Курск

общественно-политический еженедельник

12+

И жизнь, и театр, и кино

Подлинных документов о дате открытия в Курске театра до сих пор не найдено. А точкой отсчета стало свидетельство писателя и краеведа Ивана Купчинского, выпустившего в 1887 году записки "Театр в Курске". Автор сообщает, что спектакли давались в зале Благородного, или Дворянского собрания и уточняет: "Построенный в 1792 году на иждивение курского дворянства, курский театр, можно сказать безошибочно, долгое время был рассадником известностей театрального искусства".

Здесь выступали драматические, оперные и балетные труппы курских помещиков. В то время были известны артисты и музыка помещиков Анненкова, Нелидова, графа Волькенштейна, Хорвата... Сам театр представлял собой неудобное по планировке здание с холодными помещениями, узкими коридорами и крутым ходом на галерею, где не было скамеек, а по праздничным дням собиралось особенно много народу. Театр имел 26 лож, до 115 кресел и стульев в партере и галерею на 150 человек. Здание перестраивалось в 1816 году и в 30-х годах XIX века. 29 декабря 1875 года оно было полностью уничтожено в результате большого пожара. Дирекция театра, получив у городской думы разрешение занять под временное помещение пустующее здание манежа, немедленно приступила к его переделке.

Здание манежа было построено в 1820 году по проекту архитектора Карла Гофмана и располагалось на углу нынешних улиц Дзержинского и Щепкина. Открытие театра состоялось 1 декабря 1886 года. Зрительный зал стал вмещать до 600 человек. Но 24 апреля 1877 года русское правительство объявило войну Турции, поэтому в течение года здание вновь пришлось использовать под манеж. Потом здесь, как и раньше,  устраивались, цирковые представления, проводились выставки, организовывались народные чтения. 7 апреля 1885 года в здании манежа была прочитана первая в Курске публичная лекция о славянских просветителях Кирилле и Мефодии, которая сопровождалась показом картин через проекционный фонарь. 

Горожане надеялись, что дворянство, получив за сгоревшее здание Благородного собрания компенсацию, выстроит новый театр, но глубоко ошиблись. Уже в 1877 году было возведено огромное здание для Дворянского собрания, а о строительстве театра не было и речи. Сам город не мог приняться за эту постройку из-за большого долга.  Интересно отметить и тот факт, что в здании театра впервые в Курске было показано кино. Газета "Курские губернские ведомости" от 16 мая 1897 года сообщает о "Больших представлениях" аппарата братьев Люмьер в помещении театра. Это случилось всего лишь полтора года спустя после изобретения кинематографа. 

Что только не видел курский зритель! В обширном репертуаре были представлены драмы и водевили, комедии и трагедии, оперетты. С большим успехом здесь шли "Гамлет" В. Шекспира, "Гроза" А.Н. Островского, "Ревизор" Н.В. Гоголя. 

Постоянной труппы театр не имел, а в сезон она набиралась из заезжих артистов до 70 человек, кочевавших в тогдашней России из города в город. Практиковались приглашения на гастроли актеров из других театров. Часто приезжали артисты из Петербурга, Москвы, Харькова, Киева. Да какие! В этом театре куряне видели короля водевиля К.А. Варламова, покорявшего зрителей своей жизнерадостностью и оптимизмом. Здесь на сцене в спектакле "Бой бабочек" выступала выдающаяся драматическая актриса В.Ф. Комиссаржевская, ярчайшая выразительница художественных устремлений своего времени. Тут создавала изумительные образы купчих и мещанок театра Островского О.О. Садовская, в зале звучал голос великого В.И. Качалова, покоряла публику своим великолепным искусством игры А.А. Яблочкина... В 1911 году, в связи с 25-ой годовщиной основания театра в этом здании, ему было присвоено имя Михаила Семеновича Щепкина.

После Октябрьской революции курский театр начали посещать рабочие, крестьяне, солдаты. Сам он стал называться Государственным показательным театром имени Щепкина. Просуществовал в этом здании до 1927 года, труппа  перешла в новое помещение "Дом Ильича" (нынешняя филармония), открыв театральный сезон в день 10-ой годовщины Октябрьской революции. А на улице Дзержинского после реконструкции, уже в 1928-м, открылся первый звуковой кинотеатр в городе "1-е Совкино". Изменился и внешний облик здания. Первоначально в сторону улицы Дзержинского оно имело фронтон с колоннадой, потом колонны убрали и фронтон заменили вычурной крышей. 

