Курск

общественно-политический еженедельник

12+

Жизнь начинается с воспоминаний

Из сумрака первой половины XX века, из страшных лет мировых войн и революций, репрессий и скитаний, спустя десятилетия незаслуженного забвения к нам являются, казалось бы, навсегда потерянные имена. Судьба композитора и писателя Всеволода Петровича Задерацкого стала отражением бурлящей эпохи, которая никому не могла обеспечить билет в завтрашний день.

Семья Задерацких переехала в Курск в 1897 году. До этого они жили в городе Ровно, где отец Всеволода - Петр Андреевич - работал на строительстве железнодорожного узла Здолбуново. Он был успешным инженером и впоследствии имел репутацию авторитетнейшего специалиста России  по проблемам эксплуатационных систем. Собственно, в Ровно 21 декабря 1891 года и появился на свет будущий композитор. В Курске же семья заняла дом № 12 по Кондыревской улице (ныне - улица Димитрова), принадлежавший городскому архитектору Александру Баумиллеру.

Курская жизнь оказалась для юного Всеволода прекрасным беззаботным временем. Именно здесь зародились творческие силы и талант, которые всячески поощряли родители. Показателен следующий эпизод: в 1904 году, не имея возможности приобрести в Курске только что изданную пьесу Чехова "Вишневый сад", Петр Андреевич отправляет письмо Антону Павловичу "с личной покорнейшей просьбой - не отказать в высылке одного литографированного (или иного какого) экземпляра". Вместе с письмом Петр Задерацкий послал знаменитому писателю свою книгу "Наши недуги", представляющую собой социологическое исследование о быте и условиях работы железнодорожных служащих. Чехов откликнулся на просьбу и прислал  сборник товарищества "Знание", в котором была опубликована пьеса, с дарственной надписью - "П.А. Задерацкому".

Музыка в жизни семьи играла существенную роль. На пианино играли все дети: кроме старшего Всеволода у Задерацких был младший сын Павел и три дочери - Вера, Зинаида и Елена. Их мама Мария Павловна (урожденная Мелешкевич-Бжозовская) происходила из обедневшего дворянского рода польских шляхтичей. Ее сестра Александра Павловна, будучи пианисткой, преподнесла в подарок на день рождения  племянника Всеволода пианино ныне несуществующей фирмы "Smidt-Wegener". Этот инструмент стал отправной точкой в определении и становлении будущей судьбы Всеволода.

В Курске в конце XIX века действовали музыкальные классы Аркадия Максимовича Абазы, располагавшиеся в Троицком переулке (ныне - улица Серафима Саровского). Абаза имел превосходное образование: закончив консерваторию в Санкт-Петербурге, он совершенствовался в исполнительском мастерстве в Германии у известного пианиста, дирижера и композитора Ганса фон Бюлова. Аркадий Максимович как нельзя лучше способствовал раскрытию потенциала Всеволода. Кроме того, именно в музыкальной школе Всеволод познакомился с Натальей Пасечник, которая в 1914 году стала его супругой. 

В 1910 году, окончив курскую гимназию, Всеволод Задерацкий покинул дом №12 по Кондыревской улице и уехал для продолжения образования в Москву. Через несколько лет и вся семья оставила Курск и перебралась в Киев. Уже после революции, в 1930-е годы, в этом же доме поселятся поэтесса Лидия Шелест и публицист Борис Юркевич (Башилов). 

В Москве начинающий музыкант одновременно поступил в консерваторию и на юридический факультет университета. Предварительным основанием для участия во вступительных прослушиваниях стал документ об окончании классов А.М. Абазы. Рекомендации курского педагога помогли при поступлении в то же учебное заведение и Наталье Пасечник. Наставниками Всеволода Петровича были видные деятели искусства того времени: композитор и дирижер Михаил Ипполитов-Иванов, пианисты Сергей Танеев и Генрих Пахульский, певец Умберто Мазетти. Танеев познакомил своего ученика с выдающимся композитором Александром Скрябиным, который стал для Всеволода путеводной звездой. Друзьями Задерацкого являлись поэты Николай Асеев и Валерий Брюсов: на их стихотворения он сочинял романсы в течение всей жизни.

Важнейшее событие произошло в 1915 году. По протекции своей тети Александры Павловны, чей муж Константин Штакельберг служил начальником Придворного оркестра и был вхож в семью императора Николая II, Всеволод Петрович назначается музыкальным воспитателем цесаревича Алексея. С середины 1915 до середины 1916 года Задерацкий почти еженедельно совершал поездки из Москвы в Петербург. Таким образом, он получил условный статус "придворного музыканта". Все в том же 1915 году у Всеволода и Натальи рождается сын Ростислав. 

Спокойная и благополучная жизнь прервалась в 1916 году. Как только Всеволод Петрович закончил юридический факультет Московского университета, его призвали в армию, и с конца года по апрель 1918-го он принимал участие в Первой мировой войне. Затем воевал в составе Добровольческой армии под командованием Антона Деникина. Гражданская война навсегда разлучила Всеволода с Натальей и сыном: они покинули Россию с английской эскадрой, которая отплывала из Новороссийска. 

