Курск

общественно-политический еженедельник

12+

Дел парикмахерских мастер

Минуло неимоверное количество сотен лет с тех самых пор, когда к цирюльникам приходили наши далекие прародители с целью привести свой внешний вид в порядок. Представители этой профессии, помимо стрижек и причесок, занимались еще и бритьем, маникюром, а нередко выполняли и обязанности врачей. Но со временем круг их обязанностей сузился до работы исключительно с волосами, да и называть таких людей стали парикмахерами. Эта профессия была и будет востребована, и мы не случайно вспомнили о ней. 14 сентября парикмахеры отмечают свой профессиональный праздник.

Наша собеседница Ольга НЕПОЧАТЫХ отдала парикмахерскому мастерству 30 лет, и стаж ее работы продолжает увеличиваться. Она по-прежнему, с не меньшим, чем в начале профессионального пути, воодушевлением, "колдует" над внешностью своих клиентов. Примечательно, что в процессе становления Ольги Яковлевны как мастера заложена историческая "генетика" выбранной профессии. Дело в том, что в детстве она хотела стать или парикмахером, или врачом (а ведь цирюльники отчасти выполняли обязанности медработников), но все случилось именно так…

КРИТИКА КАК СТИМУЛ СОВЕРШЕНСТВОВАТЬСЯ

- Какая же причина склонила вас в пользу парикмахерского дела?

- Прежде всего, моя впечатлительность - при виде крови могла упасть в обморок, да и пристрастия к естественным наукам в школе не испытывала. Но не думайте, я и парикмахером стала далеко не сразу! Папа негативно отнесся к моему выбору. Посчитал это несерьезным занятием. Я пошла в торговый колледж и даже какое-то непродолжительное время работала по специальности и, скажу вам честно, делала это с большой неохотой. Внутреннее ощущение то и дело подсказывало - не мое, надо бросать. Все время вспоминала, как третьеклассницей бегала в соседнюю парикмахерскую, сидела тихо в уголочке и с восхищением наблюдала за резвой работой мастеров. Нравилось все: и запах, и атмосфера, и сам процесс. В конечном итоге пришла к своей давней мечте, когда уже родила первенца. С тех самых пор минуло вот уже тридцать лет…

- Расскажите о трудностях, которые, должно быть, испытывали уже по ходу осуществления своей мечты.

- Никаких специализированных курсов мы тогда не заканчивали. Сразу была и практика, и теория. Это, кстати, самый лучший способ действительно освоить профессию. О технике и технологии на курсах, которых сейчас не перечесть, говорится много, а вот практики, по сути, нет. Оно, в общем-то, и понятно - кто захочет стать подопытным кроликом, когда речь идет о внешнем виде? 

Всегда трудно начать, а там уже складывается. Нередко на первых порах, кем бы человек ни пожелал стать, найдется тот, кто подвергнет его талант сомнению. Так было и со мной.  Меня направили учиться к одному достаточно известному в кругу парикмахеров мастеру. Я долго ее ждала, и вот, когда она наконец появилась, сразу дала задание. У меня, как и у любого бы другого заинтересованного в его хорошем выполнении человека, возник вопрос. Задаю и получаю такой напыщенный ответ: "Рожденный ползать - летать не может". Вот это я запомнила на всю жизнь! Не передать словами, как я расстроилась. Когда стала работать в государственной парикмахерской, не удавалось выполнять планы, за что, само собой, получала выговоры. Но для новичка это было закономерным явлением. Зато потом я их перевыполняла. Поэтому всем начинающим хочу сказать, что критика - не повод опускать руки. 

Палки в колеса мне ставило и собственное здоровье. От химических веществ, с которыми неминуемо приходилось работать, на руках стали появляться страшные воспаления - так проявляла себя экзема. Поток клиентов у меня тогда был большой, и популярностью пользовались химические завивки. Их приходилось делать по несколько раз на день. Я надевала на руки по три слоя перчаток, но и это не спасало. Боль была невыносимой - работала, а по щекам текли слезы. Усугубляла ситуацию и моя вторая беременность, выпавшая на этот период. Муж стал вести разговор о том, что пора уходить из профессии, но я даже и помыслить о таком не могла! Не знаю, к чему бы это все привело, если бы свекровь не нашла мне профессора из Харькова. Он меня и вылечил. 

"ИЗ НЕЕ ПОЛУЧИТСЯ ХОРОШИЙ МАСТЕР"

- А помните своего самого первого клиента?

- Еще бы! Мой первый наставник посадил передо мной женщину и невозмутимо сказал: "Стриги!", после чего взял и ушел. Переборов страх и принявшись за дело, я осталась довольна результатом, так же, как и клиентка. Надо отдать ей должное. Она ведь поняла, что я новичок, и не побоялась этого факта, дав мне, таким образом, бесценный шанс проявить себя. Она даже подарила мне плитку шоколада и сказала наставнику: "Из нее получится хороший мастер". Спустя несколько лет судьба свела меня с той самой первой клиенткой. Она меня сразу узнала, а вот я ее нет. Впоследствии наше общение переросло в дружбу. 

Очень важно зарекомендовать себя клиенту, чтобы потом он снова пришел именно к вам. Здесь важны как профессиональные качества, так и человеческие. Все парикмахеры отчасти психологи. Приведу интересный пример: одна моя коллега как специалист весьма посредственна, но вот ее "психологические" способности поражают. Люди к ней идут не только подстричься, но и поговорить. 

