Курск

общественно-политический еженедельник

12+

В плену у одной роли

 

В январе замечательный британский актер Роуэн Аткинсон, получивший известность в 1990 году после комической роли мистера Бина в одноименном телесериале, отметил свой шестидесятилетний юбилей. За свою карьеру артист неоднократно воплощал другие образы и даже пытался расстаться с комедийным персонажем, желая сосредоточиться на драматических фигурах, однако в сердцах поклонников он так навсегда и остался вечно попадающим впросак человеком «не от мира сего» мистером Бином. Чем же стала для Роуэна Аткинсона эта роль - спасением или наказанием?

Спасительная маска

«Мы с тобой серьезно разговариваем! Немедленно прекрати валять дурака! Что за наказание этот ребенок!» - эти слова сын английского фермера Роуэн Аткинсон постоянно слышал с раннего детства. А между тем он никогда и не думал ерничать, а наоборот, был мальчиком серьезным, только излишне задумчивым, и как только Роуэн задумывался, на его лице сама собой возникала самая нелепая гримаса – он то грозно хмурился, то широко улыбался одному ему ведомым мыслям.

Сидя за партой в нью-каслской школе, мальчик часто мечтал, не замечая, что учитель уже несколько минут обращается к нему. Одноклассники называли его «инопланетянин - рот до ушей». Притом, что учился Роуэн неплохо, в школе считался круглым дураком - за наивность: скажи ему кто-нибудь, к примеру, что у него вся спина белая - покорно брал платяную щетку и шел к зеркалу, и так хоть десять раз за день. Единственный в классе, кто не смеялся над ним, был серьезный мальчик по имени Тони Блэр (будущего премьер-министра Великобритании не интересовало ничего, кроме учебы).

Больше всего на свете Роуэн хотел стать таким, как все, но ничего не получалось. Хорошо, что учителя быстро привыкли к его непроизвольным гримасам, и на аттестационных оценках странности Аткинсона не отразились. Более того, за успехи в области физики и математики он получил направление в Оксфорд на инженерный факультет. Но и в лекционной аудитории Роуэн тоже чувствовал себя чужаком, зато там познакомился с неким Ричардом Кертисом, активистом студенческого театра. Тот надоумил его попробовать свои силы в комической пантомиме - и не прогадал: с тех пор Кертис стал бессменным соавтором всех скетчей, пантомим и сценариев Аткинсона.

Однажды, готовясь к студенческому капустнику, Роуэн битых два часа строил забавные рожицы своему отражению в зеркале. Ричард, заглянувший проведать друга, спросил: «А в чем ты собираешься выступать?» Аткинсон перемерил кучу клоунских нарядов, взятых в костюмерной театра, но Кертису ничего не нравилось. «Знаешь, было гораздо смешнее, когда ты кривлялся в своей обычной одежде», - рассудил он. И Аткинсон решил выступать в собственном твидовом пиджаке с замшевыми заплатками на локтях - точь-в-точь таком же, в каких ходят на работу миллионы простых лондонцев. 

Этот капустник решил судьбу Роуэна Аткинсона. Во-первых, оглушительный успех заставил его оставить Оксфорд и податься в комедианты. А во-вторых, это было рождение мистера Бина: ведь твидовый пиджак с заплатками стал его незаменимой униформой.

Биномания

Актерскому мастерству Аткинсон никогда не учился. Для успеха на сцене вполне довольно оказалось его от природы подвижного лица и советов друга Кертиса, последовавшего за Аткинсоном в Лондон. Особенно удавались эксцентрическая пантомима и моноспектакль, посвященный все тому же персонажу из студенческого капустника. 

Правда, профессиональные успехи никак не влияли на умение Роуэна находить общий язык с людьми в обычной жизни. Талант к сочинению скетчей все так же уживался в нем с полным отсутствием чувства юмора, когда дело касалось чужих шуток. А по-прежнему не желавшее становиться солидным лицо сильно мешало Роуэну общаться с девушками: стоило какой-нибудь красотке поговорить с ним несколько минут, как ее начинали раздражать совершенно не идущие к делу гримасы Аткинсона. Может, они и пожалели об этом, когда в 1990 году к отвергнутому ухажеру пришла настоящая слава: появилась телеверсия спектакля - именно в ней любимый персонаж получил имя мистер Бин (с английского - «фасолинка»). И мир захлестнула настоящая волна биномании. Если кто и не относится к числу поклонников мистера Бина, так это чопорные представители британской элиты. В частности, Тони Блэр по-прежнему не находит бывшего одноклассника смешным.

Близнецы

Конечно, Аткинсон играл не только Бина. Много снимался в эпизодах, в частности, в роли начальника Джеймса Бонда в фильме «Никогда не говори «никогда»» или священника в картине «Четыре свадьбы и одни похороны». Он переиграл уйму образов на сцене, включая роли в постановках по Чехову. Но все это для Аткинсона что-то вроде хобби, где бы он ни появлялся, его приветствуют криками: «Смотрите, мистер Бин!».

Со временем он и сам привык смотреть на себя только как на двойника своего персонажа. 

«Мне кажется, что мы близнецы. Нас разлучили, когда нам было по девять лет, с тех пор я успел повзрослеть, а он так и остался большим ребенком. Девятилетним. Но когда я встречаюсь с ним, сам становлюсь таким же», - признался актер.

Даже интервью он предпочитает давать от имени своего персонажа: «Так я чувствую себя гораздо спокойнее. Ведь вряд ли кому-нибудь придет в голову обижать симпатягу Бина или задавать ему бестактные вопросы». Увы, подобная «система безопасности» отнюдь не безупречна, ведь она не может защитить от неистовой любви поклонников.

В 1996 году в Торонто, куда актер прибыл для рекламы своего сериала, Аткинсона чуть было не растерзали. Он вышел к людям и произнес: «Позвольте представиться. Меня зовут мистер Бин», - и тут же был вознесен на воздух сотнями рук. Только чудом полиции удалось отбить бледного и испуганного актера. Знаменитый твидовый пиджак с заплатками был разорван в клочья, но и эта история не отучила Аткинсона от привычки представляться мистером Бином и жить в его обличье.

Другая жизнь мистера Бина

В сериале знаменитый персонаж вечно разъезжает на развалюхе марки «мини». Эта малолитражка сейчас красуется в специальном автомузее звезд рядом с колоссальным «бэтмобилем» из голливудского сериала о Бэтмене. Аткинсон же владелец целой коллекции чрезвычайно дорогих спортивных машин марки «Астон Мартин».

Страсть к хорошим автомобилям - единственное, что безраздельно принадлежит ему самому, а не Бину, считает актер. В конце 1990-х годов он выложил несколько сотен тысяч фунтов за чудом уцелевший экземпляр самой первой модели английской гоночной машины - в подарок лондонскому музею автомобилей. 

Но Роуэн не просто любитель-коллекционер. Время от времени он пишет серьезные статьи в профессиональный автомобильный журнал «Кар» (инженерные знания все-таки пригодились). К тому же Аткинсон еще и опытный автогонщик.