«В чем сила подписки, брат?»
В таком и подобном ему ключе главные редакторы региональных и районных СМИ РФ, вошедших в золотой фонд прессы Российской Федерации, обсуждали накопившиеся у изданий проблемы и строили планы на будущее на прошедшем 22-23 апреля в Москве награждении. В состав лауреатов конкурса в этом года вошла и газета «Курск». По традиции почетный знак вручался в рамках Делового форума российских СМИ «Качественная пресса России и перспективы ее развития».
Конкурс проводится издательским домом «Журналист» при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Знак отличия «Золотой фонд прессы» призван всемерно содействовать продвижению к читателю качественной прессы, пропагандирующей высокие нравственные принципы, способствующей интеллектуальному обогащению российского народа и духовному возрождению России. Присваивается лучшим изданиям на основании решения независимого экспертного совета, в состав которого входят руководители крупнейших библиотек Российской Федерации. Главный редактор издания «Журналист» Геннадий МАЛЬЦЕВ, открывая мероприятие, привел неутешительные цифры. Повышение Почтой РФ расценок на доставку изданий, на 50 процентов стоимости бумаги привело к снижению доходности изданий в целом по России на 50 процентов. В итоге в конце 2014 года печатный рынок оказался в крайне сложном положении. Более чем на 20 процентов упали тиражи по стране, а также по всему миру: в Испании за 20122014 годы – на 16 процентов, во Франции – на 12, в США – на 9. В России же динамика снижения тиражей и доходов сохраняется и в I полугодии 2015 года. Так, представитель Издательского дома «Крестьянин» Ростовской области, выпускающего пять газет, рассказал, что в 2014 году ИД потерял 25 процентов подписчиков, по завершении первого полугодия 2015го ожидают дальнейшее падение тиража вплоть до 70 процентов. Газета «Эхо недели» города Железногорска Курской области также прозвучала в этом траурном списке – падение тиража составило 16 процентов. Картина удручающая.
Генеральный директор Издательского дома Астраханской области «Каспий» Алексей НЕЧАЕВ сравнил ситуацию, сложившуюся в сфере средств массовой информации, с тройкой: куда ж в России без нее? Коренником идут бумажные издания, пристяжными – цифровые и околобумажные (рекламный сегмент, вкладки). Цифры, говорящие о том, что тиражи бумажных изданий падают, не совсем верны. Значительно повышенные Почтой России тарифы привели лишь к тому, что читатели, привыкшие к печатному слову, перешли из разряда подписчиков в разряд покупателей газеты.
Главный редактор газеты «Вечерний Барнаул», профессор Анатолий ИВКИН считает, что подобные форумы для печатных СМИ хорошая возможность не только посмотреть на себя со стороны, но и перенять опыт других изданий, поделиться собственными наработками. В этом году для участия в форуме были приглашены и представители ФГУП «Почта России», в адрес которых было направлено немало вопросов, волнующих издания в связи с реформированием почтового ведомства. «Действительно, сегодня многие СМИ не устраивает двукратный рост тарифов на доставку почты, утвержденный федеральным почтовым оператором, а также качество услуг, которые они оказывают. А потому на этот счет в рамках форума была озвучена позиция профессионального сообщества, адресованная прежде всего законодателям и правительству. Уверен, не будет печатных СМИ, исчезнут перспективы развития общества», озвучил Ивкин свою позицию, с которой согласилось абсолютное большинство присутствовавших.
Большое внимание на форуме уделялось вопросам дизайна. Этой теме был посвящен доклад эксперта из СанктПетербурга Сергея МЕШАВКИНА «Дизайн СМИ: неминуемая перезагрузка». Его доклад, безусловно, вызвал огромный интерес у присутствующих. Причем многие из идей, прозвучавших в рамках этого выступления, смело можно брать на вооружение. Он рассказал о том, как расставить акценты при верстке газеты и ключевых критериях газетной журналистской фотографии. «Читателю уже недостаточно просто информации и новостей, констатирует эксперт. – Люди хотят объяснений и пойдут за тем изданием, которое будет растолковывать суть происходящего, разрушать многочисленные фейки, заполонившие информационное пространство».
Большое внимание было уделено представительству печатных СМИ в Интренетпространстве. Определен новый алгоритм и роль газеты: первая – по качеству подаваемой информации, вторая – по скорости ее подачи.
В завершение мероприятия глава комитета Госдумы РФ по информационной политике Леонид Левин, принимавший активное участие в мероприятии, призвал журналистское сообщество сформулировать свои пожелания и предложения по урегулированию непростой ситуации. Кроме того, консолидированная позиция профессионального сообщества по главным проблемам отрасли позволит законодателям лучше понимать, в каком направлении двигаться дальше.
Олеся ЮДАЕВА