Курск

общественно-политический еженедельник

12+

Родом из Моквы

Архитектор и исследователь, кандидат наук, советник Российской академии архитектуры и строительных наук, автор шести книг и около трехсот статей в научных сборниках и энциклопедиях, изданных в Курске, Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Белгороде, Туле, лауреат российских и международных конкурсов, национальной премии "Культурное наследие", обладатель многочисленных дипломов и грамот архитектурных выставок - все это она, наша землячка Елена Холодова.

С моим спутником в прогулках по старому Курску мы долго молча стоим в неухоженном дворе на улице Гайдара у покаянного Креста. Крест высокий, металлический, с прикрепленной к нему табличкой: "На этом месте был храм Преображения Господня, построенный в 1776 году".

Мой спутник, ревностный знаток курской старины, рассказывает, что в прошлом веке храм Преображения разделил судьбу многих строений: в 1934 году его закрыли, а в 1941-м - взорвали. Здесь была пекарня, а после войны на развалинах слепили котельную. Несколько лет назад мой спутник подарил мне фотокопию распятого храма с акварели неизвестного художника 1820-х годов: красавец о шести куполах с высокой колокольней... 

На  улицу Гайдара нас привела недавняя выставка Елены Холодовой в курском Доме архитектора. Невозможно совместить эту  разбитую улицу с покаянным Крестом и увиденное на выставке. Город из иного мира открывается в ее экспозиции - его уникальное согласие с историческим прошлым, ландшафтом, старинным почерком домов.

На проекте - реконструкция бывшей табачной фабрики, где сейчас расположен офис холдинговой компании. Русский дом - добротному особняку начала прошлого века, сохранившему на теле все перипетии времени, она чуть-чуть приподняла мансарду, обновила фасад. Архитектура здания интересна по своему ритму: внутри - высокие потолки, изящные чугунные колонны... Со стороны двора виден едва ли не весь город, да и сама "табачка" прекрасно смотрится отовсюду, она могла бы стать изюминкой города. В таком же стиле архитектор предложила обновить прилегающие постройки. Но под проектом стоит для архитектора роковое - не осуществлен.

На  углу улиц Гайдара и Красной Армии можно увидеть, что получается, когда проект талантливого специалиста осуществляется. Торговый центр газового оборудования "Прометей". Он построен в 2005-2007 годах. Широкие пологие лестницы, по которым легко и приятно идти, изящные поручни, светильники, похожие на факелы, игра со светом старинных полукруглых окон... Удобно, красиво, просто. Даже дождевые трубы с подогревом. А рядом, как фальшивый голос в хорошей песне, возвышается и давит на чудо-особняк белый куб, где на потеху нам вывели наружу то, что искусный архитектор должен был скрыть, - вентиляционные трубы.

"Гладко и ровно - это дешевле и вполне по силам нынешним строителям", - говорит Елена Васильевна. Что же заставляет архитектора, у которого полно неосуществленных уникальных проектов, рисовать и вычерчивать загородные особняки, храмы и часовенки, которые могли бы стоять над святыми источниками, украшать наши улицы?

Душа художника не может мириться, видя, как исчезает исторический центр тысячелетнего города. Душа художника не может не содрогнуться, видя  как прелестный особнячок, чудом уцелевший на улице Садовой, подпирают монстры. Она не может не возмущаться, зная, что в курском кремле, в сакральном историческом месте будет построен торгово-развлекательный центр - так называемый "Сити". "Сити"... в Курске?! Разве не достаточно одной Плазы на углу Садовой?

Художник, впитавший красоту с раннего детства, всю жизнь стремится к совершенству. 

Уж чего-чего, а природы и красоты в детстве Елены было вдоволь. Она родилась на хуторе Зубковский рядом с почти уцелевшей усадьбой курского губернатора Аркадия Ивановича Нелидова в Мокве. В школу Лена ходила через сосновый лес, мимо дворца и заброшенного, но все еще живого прекрасного парка.  Старинный барский парк с таинственным замком развивали детское воображение, будили желание что-то исправить. Сформироваться интересу к зодчеству помогла и учительница литературы Александра Дмитриевна Рудакова, которая много лет собирала материалы по истории деревни Моква и семьи губернатора Нелидова и передала свои записки Лене. И хотя родители решили, что Елена пойдет учиться медицине, она, удивив всех, подала документы в курский монтажный техникум. Окончив его на отлично, пошла по стопам отца-строителя.

Потом был архитектурный факультет Воронежского инженерно-строительного института, а уж оттуда - прямая дорога в институт  "Курскгражданпроект". Шел 1990 год. В середине девяностых неожиданно для всех появилась федеральная программа "Наследие" - новая Россия захотела узнать, сколько памятников культуры, истории, архитектуры и археологии сохранилось. Слово "инвентаризация"  для Елены Васильевны было наполнено глубоким смыслом - нужно было  выявить памятник архитектуры, измерить его и описать, определить стиль и время постройки, архитектора, биографию обитателей, что так совпало с ее детским интересом к усадебной культуре.

