Курск

общественно-политический еженедельник

12+

Мне скучно не бывает

Гости стали приходить к пенсионерке Нине Порхун еще днем, а к вечеру в ее квартире собрался целый класс. Только мальчишкам и девчонкам в этом классе - уже за сорок. Они пришли поздравить с днем рождения свою классную руководительницу, свою Нину Павловну.

Учитель русского языка и литературы Нина ПОРХУН помнит немало событий, произошедших за 40 лет ее преподавательской деятельности в школе. Помнит она имена и фамилии многих своих учеников. Не забывают и они ее. Вот и в этот раз пришли, сами накрыли на стол, снова шутили и говорили о жизни, как и 30 лет назад. Согласитесь, не каждого учителя вспоминают с благодарностью. А ведь Нина Павловна могла бы учительницей и не стать…

- Когда я окончила десять классов, отец сказал мне: "Вот тебе 500 рублей, хочешь, учись дальше, а нет - Иваныч тебе тяпку сделает". Это был наш кузнец. Перспектива остаться в селе совсем не радовала, - рассказывает Нина Павловна. - Я поехала в Москву поступать в геологоразведочный институт. Успешно сдала экзамены, но девушек туда принимать не стали. Парней же зачислили даже с тройками. Я вернулась в Курск и понесла документы в пединститут на филологический факультет. Был уже октябрь, мне попеняли, что пришла поздно, но все же взяли на вечернее отделение. Через год я перевелась на дневное. Учась на первом курсе, работала в городском суде на улице Радищева. Получалось неплохо, поэтому мой начальник советовал мне поступить в юридический. Но мама не разрешила, сказала: "Закончи сначала что-нибудь одно, а потом уже можешь делать, что хочешь".

Так я и осталась изучать филологию. Жила в общежитии. В комнате № 29 нас было девять девочек. Жили бедненько, поэтому мы с подругой подрабатывали на хлебозаводе. Трудились по очереди в ночные смены. Работники жалели нас, девчонок, подкармливали. Начальник цеха разрешал брать в день по буханке хлеба. Платили поденно, и к каникулам нам удавалось накопить денег, мы даже могли себе позволить съездить куда-нибудь отдохнуть.

После окончания института весь наш курс отправляли работать на Дальний Восток. Мне же незадолго до выпускного экзамена предложили поехать в село Троица Курского района, там учительница уходила в декретный отпуск и появилась вакансия. 

Страсть к литературе 

- Мне нравилась моя работа. Ведь школьная жизнь затягивает так, что забываешь обо всем. Работа учителя русского языка и литературы очень трудоемкая, сначала весь день говоришь, а потом еще тетради проверяешь. Но я не жаловалась, поскольку литература всегда была моей страстью, что не скажешь о русском языке. Поэтому мне нравилось работать в старших классах: там часов русского языка было меньше, а литературы - больше. Я умела находить общий язык со старшеклассниками, привыкла работать с ними. Они всегда внимательно слушали объяснения. А еще просили оставить в конце урока пять минут, чтобы поговорить на другие темы - о жизни, о любви, о мечтах. Как выполнили на уроке, все, что намечено, оставшееся время посвящали беседам. 

На уроках литературы я всегда проводила поэтическую пятиминутку. Сначала звучали два стихотворения, а потом мы уже приступали к теме занятия. Я разрешала ребятам подбирать стихотворение самостоятельно. Старалась привить детям любовь к литературе, скрупулезно относилась к проверке домашнего задания. Всегда выясняла, знают ли они текст. Ученики уже ожидали подвоха и сами признавались, что чего-то не прочитали. А сейчас, мне кажется, вообще почти не читают. Да и сама система обучения построена так, что читать в принципе и не нужно.

Конечно, в школьном возрасте классическая литература все равно не воспринимается так, как в зрелости. Но читать и обсуждать ее нужно. Разумеется, мало кто осиливает четыре тома "Войны и мира". Часть школьников пропускает описания природы. Чтобы восполнить этот пробел, я иногда посвящала целый урок теме природы в творчестве классиков. И тогда ученики понимали, как много они теряли, не удосуживаясь прочитать невероятно красивые и точные описания. 

Хотя мы в свое время тоже хитрили в институте. Делили между собой произведения, и тут уж хоть умри, но прочитай. У меня до сих пор сохранились тетрадки, в которых я писала биографию авторов, содержание произведения. Помню как-то мне достались "Лисы в винограднике" Лиона Фейхтвангера. Мне это произведение ну никак  не давалось, но я справилась. А любовь к чтению осталась у меня на всю жизнь, и я никогда не жалела денег на книги.

