Курск

общественно-политический еженедельник

12+

Кино должно нести внутренний свет

Полагаю, никто не поспорит с утверждением, что поход в кинотеатр - одна из наиболее приятных форм проведения досуга. Вот уже более ста лет мы наслаждаемся этим искусством. Оно заставляет нас переживать, чувствовать радость, грусть, досаду, нежность.

Профессий много, но
Прекрасней всех - кино.
Кто в этот мир попал -
Навеки счастлив стал.
"Фильм, фильм, фильм..."
                                   Федор Хитрук


Любимые фильмы пересмотрены много раз, а фразы из них растасканы на цитаты, ведь они заставляют нас думать, мечтать, сопереживать и любить. Вы не задумывались, что нельзя пойти в кино со случайным знакомым, - только с тем, кто тебе близок и дорог. Это еще одно свидетельство той созидающей силы, которой наделен настоящий кинематограф. И потому наверно мы вновь и вновь произносим фразу: "А давай посмотрим кино…"

Уже более 20 лет 27 августа отмечается День российского кино. Накануне этого праздника  мы встретились с Сергеем МАЛЮТИНЫМ, директором Курского областного киновидеофонда.

- Сергей Дмитриевич, как судьба связала вас с кино?

- Я родился в Курске. Семья жила очень скромно. Отец имел инвалидность по зрению, но смог получить музыкальное образование. Маме приходилось много работать. Однако у нас  никогда не было ощущения, что мы живем бедно, при том, что изобилия товаров не было. Но тогда это было не главным. Я посещал много спортивных секций, учился музыке в кружке баянистов во Дворце пионеров. Играл в эстрадном оркестре, благодаря чему смог побывать не один раз на море, в том числе в знаменитом Всероссийском лагере "Орленок". С детства мечтал стать журналистом. В десятом классе пришел в газету "Молодая гвардия" и стал там печататься. Потом вслед за моим одноклассником попал в ТЮЗ "Ровесник", правда, сыграл всего две эпизодические роли. Был там заведующим литературной и музыкальной частью, звукооператором. Видение жизни театра изнутри позволило заняться критикой, печатать театральные рецензии в газетах и журналах. Благодаря этому, я смог участвовать в работе зональных лабораторий театральных критиков, что дало возможность посмотреть все самые лучшие театры страны того времени. В 1975 году закончил Курский государственный педагогический институт. Год проработал в сельской школе Глушковского района. Потом три года преподавал на кафедре литературы родного института. В те годы я увлекался Толстым и потому в 1978 году  написал письмо по случаю проведения юбилейных торжеств, посвященных 150-летию со дня рождения Льва Толстого, где дал свою оценку этому событию и затронул тогдашнюю власть. На этом педагогическую деятельность пришлось оставить, хотя в другие годы мог бы уйти с "волчьим билетом".

- Как дальше складывалась ваша жизнь?

- Нужно было искать работу, на тот момент у меня уже было двое маленьких детей. Моя хорошая знакомая, окончившая ВГИК, работала в управлении кинофикации. Так и оказался в этой структуре. Сначала был методистом, потом стал редактором по рекламе, заведующим видеотекой, а в 1997 году меня назначили на должность директора. В конце 90-х годов Николай Гребнев (нынешний председатель курского отделения Союза писателей России) пригласил меня в "Славянку" редактировать приложение - газету "ТВ-афиша". Стал писать телевизионные обзоры. Со временем это вылилось в более серьезное занятие  -  авторскую еженедельную рубрику "У телеэкрана" в газете "Курская правда". По итогам почти 15-летней работы  над телевизионными обзорами вышла книга публицистики, а на прошедшем недавно съезде курских литераторов меня приняли в Союз писателей России. В этом смысле я счастливый человек, потому что мне всегда удавалось сочетать основную работу с моими увлечениями театром и журналистикой.

- Вы представитель поколения, понимающего кино с точки зрения искусства. Каким образом оно оказывает влияние на человека?

