Государственный человек
Не пойму, что меня ведет на эту старую горбатую улицу: то ли тоска по юности, то ли по людям, похожим на человека, имя которого она теперь носит? Каким-то странным образом эти два чувства слились в одно.
В начале пятидесятых на этой улице, тогда еще Даньшинской, жила высокая девочка с кокетливой челкой и русой косой, лучшая баскетболистка нашего училища, с которой я несколько лет просидела за одним (черным казенным) столом. Училище, из которого выходили фельдшерыакушеры для сельских медпунктов, в начале пятидесятых прошлого века располагалось на втором этаже левого крыла нынешнего медуниверситета. Веселой стайкой мы ходили на практику через парк «Бородино» в приемный покой областной больницы в бывшем особняке Денисьева на улице Садовой, где нас встречала сухонькая, почти оглохшая наша наставница, прошедшая по госпиталям всю большую войну. Прозванная нами «понтопончиком» (широко применявшееся в то время обезболивающее) за то, что ласково обещала перенесшим операцию: «А мы вам сейчас понтопончик!», она по возрасту уже не оперировала, но была прекрасным диагностом, что, я думаю, оценили не свернувшие с этой дороги мои соученики, ставшие врачами.
Именно в это время в жизни Валентина Владимировича Овечкина, именем которого назвали улицу моей подруги, разыгрывалась невидимая нам драма, приведшая к тому роковому выстрелу.
Жизнь, конечно, нас всех развела. Спустя много лет, вернувшись с Дальнего Востока, я заново обживала город. Расположенная на буграх улица, теперь уже Овечкина, осталась такой же горбатой и заброшенной. Приветливый особнячок той девочки с большой верандой и садом за ним почти до окон ушел в землю первым кирпичным этажом, а верхний деревянный покосился и осел. Я долго стояла перед ним, заново переживая то далекое время и все, что стало известно потом. Была удивительная тишина, странная рядом с перегруженной другой старинной улицей, Херсонской (теперь Дзержинского), бывшей куском дороги из Москвы в Симферополь. Ауру старого города и этой дороги, неторопливых ритмов, пролеток и колокольных звонов сохранила улица, и это както шло и не шло к имени ее нынешнего хозяина, оказавшегося неисправимым мечтателем, идеалистом в своих знаменитых очерках «Районные будни», написанных в 195256 годах в Курске.
Странное чувство уносила я после первого посещения улицы. А тут еще один из давних коллег по журналистике Володя Дедков подарил мне трехтомник произведений Овечкина, изданный в 1989 году в издательстве «Художественная литература» с предисловием известного публициста Юрия Черниченко, считавшего себя учеником Овечкина. Так в мои воспоминания, связанные с этой улицей, вторглась иная реальность – непростая судьба сложного неординарного человека. Она не давала покоя.
Что же такое было в этих очерках, что заставило говорить всю большую страну? И этот выстрел… Что случилось тогда с человеком, места для которого в тогдашней литературе, а для него и в жизни, не нашлось? За что годы спустя он был признан большим писателем – родоначальником «деревенской» прозы? И Курская земля, оказавшаяся для него мачехой, увековечила его имя в названии улицы?
Юрий Черниченко, тогда еще совсем молодой человек, вспоминал, что осенью 1952 года пришли книжки «Нового мира» с «Районными буднями» Валентина Овечкина, где жизнь колхозная совсем не походила на «Поддубенские частушки» и «Свадьбы с приданным». В стране создалось тяжелое положение с продовольствием, народная кормилицадеревня, пережив разорение войной, гибель мужиков на фронтах Отечественной, изнемогала под гнетом командной, бюрократической системы. А искусство и литература, словно не замечая этого, рисовали благополучную радостную жизнь деревни, не рискуя рассказывать правду.
Валентин Овечкин рискнул. И написал серию очерков, которые сложились в повесть «Районные будни», где честно рассказал о бедственном положении деревни.
В 1948 году Валентин Владимирович поселился во Льгове. Ольгове Льгове древнейшем русском городе на краю Дикого поля. «Меня еще сильно подмывает дать серию очерков из какойнибудь хронически отсталой области, разобраться в причинах отставания», писал он Г. Фишу в сентябре 1949 года. Льговский район Курской области, как один из самых отстающих, для этого подходил.