- Были такие моменты, когда вы испытывали наибольшую гордость за себя как профессионала?

- Для меня очень ценно и показательно то, что некоторые клиенты ходят ко мне ровно столько лет, сколько я работаю. Они у меня все как на подбор: очень хорошие, не капризные и понимаем мы друг друга с полуслова. В своей работе я не ищу поводов для гордости, а просто стараюсь делать ее на совесть. 

- Как определяетесь со стрижкой - подсказывает клиент или, наоборот, вы советуете, как лучше?

- Я всегда задаю один ключевой вопрос, заключающийся в том, какую длину волос хочет оставить клиент. От этого и пляшу. Бывает, что и клиент описывает мне то, что хочет увидеть, а я уже подсказываю, подойдет или нет, ведь со стороны всегда виднее. Определяю подходящие прически по овалу лица, затылку, особенностям роста волос. 

ПАРАЛЛЕЛЬ МЕЖДУ ВРЕМЕНАМИ 

- Вы работаете долго, и вам есть, с чем сравнить. Как трудились парикмахеры во времена, когда дефицит наблюдался и в технике, без которой сейчас не мыслится ваша деятельность, и в красках?

- Тогда этот дефицит как-то и не ощущался, наверное, потому что лучшего мы и не знали. В 1991 году я ездила в Москву, на фирму "Wella", и купила там фен, который работает до сих пор. Когда меня из парикмахерской, находящейся в центре города, перевели работать в другую, на Магистральном проезде, я была поражена. В этом салоне ни у одного мастера не было фена. Использовали сушилки и щипцы. Кстати, там я набралась немало опыта! Выходили из положения и работали с тем, что имелось в наличии. О моем приходе в эту парикмахерскую вообще надо рассказать отдельно.

Тогда все парикмахерские работали с 7.00 до 21.00. В свой первый рабочий день я стояла у дверей ровно в семь утра, но они были заперты. Жду пятнадцать минут, двадцать, тридцать, сорок. Наконец приходит мастер, поднимает подоконник и достает оттуда ключ. Я спрашиваю про трудовой режим и узнаю от него, что, мол, с утра посетителей все равно нет. Как такое может быть? Одним словом, впечатления о новом месте работы были не самыми лучшими. Несмотря на общую тенденцию приходить попозже, я приезжала к семи. И клиенты не заставляли себя долго ждать, они были даже рады тому, что теперь парикмахерская открывается раньше. Увидев, что работы тут хватает, рано стали приходить и другие мастера. Вскоре от клиентов не было отбоя. А напротив еще находился хладокомбинат - шли и оттуда, да еще и мороженым угощали, вкуснее которого я еще ничего не пробовала. Когда пришла пора уходить, плакала - так мне не хотелось расставаться с полюбившимся салоном, который изначально совсем не впечатлил. 

- А теперь давайте сравним качество волос тогда и сейчас. Многие видят отличия и пеняют в основном на экологию. Как вы считаете, изменилось ли что-то? Если да, что послужило тому причиной?

- Не считаю, что произошли какие-то изменения. Что дала природа, с тем человек и живет. Во все времена встречались люди и с хорошими густыми волосами, и с проблемными. В любом случае, уход - это уже много. 

- Тогда дайте несколько универсальных советов по уходу за волосами.

- Самый главный совет - почаще стричь. При этом не обязательно менять прическу кардинально, важно избавиться от посеченных концов. Я многих клиенток отучила от привычки делать химические завивки, и они остались этим довольны. Что касается каких-то укрепляющих средств и шампуней, то это все индивидуально. Надо найти то, что подходит именно вам. Важно не оставлять без внимания внешний вид волос, который обязательно укажет на состояние их здоровья. 

P.S. Важно найти не только подходящие средства по уходу за волосами, но и "своего" мастера. Это, пожалуй, так же значимо, как и обрести надежных друзей, а также хороших лечащих врачей. Успехов вам в этом, дорогие читатели!

Слово "парикмахер" имеет французское происхождение ("perruque") - накладка из волос, а в театре - одно из выразительных средств грима. В 1938 году российские парикмахеры впервые получили трудовые книжки. 

РЕКОРД!

В этом году аргентинские парикмахеры установили новый рекорд, вошедший в Книгу рекордов Гиннеса.

 

Одна из косметических компаний предложила всем желающим бесплатно покрасить волосы, не без помощи, разумеется, профессионалов. Это было самое массовое окрашивание. В общей сложности 50 парикмахеров приняли участие в активном и стильном мероприятии, при этом за час работали только по десять человек, затем команды мастеров сменялись. Профессиональным парикмахерам помогала целая команда ассистентов, которые мыли и сушили волосы после окрашивания, а также всем желающим клиентам была сделана стрижка, не требующая укладки, что очень уместно в нашей динамичной жизни, в которой всегда нужно так много успеть и при этом прекрасно выглядеть. В итоге рекорд был установлен - за восемь часов парикмахеры сменили цвет волос 126 желающим измениться в лучшую сторону. Но и на этом не остановились мастера парикмахерского искусства, решив для ровного счета довести количество окрашенных голов до 160, потратив всю краску для волос, которая только была в салоне. 

Серафима МАЛАХОВА