Елена Васильевна отдалась этой работе полностью, что позже и вылилось в фундаментальные исследовательские труды.

Печальная статистика - 80 процентов сохранившихся усадеб находится в руинах. "Я часто бываю свидетельницей, - говорит Елена Васильевна, - их разворовывания по камешкам. Когда вижу, как растаскивают кирпичи вековых дворцов, мне кажется, я разрушаюсь вместе с ними".

Вряд ли кто из приезжающих на экскурсию к домику писателя Константина Воробьева в Нижнем Реутце знает, что сохранила его в подлинности архитектор Холодова. Бульдозер уже стоял наготове - местные власти, из лучших побуждений, конечно, хотели снести дом, где родился писатель, и построить новый. Трудно бывает объяснять заказчику, что новострой  - не памятник, не дом-музей. Она отстояла старый заброшенный дом, сохранивший в своих стенах память о тех, кто в нем  жил.

А в Нижних Деревеньках под Льговом усадьбу героя Российской империи Александра Барятинского спасти не удалось: "Я подъехала, когда от руин только дымок отходил - бесплатный щебень из дома героя на подсыпку моста". 

За монографию по истории курских усадеб Елена Васильевна получила Большую золотую медаль Академии архитектуры и строительных наук. В прекрасно иллюстрированной книге "Усадьбы Курской губернии" она собрала все оставшиеся на нашей земле руины богатого наследия предков. В книге "Зодчие Курского края" рассказала историю зодчества края почти за четыреста лет! Публикации "Пореформенные усадьбы Курской губернии. 1861 - 1917 годы", "Покровское на Тиму" и многие другие - это ее, архитектора, историка, краеведа Елены Холодовой памятник тем, кто обустраивал нашу землю до нас и оставил нам богатейшее культурное наследие.    

Знаток зодчества, она старается сохранить национальные традиции. Признаюсь, не была в селе Капыстичи Рыльского района, но вот стою перед планшетом на выставке и вижу разрушенную, без звонницы и куполов кирпичную церковь 1848 года "Введение во храм Пресвятой Богородицы". И рядом - прекрасный белокаменный храм с колоннами и колоколенкой на высоком холме с бегущей вниз, к часовенке над святым источником, лестницей, восстановленный по проекту архитектора Холодовой. В Кореневском районе по ее проекту из такой же развалины восстановлен храм Рождества Пресвятой Богородицы.

Можно долго стоять у планшета с проектом склепа-усыпальницы игуменьи Софии в женском Свято-Троицком монастыре в Курске, к сожалению, не осуществленным. Не берусь определять стиль, в котором работает архитектор Холодова, но что ее постройки ни с чем не спутаешь, это уж точно. Когда едешь на трамвае по Верхней Луговой, глаз  не оторвать от офиса "Курскгазпроекта".  На фоне безликих многоэтажек, задавивших историческую часть города и уже пробравшихся в самый центр, - такая красота.

Вот что написал  мне недавно один старожил, прочитав книги Владислава Зубца о нашем городе - "Курские мимолетности" и "Блюзы старого города": "Еще недавно на улице Семеновской  как маяк с утеса был виден взнесенный над городом крылатый чудо-движитель курского изобретателя Уфимцева, преобразующий ветры всех румбов на благо человеку. Сейчас крылья чуду оторвало и закрыло его панорамой высоток, так неуместно выстроенных в центре города, принижая все старые духовные и мирские архитектурные достопримечательности".

Куда же движется город, потерявший крылья? Каждый год "выкашивается"  целая старинная улица. Каждый год смывается новый пласт истории. Вспоминаю, как позапрошлой зимой, цепляясь за заборы, мы шли по улице Красной Армии, превратившейся в каток после дождей, снимая для истории порушенные, обреченные на снос дома: пустые, темные глазницы окон, мусор и хлам. 

Этой весной такому закланию подверглась Советская улица. Знаю, как писатель А.А. Харитановский  и директор школы № 18 С.Г. Медвецкая бьются за сохранность соседнего со школой особняка, еще стройного и крепкого, чтобы использовать его под школьный морской музей. Надеюсь, что это произойдет.

Нужно чаще вспоминать о каталоге охраняемых зданий и территорий, выпущенном комитетами администрации области , над которым трудилась не одна Елена Васильевна.  Как сохранить изумительные здания?

Мировая градостроительная практика знает ответ на этот вопрос. Да, это хлопотно. Но что поделать, надо задуматься, что мы оставим своим потомкам - взнесенный на холмах тысячелетний город, вдохнувший новую жизнь, или …

Ирина Чучерова