В поездках по деревням собирались образы его главных героев – Мартынова и Борзова. Они антиподы. Два партийных секретаря одного района, и проблемы у них одни, а решают они их поразному. Первый, Борзов, отъявленный бюрократ, за цифрами не видит человека, «давая» планы любой ценой. Мартынов считает, что все должно строиться на взаимном интересе государства и крестьянина. Тогда хлеб будет в стране и в каждом дворе.
Суть его открытия «борзовщина» монополия на управление всем! Всем! Все, как в образцовом лагере ГУЛАГа. То есть речь в очерках шла о стиле партийного руководства, о подборе кадров, о расстановке людей, а в сущности, о «вечных темах искусства», по определению самого Овечкина, о борьбе честности с подлостью, таланта с бездарностью.
Автора обвинили в клевете на партийное руководство, на колхозный строй. Но его поддержал сам генеральный секретарь Н.С. Хрущев. И пока Овечкину казалось, что причина бедственного положения деревни – борьба «хороших» партийных работников с «плохими», они были союзниками.
Но вот что пишет он Александру Твардовскому время спустя: «Шума очерки наделали много, но шумто литературный. Ось земная ни на полградуса не сдвинулась. В колхозах все попрежнему».
Тем временем Льгов становится центром внимания всей страны, все ждут, что отсюда и начнется возрождение деревни. Но партноменклатурщики надеются получить хвалебную статью о родине Хрущева Калиновке. Не умея кривить душой, Овечкин пишет: «Половина того внимания, что надо бы отдать всей области, отдается Калиновке. Колхозу не очень трудно управляться с полевыми работами, так как каждое лето в Калиновку шлют сотни мобилизованных городских рабочих, студентов, «подбрасывают» технику в таком количестве, что ее хватило бы на целую МТС».
Этого ему не простили. С 1960 года его перестают печатать. На 12й Курской областной партийной конференции в 1961 году он обличает очковтирательство, приписки, обман, уравниловку, показуху, все то, что Овечкин назвал «борзовщиной». Дело не двигалось, и фраза Овечкина, что Хрущеву хочется нового «Кавалера золотой звезды» почитать, рассорила их.
«Какоето время они, Хрущев и Овечкин, были полными единомышленниками, и писатель словно бы стелил шпалы для скорых дерзких решений», пишет Юрий Черниченко. Но бездумный волюнтаризм «главного агронома страны», засеявшего кукурузой лучшие пшеничные поля, он поддержать не мог.
А тут еще целина, превратившая Кулунду, Павлодар, Омское Прииртышье с миллионами гектаров недавних ковылей в «пыльный котел», где не видно солнца.
Юрий Черниченко, тогда собкор газеты «Советская Россия», рассказывает, как осенью 1960 года в Омскую область по секрету от обкома партии привез в машине своего учителя. Сорняки на недавних буйных ковылях, барханы песка на молодой пашне потрясли опального писателя. Но сказать об этом он уже не мог. А как он был нужен агрономам, директорам совхозов! Ему верили, ему выкладывали мужики такое, чего никогда не услышал бы очередной уполномоченный, вспоминает Черниченко. Его ищущая мысль требует выхода, и он пишет Твардовскому, переосмысливая свой опыт: «Все же както идеалистически решал я вопросы вытягивания отстающих колхозов. Есть гениальный секретарь райкома, есть гениальный председатель колхоза дело пойдет на лад. Но откуда же набраться их гениев? Нужны, видимо, такие организационные формы, при которых допустимо пребывание на руководящих постах и среднеспособных товарищей, не только гениев». То есть нужна новая система отношений государства и деревни.
Черниченко отмечает «всегда точную и деловую переписку двух твердых, чутких к фальши, насмешливых людей, у которых при всей оторванности общения всегда присутствовал некий третий. Им была Литература: дело их, и страсть, и кислород, и смысл жизни, и неприятие лжи».
Когда перестали печатать, кислорода не стало. В отчаянии Валентин Владимирович стрелял в себя из охотничьего ружья. Выжил, но потерял правый глаз. Пережив трагедию, уехал в Ташкент к сыновьям. Был хорошо принят и обласкан секретарем ЦК Узбекистана Рашидовым. Здесь 27 января 1968 года он скоропостижно скончался и был похоронен в Ташкенте на Коммунистическом кладбище.
Парадокс трагедии его жизни заключается в том, что Овечкин никогда не был противником Советской власти. Он принял коллективизацию в деревне как свое родное дело, которому служил всю свою жизнь. Судьба этой идеи стала его личной литературной судьбой. «Он сам выбрал себе роль в исторической драме и не щадил себя ради идеи «человечного устройства жизни», грустно подвел итог его жизни Владимир Дедков, невольно приобщивший меня к его судьбе. Был уверен, что у государства и крестьянина интересы общие. И все происходящее в деревне считал трагическим непониманием и пытался объяснить это, опираясь на свой опыт.
