Гармония в вере и сомнении
После дипломного спектакля в Воронежском институте искусств ее на работу пригласили сразу четверо режиссеров. Что неудивительно - такая красавица, к тому же еще и умница - настоящая находка для любого театра. Она могла поехать в Калиниград, Петрозаводск, Одессу, но выбрала Курск. Почему? Из-за Юрия Бурэ. Поверила режиссеру Курского драматического театра имени Александра Пушкина - и не ошиблась, потому что о ролях, которые исполнила Елена Петрова, Заслуженная артистка России, можно только мечтать: Нина в "Маскараде" Лермонтова, Дездемона в "Отелло" У. Шекспира, Бланш в "Трамвае желание" Т. Уильямса, Эльмира в "Тартюфе" Ж. Мольера и многие другие.
Кстати, несмотря на столь разнообразный творческий багаж, есть роли, которые актриса еще мечтает сыграть, но, правда, рассказывать о них опасается, чтобы не спугнуть удачу, а также не обидеть режиссеров этаким "актерским самоуправством". Повод для обстоятельной беседы о творческой жизни Елены Петровой самый подходящий - юбилей актрисы.
СРЕДИ ФИЗИКОВ И ЛИРИКОВ
Свою жизнь с театром Елена решила связать еще с детства. Причем, по ее словам, это было скорее правилом, чем исключением в те времена. Так как вряд ли можно было тогда найти девочку, не мечтающую стать актрисой. Соответствующий настрой создавала и обстановка, в которой выросла будущая заслуженная артистка.
- Помните, как говорили в 60-е годы? Люди делятся на физиков и лириков. Мои родители были универсалами: по профессии - физики, а по душе - лирики. Они оба закончили Московский энергетический институт, еще будучи студентами, поженились и родили меня, - рассказывает Елена Петрова. - У нас в доме всегда звучала музыка и песни. Вот и получилось так, что мои любимые родители, сами того не подозревая, направили меня на этот путь.
Елена также замечает: чтобы стать актрисой, с одной стороны, нужно верить в себя, а с другой - сомневаться. Причем все это должно быть в балансе.
КРАСИВЫЕ ЖЕНЩИНЫ И ГАЛАНТНЫЕ МУЖЧИНЫ
Когда я прошу вспомнить свою собеседницу о ее первом дне в курском драмтеатре имени А. С. Пушкина, Елена Валерьевна говорит:
- Я всю жизнь внутренне спорила с утверждением о том, что в актерской среде нет друзей. Это не так, потому что самые надежные, интересные и любимые люди в моей жизни появились именно благодаря театру. Как внутри него, так и за пределами - среди зрителей.
Актриса отмечает, что труппа встретила ее очень радушно, а ведь это так важно, когда только делаешь первые шаги в профессии.
- Я даже не знала, например, что нужно было предупредить Юрия Валерьевича о времени прибытия моего поезда в Курск, чтобы меня встретили, - рассказывает актриса. - И вот я приехала в два с лишним часа ночи в город и оказалась на совершенно пустом вокзале. Темные, полуосвещенные улицы, лишь кое-где попадались одинокие прохожие, которые казались немного зловещими в ночи. И вдруг мне на плечо опускается рука... Я поворачиваюсь - а это Юра Архангельский - мой однокурсник. И получилось так, что они с супругой приехали в Курск раньше меня. Вот так, узнав каким-то образом о моем приезде, они меня встретили.
Буквально через месяц Елена Петрова отправилась с труппой на гастроли в Воронеж и, как рассказывает сама, в тот момент ясно осознала, в какой потрясающий театр попала.
- Во-первых, меня поразили удивительно красивые женщины и необыкновенно галантные мужчины, - вспоминает актриса. - Труппа оказалась очень сильной, а на игру актеров можно было смотреть бесконечно - ее отличал не просто профессионализм, нет, это была филигранная жизнь на сцене. И я очень боялась подвести, "завалить". Но в меня верили - и Юрий Валерьевич, и артисты. Я понимала, что это авансы, которые мне предстоит отдавать всю жизнь.
МИСТИКА ОТ МИХАИЛА ЛЕРМОНТОВА
Настоящей вехой в актерской жизни Елены Петровой стал спектакль "Маскарад", поставленный по драме Михаила Лермонтова, который был удостоен Государственной премии.
Моя собеседница замечает, что непрестанно росла в духовном плане вместе с этим спектаклем.
