Курск

общественно-политический еженедельник

12+

Самый главный на дороге

С таким изобретением человечества, как светофор, люди сталкиваются ежедневно. А задумывался ли кто-нибудь, откуда и как появилось это удивительное устройство, которое обеспечивает порядок и дисциплину на дорогах? Было время, когда перейти через улицу большого города было совсем непросто. человек подолгу стоял на тротуаре и ждал, когда же закончится нескончаемый поток конных экипажей. В наши дни на помощь участникам дорожного движения - и пешеходам, и водителям - приходит светофор, Что в переводе с греческого языка означает "носитель света".

"Зеленый" для изобретателей 

О важности этого изобретения говорит и то, что 5 августа во многих странах отмечается Международный день светофора - в честь события, произошедшего в 1914 году. Тогда в городе Кливленде появился первый предшественник современных устройств. Он имел красный и зеленый фонари, а при переключении цвета издавал звуковой сигнал. 

Впрочем, самый первый светофор изобрел британский специалист по железнодорожным семафорам Джей Найт еще в XIX веке. Этот аппарат был установлен возле здания парламента в Лондоне в 1868 году на столбе высотой шесть метров. Спустя три года его фонарь взорвался и поранил полицейского, который им управлял. После этого о приборе забыли почти на 50 лет - до 1910 года, когда Эрнстом Сиррином было разработано и запатентовано первое автоматическое светофорное устройство с фонарями двух цветов.

Трехцветные светофоры, похожие на современные, впервые увидели жители Детройта и Нью-Йорка в 1920 году. Авторами изобретений были соответственно Уильям Поттс и Джон Харрис. 

Со временем устройства стали популярны. В Европе аналогичные светофоры были установлены в 1922 году в Париже на пересечении Рю де Риволи и Севастопольского бульвара, в Гамбурге - на площади Стефанплатц, в Англии - в 1927 году в городе Вольвехэмптоне.

Современные светофоры - это сложные устройства, которые состоят из контроллера дорожной сигнализации, собственно светофора, датчиков транспортных средств, столбов и опор. Компьютер в составе контроллера управляет выбором и синхронизацией направления движения в соответствии с изменяющимися условиями. 

Управление работой светофоров автоматизировано и ведется с выносного пульта управления (ВПУ). В современных больших городах для регулирования движения внедрены сложные автоматизированные системы управления дорожным движением (АСУД).

В связи с историей светофора часто упоминают имя афроамериканского изобретателя Гаррета Моргана, запатентовавшего в 1922 году данный аппарат оригинальной конструкции. Существует устойчивый миф о большом влиянии Моргана на развитие светофоров, однако в действительности он является лишь одним из многих изобретателей начала XX века.

Три цвета философии

Что означает каждый из сигналов светофора? Почему выбраны эти тона? Красный цвет заметнее, его не спутаешь ни с каким другим. Поэтому большинство дорожных знаков обведено красной каемкой, а пожарные машины покрашены такой же краской. Этот цвет бросается в глаза, с ним связаны представления об огне, опасности, он сдерживает, призывает к осторожности. Вот почему именно ему поручили останавливать транспорт и пешеходов.

Желтый цвет напоминает солнышко, оно может быть другом или врагом (если перегреться). "Солнышко" как бы предупреждает: "Внимание! Будь осторожен, не торопись".

Зеленый цвет - леса, луга, словом, все, что связано с покоем и отдыхом. Это безопасность.

Первый отечественный

В России светофор появился лишь в январе 1930 года - на углу Невского и Литейного проспектов в Ленинграде, а 30 декабря того же года - на углу улиц Петровка и Кузнецкий мост в Москве. Позже, в 1932 году, такой же светофор установили на пересечении улиц Кузнецкий мост и Неглинная. Событие носило экспериментальный характер. И только к концу 1933 года, когда опыт был признан удачным, по всей Москве появилось около ста светофоров. 

Третьим городом России, где начал работать светофор, стал Ростов-на-Дону.