Об опыте. Овечкин родился в 1904 году в Таганроге в семье банковского служащего. В семь лет потерял мать. Большая семья начинает распадаться, что окончательно произошло после 1917 года. Окончив четыре класса технического училища, в 13 лет вынужден сам зарабатывать хлеб: сапожничает, рыбачит, работает грузчиком в порту. Затем уезжает к сестре в Ефремовку под Таганрогом, где впервые приобщается к крестьянскому труду. Здесь вступает в комсомол, заведует избойчитальней, работает учителем ликбеза, батрачит. Мысль о том, что на земле легче трудиться сообща, вызревает постепенно с единомышленником старым крестьянином Николаем Леонтьевичем Масловым. Они и стали основателями первой в Приазовье сельскохозяйственной коммуны. Овечкина выбрали председателем.
В опубликованном в 1928 году его первом рассказе «Глубокая борозда» он напишет о становлении своего колхоза и начавшейся в деревне политической борьбе. Эти шесть лет созидательного труда на земле стали для него самыми счастливыми годами. 800 гектаров госфондовской земли, выделенные коммуне в заброшенном имении помещика Дергачева, объединили шесть семей.
Вспоминая те годы, он писал: «И вдруг эта сиротская душа без отца, которая металась в поисках отца, вдруг ему пришлось стать отцом семидесяти мужиков». Коммуна росла, и не было в ней трагедий по поводу расставания с лошадью или коровой.
Она отличалась от сталинских колхозов – была добровольной! И чудилось ему, мечтателю, вотвот сбудется вековечная мечта мужика быть вольным хлебопашцем на своей земле.
В 1929 году его выдвинули на партийную работу и «оторвали от коммуны с мясом», напишет он, «много лет тоска по коммуне спать не давала», «настоящая моя жизнь осталась там, в нашей коммуне».
Проблемы деревни не отпускали его и во время войны, которую он прошел пехотным офицером от Сталинграда до Украины. Его «Будни» и статьи, сборники рассказов и пьесы – деловая проза. Впервые факты реальной экономической и социальной жизни деревни становятся предметом глубокого эстетического переживания и явлением большой литературы.
Это потом появятся яркие, проникнутые болью за деревню произведения «деревенщиков» Бориса Можаева, Федора Абрамова, Василия Белова, недавно ушедшего из жизни Валентина Распутина и других, но первымто был он, Овечкин, духовной родиной которого и стал наш Курск.
Валентину Владимировичу исполнилось 110 лет. К этой дате в Курске вышла книга сына писателя Валерия Валентиновича «Броском вперед» (Мой отец Валентин Овечкин в дневниках, письмах и воспоминаниях), который приезжал на ее представление читателям в библиотеке имени Н. Асеева. Спокойно, не драматизируя излишне, рассказывает он о сложной многотрудной жизни отца.
Ему было мучительно стыдно признаться в безденежье, пишет сын. Ему, чьи книги издавались еще недавно миллионными тиражами, переводились на десятки языков и приносили государству прибыль. Он, чье имя в числе самых известных людей планеты напечатано в энциклопедии «Who is who», получавший ежегодные приглашения по случаю дня рождения королевы на прием в английское посольство, испытывал нужду. Человек с государственным мышлением оказался не востребованным своим временем.
P.S. Недалеко от Курска, где у моих друзей дача, прохожу по лощинке, сбегающей к Тускари, где, как голые ребра, торчат из зарослей стропила крыши бывшей колхозной фермы. Сколько их разбросано по России? Когдато мне, сотруднику областной газеты, пришлось поездить по колхозным фермам, утопая иногда в навозе в резиновых сапогах.
Были и хорошие фермы, и туда возили председателей отстающих хозяйств перенимать опыт. Опыт не давался. Тяжелая неповоротливая система управления оказалась неспособной к самореформированию или не захотела?
Колхозов давно уже нет, и этот печальный остов взывает к памяти человека, страстного пропагандиста нового, воспевшего поэзию свободного радостного труда на земле.
И это человеческое содержание его очерков никогда не утратит своего значения, хотя ни райкомов, ни колхозов давно уже нет.
Ирина ЗУБЕЦ