- Для актеров и режиссера "Маскарад" - это роскошный материал - потрясающий текст, неимоверная глубина, - говорит Елена Петрова. - Играя в этом спектакле, нужно располагать либо жизненным опытом, либо потрясающим чутьем. Необходимо также иметь человеческую мудрость. Там такая точность, удивительный психологизм и, я не побоюсь этого слова, мистика. А для Лермонтова это ведь неудивительно.
- Этот спектакль научил меня задавать себе вопросы и не искать на них простых ответов, - говорит Елена Валерьевна. - Тринадцать лет жизни с постановкой "Маскарад" воспитывали во мне человека, женщину, актрису. Перечитайте драму и задайте себе вопросы о том, что есть личность? Как выжить в этом мире и не потерять себя и свою любовь?
А МОЛЬЕР-ТО ТРАГИК...
Не менее интересной, но уже более зрелой и масштабной работой для Елены Петровой стала роль Эльмиры в "Тартюфе".
Елена замечает, что этот спектакль ей очень дорог, благодаря своей сложности и парадоксальности. Потому что актриса не ищет легких путей и не любит так называемые "бытовые" спектакли, в которых все незатейливо и просто… Они не вызывают отклика в ее душе. Для Елены Перовой гораздо интереснее докопаться до истины и понять, что в каких-то поступках движет человеком, что его занимает, что вообще между людьми происходит и делает их счастливыми или наоборот.
- Если говорить о "Тартюфе", то предложение режиссера Бориса Горбачевского было необычным и интересным, ведь он видит Мольера в данном случае не как комедиографа, а как трагика. Соответственно, и отношение к пьесе "Тартюф" меняется, - рассказывает Елена. - Я пошла за Горбачевским с открытой душой и вниманием. Мне еще с партнером повезло - Андреем Колобининым, блестяще исполнившим роль Тартюфа. А для актера важно найти не только своего режиссера, но и своего партнера, это тоже редкое счастье. Елена Петрова делится, что Андрей в этом спектакле был просто великолепен - очень тонкий, точный, чуткий и честный. И "Тартюф" стал для него настоящим откровением.
- Ведь у нас история главного героя превратилась в драму, даже трагедию - человека, не нашедшего места в жизни и лишенного счастья, - говорит моя собеседница, - отчего фигура Тартюфа становится зловещей. Критика приняла спектакль неоднозначно, чего не скажешь о публике. Именно благодаря спектаклю "Тартюф", в театр пришло немало людей, которые стали нашими преданными и любящими зрителями.
ЕСЛИ НЕ СЛУШАЮ МУЗЫКУ - ЭТО ПЛОХОЙ ЗНАК
Кризисы, увы, достаточно часто случаются в жизни творческих людей.
- Меня в данных ситуациях всегда "вытягивает" музыка и близкие друзья, - рассказывает заслуженная артистка России, - а слушаю я классику, рок, джаз. Для меня музыка - подпитка и спасение. Бывают моменты, когда я перестаю ее слушать. Это очень плохой знак, который говорит о том, что я до предела устала и исчерпана.
Еще одним средством от эмоционального выгорания Елена назвала преподавание. К слову, Елена Петрова на данный момент вовсю пробует себя на этом поприще.
- Да, на меня свалилось такое трудное счастье, - говорит актриса. - Я не педагог, хотя у каждого актера наступает такой момент, когда он ощущает потребность делиться своим опытом. И, похоже, он у меня настал.
Елену Петрову пригласили в детскую студию при драмтеатре. Сначала актрисе предложили поприсутствовать на занятиях и посмотреть. Она пришла, прикипела душой и осталась.
- Сказать, что преподавать легко - не могу, - замечает Елена, - просто я в какой-то момент поняла, что цель студии не в том, чтобы помочь детям стать артистами, хотя я всегда готова поддержать талантливых ребят. Тут важно научить детей чем-то интересоваться в жизни, например, читать, общаться друг с другом, видеть мир, приходить в театр, относиться к жизни, как к творчеству, и вообще хотя бы улыбаться…
Говоря о преподавательской деятельности, Елена Петрова уверена, что детям она, конечно, многое отдает, но все равно приобретает больше.
- Но при всем этом сцена для меня, как и прежде, будет главным приоритетом, - уже завершая наш разговор, говорит Елена. - Я готова к новым ролям, открытиям и свершениям.
Сергей ГОРКУН