Машинист и неисправимый оптимист
Совсем скоро ОАО "Михайловский ГОК", а предприятие входит в состав Компании "Металлоинвест", отметит 52-ю годовщину со дня добычи первого ковша железной руды. За эти годы Михайловский ГОК стал одним из ведущих горно-обогатительных предприятий в России. Кстати, комбинат занимает в нашей стране второе место по производству железорудного сырья. Данных успехов предприятию вряд ли удалось бы достичь, если бы на нем не трудились замечательные люди - настоящие профессионалы. Наш рассказ об одном из них.
На вопрос о трудностях на работе и в жизни Сергей ПРИМАКОВ, машинист бульдозера рудоуправления ОАО "Михайловский ГОК", с улыбкой отвечает: из любой ситуации есть выход, главное - верить в лучшее и помнить, что все плохое непременно проходит.
О выборе профессии Сергей Петрович говорит просто - судьба.
- После армии я сразу же женился и из родного села Карыж Глушковского района Курской области переехал с супругой в город Железногорск, так как здесь жили ее родственники, - рассказывает мужчина. - Вообще по специальности я электрик, но и права у меня тоже были. Прошел курсы бульдозеристов, отучился и приступил к работе.
Кстати, служить Сергею Примакову в восьмидесятые пришлось не где-нибудь, а в самом Афганистане как воину-интернационалисту. Но и о войне он говорит спокойно, просто и по-мужски скуповато.
- А что в этом такого? Я выполнял гражданский долг перед Родиной, - замечает Сергей Петрович. - Галина, будучи моей невестой, и родители, конечно, переживали, особенно когда писем от меня долго не было. Молод я был - не думал о войне, опасности, смерти. Мы, конечно, ходили на задания, сидели в засадах, наблюдали - интересно было и поучительно.
Рассказывая об Афганистане, Сергей Примаков больше о природе этого края говорил, потому что она его поразила: горы - красивые и дикие, небо, меняющее краски.
- Мне повезло в том, что наша часть располагалась во дворце одного шаха. Это была его летняя резиденция, - вспоминает Сергей Петрович, - стены дворца, словно в храме, были расписаны, а во дворе располагался бассейн. Вокруг резиденции - красивый сад, и росли в нем редкие породы фруктовых деревьев - гранат, инжир, персики.
- Какой была ваша первая машина? Не возникало чувство страха, что не справитесь, ведь техника обладает такими колоссальными габаритами?
- Сначала какое-то время я трудился на МГОКе как помощник механика, поэтому привык к огромным размерам этих машин. Начал работу на бульдозере Т-330, который предназначен для выполнения комплекса работ в горнодобывающей промышленности, нефтегазовом, гидротехническом, дорожном строительстве, а также мелиорации.
На этой машине Сергей Петрович проработал два года, а затем уехал в Якутию, так как устроился водителем бульдозера на золотодобыче. Все бы ничего, но семью в тяжелые условия хоть и красивого, но сурового края мужчине привозить не хотелось, тем более что у них с супругой к тому времени уже родился сын Роман. Потрудившись четыре года на золотодобыче, Сергей Примаков снова вернулся в ОАО "Михайловский ГОК" и с тех пор работает там уже девятнадцать лет.
- В чем трудности вашей работы?
- Интересный вопрос. Как-то не люблю говорить о трудностях, а если они и возникают, то стараюсь справиться с ними по мере сил и возможностей. Теперь у меня машина современнее - Т-35, если ломается - чиню ее сам, а также с помощью механиков. А так - трудимся: набираем руду для экскаваторов, прокладываем дороги, зачищаем площадки для бурения.
- Снег зимой тоже убираете?
- А как же? В конце марта нынешнего года нам из-за обильного снегопада пришлось непросто.
Надо сказать, что процесс добычи руды - это отлаженный механизм. Одним из его этапов является осуществление взрыва, необходимого для добычи.
Сначала приезжают бульдозеры и зачищают площадку для бурения. После этого наступает очередь специальных установок, которые бурят почву. Дальше подключаются подрывники, которые закладывают взрывчатку и проводят взрыв. Затем местность проверяют спасатели - так как может случиться выброс аммиака и других вредных веществ из-под земли. Только потом техника снова выходит на площадку и продолжает работу.
Трудятся водители по две смены продолжительностью 12 часов, в том числе и ночью, так как производство непрерывное. Получается так, что бульдозер водит, сменяя друг друга, бригада из четырех человек.
- За годы работы парк техники обновлялся?
- Конечно. После Т-330 чебоксарского производства предприятие закупило японские бульдозеры "Коматсу".
- Какие лучше?
- И те, и другие неплохие. Хотя японские машины немного прочнее и удобнее.
- Супруга с вами трудится?
- Нет. Она у меня на руководящей должности. Правда, Галина имеет представление о моей работе, так как некоторое время являлась специалистом по связи на МГОКе.
- Не командует вами дома?
- Я же на ней женился, когда она не была еще начальником. Галина Ивановна у меня уникальная женщина, если возьмется за какое-нибудь дело, то все сделает четко, точно и до конца. Вы встречали женщину, которая лучше всякого мастера умеет плитку кафельную положить? Моя супруга может это сделать.
Кстати, Сергей Петрович и Галина Ивановна знакомы еще со школы - в одном классе учились, а потом уехали в Харьков - получать образование. Галина в техникум связи поступила, а Сергей, едва начав осваивать профессию электрика, ушел в армию.
Еще одной причиной переезда четы Примаковых в город Железногорск была перспектива получения жилья. Сергей Петрович стал участником специальной программы "Молодежный кооператив" и сам построил себе квартиру, причем в прямом смысле данного слова. Для этого пришлось осваивать другую профессию.
- Всех молодых парней, желающих получить жилье, на какое-то время освободили от работы, выучили на каменщиков и направили на стройку, - вспоминает мой собеседник, - теперь, когда прохожу мимо этой девятиэтажки, говорю о том, что тоже внес вклад в ее возведение. Когда получили квартиру, нарадоваться не могли! Комната - 13 квадратных метров, зато кухня большая. Наследник наш уже в квартире родился.
- Сын не пошел по вашим стопам?
- Нет, Роман у нас офицер. Сейчас служит под Саратовом.
- Как от работы отдыхаете?
- С тех пор, как на каменщика выучился, мне нравится строительство. Благодаря этому умению, я сам возвел дачу и гараж. Люблю бывать в родном селе Карыж. Там такие красивые места - лес сосновый, река - среди такой красоты душа радуется и отдыхает. Мне также очень нравится водить машину. Раньше мы даже ездили на автомобилях с друзьями отдыхать на море.
Надежда Глазкова