В войну здание не пострадало. Вскоре после освобождения города, 20 февраля 1943 года, кинотеатр гостеприимно открыл свои двери для зрителей. В 1948 - 1949 годах его реконструировали по проекту архитектора Алексея Шуклина.

В феврале 1979 года из-за аварийного состояния кинотеатр временно закрыли для капитальной реконструкции. Вновь открытие состоялось через восемь лет, в 1987 году. В ходе этой реконструкции кассы были вынесены в пристройку, просторнее стало фойе. Барельеф Михаила Щепкина выполнен скульптором Николаем Криволаповым и архитектором Валерием Михайловым. В зрительном зале убрали ложи, балконы. Несмотря на переделки, которым здание подвергалось в течение полутора веков, оно и сегодня отличается архитектурным своеобразием и  является памятником истории и культуры федерального значения.

Фото из архива галереи «АЯ»

Одна из славных страниц истории курского театра навечно связана с именем великого русского актера, бывшего крепостного графа Григория Волькенштейна - Михаила Семеновича Щепкина. Он родился 6 ноября 1788 года в селе Красном Курской губернии Обоянского уезда. Мальчику было семь лет, когда в домашнем театре своего барина он увидел впервые оперу "Новое семейство" и так поразился зрелищем, что с этого времени заболел сценой. Отданный в народное училище в городе Судже, он как-то сыграл роль слуги Розмарина в комедии Сумарокова  "Вздорщица", и это окончательно поразило воображение впечатлительного и способного ребенка. Продолжая затем учение в Белгороде и живя у местного священника, обучавшего его Закону Божию и латинскому языку, он в 13 лет поступил в 3 класс губернского училища в Курске и скоро был переведен в 4-й (последний) класс. Страсть к театру поддерживалась в Щепкине братьями Барсовыми, владельцами курского частного театра, где он приобрел некоторые познания в сценическом искусстве и был допущен в 1803 году к исполнению роли в пьесе Княжнина  "Несчастье от кареты". Определенный по воле помещика помощником землемера, межевавшего земли графа Волькенштейна, Щепкин в 16 лет блестяще выдержал выпускной экзамен и, по приказанию помещика, произнес приветственную речь попечителю Харьковского университета, приезжавшему открывать гимназию. За превосходное исполнение поручения помещик "позволил Щепкину заниматься, чем хочет". Щепкин тотчас поступил к Барсовым и в 1805 году не без успеха сыграл роль почтаря Андрея в драме "Зоя". Лет около двадцати он вел кочевую жизнь, пока наконец не был принят в 1823 году на казенную сцену в московскую труппу в амплуа первых комиков. Перед этим он с громадным успехом играл в Полтаве, где при содействии князя Репнина выкупился из крепостной зависимости. В 1825 году Щепкин дебютировал в Санкт-Петербурге и стал общим любимцем, перезнакомясь со всеми литературными корифеями. Пушкин  относился к нему с глубоким уважением и убедил  вести "Записки". Самым блестящим периодом сценической деятельности Щепкина был промежуток времени с 1825 по 1855 год, когда, по выражению Погодина, он являлся "достойным помощником, дополнителем и истолкователем великих мастеров сцены - от Шекспира и Мольера до наших отечественных писателей - Фонвизина, Капниста, Грибоедова, Гоголя, Шаховского, Загоскина и Островского". У Щепкина был высокий, неподражаемый комический талант в соединении с юмором и поразительной веселостью, свойственными ему одному. Он был крайне самобытен и своеобразен в передаче самых трудных характеров, придавая им колорит блестящий, яркий, поражая естественностью и непринужденностью. Его гениальному исполнению равно были доступны и иностранные характеры и типы, и чисто русские, со всеми оттенками национальности. Театр был для Щепкина утешением в горе и даже целебным средством. Человек с гибким умом, пылким воображением, необыкновенно добрый, приветливый, отличный собеседник, коротко знавший Россию, по его собственному выражению, от дворца до лакейской, он интересовал весь цвет интеллигенции того времени; его дружбой дорожили Пушкин, Гоголь, Белинский, Грановский. В 1863 году, по совету врачей, он уехал на южный берег Крыма, скончался 11 августа в Ялте.