Я отработала четыре года в сельской школе. Потом вышла замуж, муж трудился строителем в Курске. Приходилось снимать жилье. Когда родился сын, мы получили комнату в коммуналке, а через четыре года - квартиру. Потом у нас появилась дочь. Было сложно, иногда приходилось оставлять детей одних. Сын на четыре с половиной года старше дочки. Бывало, уйду, наказываю ему: вот еда, вот попить, сестру из кроватки не вынимай. Я преподавала в школе № 41 на Магистральном проезде. В то время туда не ходили ни автобусы, ни троллейбусы. Доехать можно было только до Льговского поворота, а потом идти пешком, причем в любую погоду. Однажды прихожу на работу, а директор Николай Гребенников сообщает, что меня перевели в школу № 18. Оказалось, муж позаботился, чтобы мне было проще добираться на работу.

Школа № 18 сначала меня неприятно удивила. Если на Магистральном школа была новая, то эта производила впечатление деревенской: какие-то закоулки, стены покрашены ядовито-зеленой краской. Через два-три года, с приходом нового директора Анны Комовой, все изменилось: лишние перегородки сломали, поставили хорошую мебель. Школа стала образцовой. Анна Михайловна - творческий человек, и своей позитивной энергией она заряжала весь учительский коллектив. Под началом такого руководителя хотелось работать как можно лучше.

Руководство как призвание

Мой первый учебный год в школе № 18 был единственным, когда у меня не было классного руководства. Но отдыхать мне пришлось недолго. Десятиклассники, у которых вела занятия, пошли к директору и попросили, чтобы я стала их классным руководителем. До меня с ними полгода работал учитель истории, но организовать класс ему не удалось, а ребятам самим надоело бездельничать. Они уже знали, что я всегда действую по-хорошему, но своего добиваюсь. Помню, как-то раз нашему классу досталось перед праздником убирать актовый зал. Я проверяю: вот тут плохо убрали, тут пропустили. Они отмахиваются, мол, кто там видит. А я им: "Надо не думать, кто увидит, а делать по совести". Мои последние выпускники даже медаль мне подарили "Совесть класса". Ученики знали мою требовательность и поэтому сразу старались все делать добросовестно. В итоге мои классы направляли на самые сложные участки работы. Да и руководство давали в тех классах, где были самые неорганизованные ученики. Ребята из того класса, что сами выбрали меня,  окончили школу 29 лет назад. И с тех пор они собираются вместе каждые пять лет. Вот и в этом году на сбор пришли почти все, кроме нескольких, живущих в других городах…

Я всегда активно принимала участие в различных мероприятиях. Учителя в то время и пели, и танцевали, и на лыжах катались, и стреляли в тире. Помню, я на стрельбах из 50 раз попала 49. Даже на пенсии пришлось плавать за честь школы. Ну а в молодости жизнь кипела. Как умудрялась все успевать, теперь и не знаю. Ходила на курсы кройки и шитья, дочку наряжала, пальто ей сама шила. И готовить я любила всегда. В школе была традиция отмечать всем коллективом масленицу. Я с завхозом Верой Кузьминичной пекла блины. Остальные педагоги приносили кто что - мед, сметану. Дружно и весело отмечали праздник.

Активная пенсионерка

В 2000 году Нина Павловна выпустила своих последних учеников. И хотя им уже не рекомендовали отмечать выпускной в школе, она настояла на этом. На ее классе эта традиция и закончилась. Нина Павловна ушла на пенсию. Но бывшие ученики то и дело просят позаниматься с их детьми. Так что Нина Павловна не оставила педагогическую деятельность: готовила детей к ЕГЭ по русскому языку, проводила литературные вечера в университете пожилого человека в МЭБИКе. Она и на пенсии остается такой же активной, как в молодости: успела побывать и старшей дома, и руководителем садоводческого товарищества. 

- Я привыкла все проблемы решать сама, - поясняет Нина Павловна. - Это моя жизненная позиция. Редко обращалась за помощью, но так уж получалось, что я встречала хороших людей и благодарных учеников больше, чем плохих. И когда была председателем садоводческого товарищества, не раз за помощью обращалась к своему бывшему ученику - депутату областной Думы Андрею Канунникову. Очень благодарна ему за то, что он никогда не отказывал.  

Нина Павловна заслужила не только любовь учеников, но и почетные звания. Она ветеран труда, отличник народного образования, почетный донор России. За свою жизнь Нина Павловна сдала 52 литра крови. В ее копилке имеется и правительственная награда - нагрудный знак "За активное участие во Всероссийской переписи населения 2002 года". И хотя общественной работой она больше не занимается, скучать некогда и на пенсии: ведь скоро начнется дачный сезон.

Мария КОНЕВА