Курск

общественно-политический еженедельник

12+

Курские электрички не "сбежали"

"Слышали, Путин все электрички вернул?" - с таких разговоров начиналось утро минувшей пятницы в курском общественном транспорте. Отмена более 500 пригородных поездов в 22 субъектах страны стала одной из центральных тем прошедшей недели. Кардинальным образом сложившуюся ситуацию изменила резкая критика Президента в адрес кабинета министров. "Вы что, с ума сошли, что ли? Это же не один автобусный маршрут отменили, а перестали ходить электрички в регионах!" - сказал в среду Владимир Путин на совещании с членами Правительства. Ровно через день после распоряжения Президента "Немедленно вернуть!" жители регионов могли наблюдать восстановление отмененных маршрутов. А как с этим вопросом обстоят дела в Курской области?

Вопрос стабильной работы пригородного железнодорожного транспорта возник не вчера. И в нашей области он всегда находился на особом контроле у региональных властей. Вспомнить хотя бы ушедший год. В декабре в адрес областной администрации неоднократно поступали письма от руководства Юго-Восточной железной дороги и пригородной компании ОАО "ППК "Черноземье" с жесткими требованиями предусмотреть в региональном бюджете на 2015 год дополнительные средства на оплату услуг ОАО "РЖД". Жесткость требованиям придавало непримиримое условие: в случае невыделения дополнительных средств с 1 января 2015 года компания "Черноземье" заявляет о полном прекращении пригородных железнодорожных перевозок. Ответная реакция губернатора Александра МИХАЙЛОВА не заставила себя долго ждать. В своем письме председателю Совета директоров ОАО "ППК "Черноземье" Анатолию ВОЛОДЬКО глава региона подчеркнул, что общение на языке ультиматумов, во-первых, подрывает сложившиеся взаимоотношения, а во-вторых, противоречит отдельным нормативно-правовым актам Российской Федерации. Более того, под серьезную угрозу ставилось транспортное обслуживание жителей региона. Ведь компания "Черноземье" осуществляет перевозку пассажиров на территории шести районов области: Пристенского, Солнцевского, Мантуровского, Курского, Касторенского и Горшеченского.

"…Я, как глава региона, для исключения предпосылок к созданию социальной напряженности в Курской области с 2015 года оставляю за собой право обратиться в Правительство Российской Федерации не только по существу образовавшейся проблемы, но и методов и способов ее разрешения, предложенных ОАО "ППК "Черноземье", которые по своей сути носят характер шантажа", - говорилось в письме Александра Михайлова.

Губернатор призывал Анатолия Володько "вернуться к конструктивному подходу в решении возникших проблем". 

Заметим, что пригородная пассажирская компания "Черноземье" запрашивала дополнительные средства, в то время как коэффициент за пользование инфраструктурой ОАО "РЖД" нормативным актом Правительства Российской Федерации на тот момент не был утвержден. И все же РЖД ставило под сомнение возможность заключения на 2015 год договора об организации железнодорожных перевозок до того момента, пока в областном бюджете не будут предусмотрены средства, позволяющие перевозчику полностью компенсировать выпадающие доходы. При этом, вдумайтесь, сумма была рассчитана самим перевозчиком без учета того обстоятельства, что деятельность пригородной компании, как субъекта естественной монополии, подлежит государственному регулированию. 

В результате постоянных переговоров руководства региона с Министерством транспорта, пригородными пассажирскими компаниями и непосредственно с ОАО "РЖД" Курская область в числе первых заключила договор с последним. После чего в адрес Александра Михайлова поступило письмо от Анатолия Володько со словами признательности за проделанную работу и с заверением, что компания сделает все возможное в 2015 году для того, чтобы качество перевозки и обеспечения жителей области транспортными услугами улучшилось. 

Именно поэтому маршруты электричек, отмененные в Курской области с начала этого года, можно сосчитать по пальцам двух рук. Это капля в море по сравнению с другими регионами. К примеру, до совещания Президента с Правительством пригородное железнодорожное сообщение было полностью заблокировано в Вологодской и Псковской областях. 

Говоря предметно, относительно ушедшего года пригородная пассажирская компания ОАО "Центральная ППК", с которой также сотрудничает наш регион, сократила восемь пригородных поездов, а уже упомянутая выше ППК "Черноземье" ликвидировала семь электричек.  Согласно договору от компании "Черноземье" курсируют 12 поездов по трем направлениям: Курск - Ржава - Белгород, Ржава - Старый Оскол, Набережное - Старый Оскол - Набережное. Пригородные поезда были отменены по двум направлениям: Ржава-Старый Оскол и Касторное-Воронеж. В настоящий момент региональным комитетом промышленности, транспорта и связи прорабатывается вопрос по замене отмененных железнодорожных маршрутов пассажирским автобусным транспортом. 

Однако в связи с поручением Владимира Путина в регион вернулись четыре пригородных поезда, курсирующих по маршрутам Воронеж - Касторное и Курск - Ливны. Окончательное решение по их финансированию будет принято на уровне Правительства. 

Стало быть, уж от кого, а от курян электрички не "сбежали". 

Дети пяти-семи лет получат льготу на проезд в пригородном железнодорожном транспорте. Соответствующее постановление подписал глава региона Александр Михайлов. Льгота будет предоставляться в виде 75-процентной скидки от действующего тарифа. Право на льготу устанавливается вне зависимости от места проживания, а также прохождения маршрута по территории других субъектов страны.

Серафима МАЛАХОВА