уже в середине XIX века в Курской мужской гимназии могли учиться не только дети дворян, но и вольноотпущенные. Обязательных условий для поступления было несколько. Абитуриент должен иметь начальное образование (уметь читать, писать и считать), кроме того, необходимо было предоставить в гимназию свидетельство о рождении, происхождении и крещении. Еще один обязательный документ - бумага о том, имелась ли у ребенка естественная или прививная оспа. Обучение в гимназии было платным для всех.
Кстати, именно неуплата являлась наиболее частой причиной отчисления студентов. Попал в такой список и 12-летний мальчик, считавшийся свободным хлебопашцем. Всего один год он проучился в гимназии. Юноша этот был тезкой нынешнего президента России - его звали Дмитрий Медведев.

Но не стоит думать, будто отчислению подвергались только выходцы из простых семей. Довольно часто навсегда покидать гимназию приходилось и дворянским детям.

ОТ НЕПОЧТЕНИЯ ДО ПОВЫШЕНИЯ
Интересный случай произошел однажды в курской гимназии и был связан с именем Даниила Жаворонкова, директора этого учебного заведения. Суровый, строгий и самоуверенный, он занимал этот пост почти полвека. При этом почтение к собственной персоне стояло у него на первом месте. Так что обращение "Ваше превосходительство", звучавшее в его адрес, было скорее правилом, а не исключением.

Однажды Давило (такое прозвище дали директору гимназисты) прогуливался по учебной столовой. Один из воспитанников, некий Артюхов, в тот день в наказание был оставлен без обеда, но должен был сидеть за столом и смотреть на своих одноклассников. Даниил Жаворонков подошел к юноше и, не скрывая удовольствия, стал издеваться над молодым человеком. Артюхов оказался вспыльчивым и, не стерпев оскорблений в адрес своей семьи, вскочил и ударил директора по голове тарелкой. Итог такого смелого поступка оказался печальным. У директора гимназии на всю жизнь остался шрам на лбу. А юношу приговорили к ста ударам розгами и ссылке рядовым на Кавказ. Но справедливость все же восторжествовала: Даниил Жаворонков так и остался директором, без возможности дальнейшего повышения. А недавний гимназист не просто добился успехов по службе, но и заслужил офицерский чин.

ОТ УЧЕБЫ К РАБОТЕ
За годы существования Курской мужской гимназии из ее стен вышел не один десяток академиков и профессоров, исследователей и изобретателей. Но даже такой славной истории пришел конец. После Октябрьской революции гимназия была закрыта, и несколько лет здание попросту пустовало. Лишь в 1922 году там "поселилась" курская средняя школа № 4. Позже гимназия вновь поменяла хозяев - в ней расположилась учебная часть тяжелого артиллерийского полка.

В корне изменилась история здания после завершения Великой Отечественной войны. Почти полностью разрушенное бомбежками, оно все же попало в список подлежащих обязательному восстановлению. А когда это произошло, то ни о какой гимназии речи уже не шло. Здесь начал работать курский завод "Электроаппарат".