 В 1920 году Задерацкий сдался представителям новой власти. Они разместили военнопленных-деникинцев в разграбленной помещичьей усадьбе, где в целости остался только рояль. Всеволод Петрович, понимая, что ему и его сослуживцам грозит расстрел, сел за инструмент и всю ночь играл как одержимый. По иронии судьбы, в одной из соседних комнат особняка с бумагами работал председатель ВЧК Феликс Дзержинский. Утром он потребовал документы "того, кто играл" и сделал в них спасительную запись: "Сохранить жизнь, определить место жительства". Злоключения Задерацкого послужили Алексею Толстому основой для создания персонажа Вадима Рощина в романе "Хождение по мукам". 

С 1920 года для Задерацкого началось время непрестанных скитаний. Благодаря Дзержинскому, жизнь композитора продолжилась, но какой она должна быть, Железный Феликс не уточнил. В следующие 30 лет Всеволод Петрович поменял много городов (Рязань, Москва, Ярославль, Мерке, Краснодар, Житомир и Львов), преподавал музыку, занимался сочинительством, но все созданные им до 1928 года партитуры и рукописи были уничтожены. Произведениям композитора ставилось в вину наличие формализма. Задерацкий неоднократно подвергался арестам, отсидел два года  в одном из самых страшных лагерей ГУЛАГа - в Севвостлаге, который располагался в долине реки Колыма. Его обвиняли по печально известной 58-й статье (контрреволюционная деятельность), хотя действительной причиной преследования являлся факт приближенности к монаршей семье. В жутких условиях исправительно-трудового лагеря Всеволод Петрович не терял чувства самообладания и продолжал сочинять музыку, записывая ноты (!) на телеграфных бланках. Его освободили в 1939 году в связи с прекращением дела. 

С началом Великой Отечественной войны Задерацкого эвакуировали в Казахстан. На тот момент он уже состоял в браке с Валентиной Перловой, которая происходила из купеческой династии, известной своим Чайным домом на Мясницкой улице в Москве. В 1935 году у них родился сын, которого назвали в честь отца Всеволодом. После войны семья перебралась во Львов, где Всеволод Петрович устроился работать в местную консерваторию преподавателем. На протяжении всей жизни деятельность Задерацкого была связана исключительно с музыкой. Где бы он ни находился, в какой бы город ни забросила его судьба, повсеместно он старался своим жизнелюбием и творчеством преобразить тяжелую атмосферу тоталитаризма.

Всеволод Петрович Задерацкий скончался 1 февраля 1953 года от обширного инфаркта, за месяц до смерти Иосифа Сталина. Наследие композитора и писателя сохранила его вдова Валентина Петровна, а возвращением и популяризацией его имени многие годы занимается сын Всеволод Всеволодович, который пошел по стопам отца и сейчас является профессором Московской консерватории.

Самое известное музыкальное произведение, созданное Всеволодом Петровичем, - 24 прелюдии и фуги для фортепиано. Это удивительно яркое, особое по интонации и уникальности формы творение активно распространяется в последние десятилетия. Прелюдии звучали в концертных залах Москвы, Новосибирска, Минска, Киева, Одессы, Берлина, Амстердама, Кракова, во многих других городах России и за рубежом. В 2008 году пианист Яша Немцов осуществил запись 24 прелюдий Задерацкого. На этом же диске есть и прелюдии Дмитрия Шостаковича, так что слушатель может сопоставить два цикла, созданные с разницей в один год. Музыковеды склонны заключить, что произведение Всеволода Петровича производит более цельное и основательное впечатление, в отличие от цикла его именитого коллеги.

А в 2012 году свет увидели новеллы Задерацкого, объединенные под одной обложкой с заглавием "Золотое житье". Автор задумывал создание романа "Человек шагает по эпохе", но осуществить замысел не успел. Но и опубликованного достаточно, чтобы понять высочайший талант Всеволода Петровича. Эта проза поражает своей многогранностью: действующими лицами являются как высокопоставленные чиновники, так и нищие музыканты; география повествования простирается от Китая - через всю Россию и через океан - до Бразилии. Комичное соседствует с серьезным, дружба и взаимопомощь сталкиваются с кровожадностью и подлостью. Презентация книги состоялась в Архиповском музыкальном салоне в Москве, новеллы для зрителей читали Народный артист СССР Василий Лановой и Народный артист России Сергей Шакуров.

"Жизнь начинается с воспоминаний". Эта мысль открывает сборник прозы "Золотое житье". И эта же мысль не дает нам права забывать людей, вопреки обстоятельствам созидавшим историю русской культуры. Ведь без памяти жизнь превращается в существование. Имя Всеволода Задерацкого необходимо сделать известным среди курян наравне с именами Георгия Свиридова, Казимира Малевича, Евгения Носова, Константина Воробьева, Александра Дейнеки и других знаковых для области личностей.   

Борис Солодкин