Курск

общественно-политический еженедельник

12+

«В чем сила подписки, брат?»

В таком и подобном ему ключе главные редакторы региональных и районных СМИ РФ, вошедших в золотой фонд прессы Российской Федерации, обсуждали накопившиеся у изданий проблемы и строили планы на будущее на прошедшем 22-23 апреля в Москве награждении. В состав лауреатов конкурса в этом года вошла и газета «Курск». По традиции почетный знак вручался в рамках Делового форума российских СМИ «Качественная пресса России и перспективы ее развития».

Конкурс проводится издательским домом «Журналист» при поддержке Федерального агент­ства по печати и массовым коммуникациям. Знак отличия «Золотой фонд прессы» призван всемерно содействовать продвижению к читателю качественной прессы, пропагандирующей высокие нравственные принципы, способствующей интеллектуальному обогащению российского народа и духовному возрождению России. Присваивается лучшим изданиям на основании решения независимого экспертного совета, в состав которого входят руководители крупнейших библиотек Российской Федерации. Главный редактор издания «Журналист» Геннадий МАЛЬЦЕВ, открывая мероприятие, привел неутешительные цифры. Повышение Почтой РФ расценок на доставку изданий, на 50 процентов ­ стоимости бумаги привело к снижению доходности изданий в целом по России на 50 процентов. В итоге в конце 2014 года печатный рынок оказался в крайне сложном положении. Более чем на 20 процентов упали тиражи по стране, а также по всему миру: в Испании за 2012­2014 годы – на 16 процентов, во Франции – на 12, в США – на 9. В России же динамика снижения тиражей и доходов сохраняется и в I полугодии 2015 года. Так, представитель Издательского дома «Крестьянин» Ростовской области, выпускающего пять газет, рассказал, что в 2014 году ИД потерял 25 процентов подписчиков, по завершении первого полугодия 2015­го ожидают дальнейшее падение тиража вплоть до 70 процентов. Газета «Эхо недели» города Железногорска Курской области также прозвучала в этом траурном списке – падение тиража составило 16 процентов. Картина удручающая.

Генеральный директор Издательского дома Астраханской области «Каспий» Алексей НЕЧАЕВ сравнил ситуацию, сложившуюся в сфере средств массовой информации, с тройкой: куда ж в России без нее? Коренником идут бумажные издания, пристяжными – цифровые и околобумажные (рекламный сегмент, вкладки). Цифры, говорящие о том, что тиражи бумажных изданий падают, не совсем верны. Значительно повышенные Почтой России тарифы привели лишь к тому, что читатели, привыкшие к печатному слову, перешли из разряда подписчиков в разряд покупателей газеты.

Главный редактор газеты «Вечерний Барнаул», профессор Анатолий ИВКИН считает, что по­добные форумы для печатных СМИ ­ хорошая возможность не только посмотреть на себя со стороны, но и перенять опыт других изданий, поделиться собственными наработками. В этом году для участия в форуме были приглашены и представители ФГУП «Почта России», в адрес которых было направлено немало вопросов, волнующих издания в связи с реформированием почтового ведомства. «Действительно, сегодня многие СМИ не устраивает двукратный рост тарифов на доставку почты, утвержденный федеральным почтовым оператором, а также качество услуг, которые они оказывают. А потому на этот счет в рамках форума была озвучена позиция профессионального сообщества, адресованная прежде всего законодателям и правительству. Уверен, не будет печатных СМИ, исчезнут перспективы развития общества», ­ озвучил Ивкин свою позицию, с которой согласилось абсолютное большинство присутствовав­ших.

Большое внимание на форуме уделялось вопросам дизайна. Этой теме был посвящен доклад эксперта из Санкт­Петербурга Сергея МЕШАВКИНА «Дизайн СМИ: неминуемая перезагрузка». Его доклад, безусловно, вызвал огромный интерес у присутствующих. Причем многие из идей, прозвучавших в рамках этого выступления, смело можно брать на вооружение. Он рассказал о том, как расставить акценты при верстке газеты и ключевых критериях газетной журналистской фотографии. «Читателю уже недостаточно просто информации и новостей, ­ констатирует эксперт. – Люди хотят объяснений и пойдут за тем изданием, которое будет растолковывать суть происходящего, разрушать многочисленные фейки, заполонившие информационное пространство».

Большое внимание было уделено представительству печатных СМИ в Интренет­пространстве. Определен новый алгоритм и роль газеты: первая – по качеству подаваемой информации, вторая – по скорости ее подачи.

В завершение мероприятия глава комитета Госдумы РФ по информационной политике Леонид Левин, принимавший активное участие в мероприятии, призвал журналистское сообщество сформулировать свои пожелания и предложения по урегулированию непростой ситуации. Кроме того, консолидированная позиция профессионального сообщества по главным проблемам отрасли позволит законодателям лучше понимать, в каком направлении двигаться дальше.

Олеся ЮДАЕВА