- Можно привести примеры прямолинейные - как положительные, так и отрицательные. После премьеры фильма "Семь нянек", в котором герой поджигал газеты в почтовых ящиках, многие подростки стали проделывать подобное. А с другой стороны, можно вспомнить, какое сильное воздействие оказывали на нас герои фильмов "Тимур и его команда", "Алые паруса", "Баллада о солдате", "Восхождение", "В бой идут одни старики"… Но есть и опосредованное воздействие, когда кино, да и вообще визуальное искусство, затрагивает внутренние струны человеческой души. Это достигается актерской игрой, режиссерскими и художественными решениями, и, безусловно, теми идеями, которые закладывались авторами в тот или иной фильм. Сегодня можно говорить преимущественно о воздействии только внешнего свойства, поскольку современное кино все больше отдаляется от искусства. А тогда государство было озабочено тем, чтобы воспитывать людей с помощью кинематографа, разрабатывались специальные школьные программы. Мы  сегодня  отказались от идеологии, но взамен пропагандируются нехитрые ценности потребления, успеха любой ценой, в том числе посредством кинематографа.

- В каких фильмах есть потребность сегодня?

- Скоро выйдет в прокат вторая часть "Бригады", в которой, кстати говоря, Сергей Безруков отказался сниматься. Конечно, такого рода кино уже неактуально. Ушли 90-е годы с их криминальными разборками и восхождениями на вершины временной славы. Необходимо вернуться к достижениям нашего кинематографа. Нам нужно кино, которое несет внутренний свет, нравственные идеалы.  Оно должно рассказывать о том, что происходит с нами, не с точки зрения надоевших телевизионных сериалов с якобы реальными судьбами. Этого уже все наелись вдоволь. Необходимо поднять тему русской деревни, понять, что с ней происходит? Сохранятся ли там какие-то здоровые силы, которыми мы питались? Художник должен смотреть на эти явления провидчески. Как в свое время это делал режиссер Вадим Абдрашитов в картинах "Плюмбум, или Опасная игра" и "Остановился поезд". Серьезных, нечернушных фильмов, ориентированных не на зарубежную фестивальную публику, нам не хватает. Да, у нас учатся снимать жанровое, полнометражное мультипликационное кино, но опять же по образцу западного кинематографа. Надо возрождать традиции нашего кино.

Можно долго рассуждать на тему, почему его практически нет. Прежде всего, отсутствуют две главные составляющие. Во-первых, образованность молодого поколения. Приходилось слышать от мэтров кинематографии, что сегодня в профильные вузы приходят студенты, не знающие классику. Во-вторых, это житейский опыт. Режиссеры, приходившие в кино после войны, таковой имели. Ситуация усугубляется тем, что второе высшее образование сегодня можно получить только на коммерческой основе. И  многие талантливые люди, приобретшие жизненный опыт и крепкие нравственные позиции, не могут себе этого позволить. А режиссуре надо учиться, имея определенный опыт.

Такого противостояния добра и зла, которое мы наблюдаем сегодня, никогда не было в истории. Были кровопролитные войны, уничтожение целых народов. А сегодня на кон поставлено само существование  жизни на земле. Никогда общемировые силы зла не объединялись до такой крайней степени против человека, его духовных и нравственных основ.  Нынешний медийный раздрай уводит в  сторону и не дает сконцентрироваться на главном, тем более организуются целенаправленные акции. То, что произошло в храме Христа Спасителя, не случайное стечение обстоятельств. Таких нападок на русскую православную церковь, на духовные и нравственные нормы жизни общества  не было с 20-х годов XX века. Молодой человек подвергается колоссальному давлению со всех сторон, и в связи с этим очень тяжело найти путь к самоопределению. Чтобы устоять в этом процессе, необходимо очень жестко держать себя в руках или иметь опытного наставника.

- Нынешнее состояние кинематографа как оцениваете?

- Оно, конечно, удручает. К сожалению, российский кинопрокат оккупирован крупными американскими фирмами, которые поделили его пространство. Экранного времени на наше кино остается все меньше (порядка 14 процентов), нет и достаточного количества российских фильмов, которые могли бы потеснить зарубежные. Если в начале года перспектива была более радужной, выходило сразу несколько вполне достойных отечественных картин, то за июнь-июль выпущено всего пять весьма скромных в художественном плане лент. В сознании художников произошел сдвиг - кино перестает быть искусством, превращаясь в средство развлечения с набором спецэффектов. Я часто пересматриваю фильмы советского кинематографа. К примеру, "Пять вечеров" Никиты Михалкова - гениальное кино по драматургии, актерской игре. Его последние работы подвергаются острой критике. Можно по-разному относиться к этим картинам, но пытаться перечеркнуть его режиссерское мастерство недопустимо, поскольку нынешних крупных отечественных  режиссеров кино можно пересчитать по пальцам одной руки.

Сегодня средний возраст посетителей коммерческих кинотеатров 14-30 лет. Они по-другому воспитаны эстетически. Отдушиной для поколения, понимающего кино, может стать возобновление работы киноклубов, проведение фестивалей.

- Кстати, как вы относитесь к идее возродить в школах уроки, на которых детям будут показывать фильмы, необходимые для личностного развития, способные дать ориентиры в пространстве жизни?

 - Вопрос сложный. Во-первых, это можно организовать только в рамках факультатива. Во-вторых, как выработать принцип отбора ста картин? Пока мы наблюдаем разнообразие мнений о том, какие фильмы должны входить в эту программу. Критерии отбора должны быть сформулированы людьми, которые знают кино и понимают, что нужно молодому поколению.

- Какой фильм вы бы включили в этот список?

- Как один из примеров - "Сто дней после детства" Сергея Соловьева, который тонко говорит о взрослении человека. Безусловно, это должны быть картины зрелищные, которые могли бы увлекать, как фильм "Свой среди чужих, чужой среди своих" Никиты Михалкова. С одной стороны - захватывающая сюжетная основа, с другой - воспитание нравственных качеств, верности долгу, дружбе.

- Меняется ли курский зритель на ваш взгляд?

- Это довольно трудно проследить. Но есть некоторые факты, которые позволяют делать определенные выводы. На ниве культуры и кино происходят позитивные изменения, все больше зрителей посещают наши мероприятия. Прошли времена, когда на крупнейших фестивалях, организуемых в нашем городе, не было аншлагов. Сейчас на многие из них трудно попасть. Проект "Кино в театре" поначалу собирал  в основном представителей старшего поколения. Сейчас публика помолодела. Для них это возможность не просто увидеть интересное кино, но и принять участие в дискуссии, выразить свое мнение во время творческих встреч с создателями картин. Я могу сравнивать с другими областями. Мы общаемся с директорами региональных кинопрокатных организаций, и там ситуация складывается не лучшим образом. К примеру, во многих областных центрах не осталось бюджетных муниципальных кинотеатров. У нас благодаря усилиям областной и городской власти они сохраняются, более того, в них вкладываются средства. В отремонтированном кинотеатре "Родина" предусмотрены места для людей с ограниченными возможностями здоровья. Многое зависит от поддержки власти, от целенаправленной и увлеченной работы тех людей, которые работают в нашей сфере. И результаты видны. Приезжающие к нам актеры и режиссеры в неформальной беседе часто отмечают, что курская публика более восприимчивая и тонко чувствующая, и говорится это не ради дежурной благодарности.

- Что ждет нас в новом сезоне?

- 23 сентября картиной "Матч" Андрея Малюкова мы открываем проект "Кино в театре". Также куряне смогут увидеть картины "Уланская баллада", "Орда", "Любовь с акцентом", новую версию "Джентльменов удачи", семейную комедию "Здрасьте, приехали!" Есть идея возродить городской киноклуб. Планируем в конце октября провести фестиваль мультипликационного кино, посвященный столетию российской мультипликации.