Курск

общественно-политический еженедельник

12+

Михаил Тюленев: Я бы свой портрет закатал в асфальт

- Каждый человек видит в Дориане Грее свои собственные грехи. В чем они состоят у Дориана Грея, не знает никто. Тот, кто находит их, привнес их сам…

Оскар Уайльд

Совсем скоро Курский драматический театр порадует зрителя премьерой. На этот раз - мистической историей в двух действиях "Портрет Дориана Грея", инсценировка Андрея Житинкина по роману Оскара Уайльда. Постановкой спектакля занимается режиссер Сергей Коромщиков, приехавший из Берлина, - он уже знаком нашей публике по "Мышеловке" и "Афинским вечерам". Не секрет, что роман о красавце Дориане и его таинственном портрете, который старел вместо своего хозяина, произвел во времена Оскара Уайльда настоящий фурор и до сих пор продолжает вызывать массу вопросов. Ответить на некоторые из них мы попросили Михаила Тюленева, исполнителя главной роли.

Как замечает Михаил, узнав о том, что ему предстоит работа над созданием образа Дориана, он не только обрадовался, но и понял, что это большая ответственность, которая требует особых усилий и немалого труда.

- Если честно, первое, о чем я подумал, было: "А подхожу ли я внешне?", - говорит Михаил Тюленев, - но это ведь не мне решать.

В этой ситуации актера можно понять, ведь у Оскара Уайльда Дориан - блондин с голубыми глазами, а мой собеседник - кареглазый брюнет. Интересно еще и то, что в спектакле имя главного героя звучит Дориан, как у автора, а не Дориан, как это принято в русифицированной версии. 

Говоря о подготовке к роли, Михаил отметил, что, конечно же, прочитал роман и посмотрел одну из многочисленных его экранизаций - художественный фильм режиссера Оливера Паркера, снятый в 2009 году. 

- Обычно я стараюсь не делать этого перед работой над ролью, - говорит Михаил Тюленев, - потому что может возникнуть ситуация копирования. А зачем? Ведь суть в том, чтобы найти что-то свое. Но в этот раз мне захотелось сравнить книгу и фильм.

В киноленте Оливера Паркера Михаилу понравилась работа над сценарием - что-то было добавлено, что-то вычеркнуто, но это, как считает актер, вполне оправдано, так как роман очень сложен для инсценировки.

- В произведении, на мой взгляд, довольно много различных авторских пояснений, которые хорошо воспринимаются при чтении, но на сцене произведут совсем иной эффект, - замечает исполнитель роли Дориана, - Оливер Паркер очень грамотно преподносит свое видение этой истории. Например, в романе у лорда Генри нет детей, но, не выдержав его цинизма, супруга сбегает от него с музыкантом, и лорд выражает по этому поводу пусть и небольшое, но сожаление. А в кинофильме у лорда есть дочь, с которой у Дориана начинается роман. И Генри это очень пугает, ведь он хорошо знает, каким стал Дориан - с его легкой руки, между прочим. Он понимает - Дориан Грей разобьет ей жизнь, причинит боль, а сделать при этом ничего не может, так как дочка по уши влюбляется. 

На вопрос, чему его научила эта работа, Михаил ответил:

- Тому, что каждый должен нести ответственность за свой выбор. Ведь Дориан винит в том, что с ним случилось, кого угодно, только не себя. Бэзил написал такой портрет, лорд Генри, видите ли, "отравил" его своими теориями, Сибилла Вейн, полюбив его, из гениальной актрисы превратилась в обыкновенную женщину. Хорошо, что хоть в финале он понимает - душа есть, и он ее не просто испортил, развратил, а потерял. 

Говоря о философии лорда Генри, Михаил Тюленев отметил - с какой-то стороны его учение о том, что надо следовать своим желаниям, правильное, только при этом необходимо хорошо осознавать, чего ты хочешь, и помнить - за все придется когда-то платить.

То же самое касается и характера желаний, если они изначально греховны, то, следуя им, человек пускается "во все тяжкие", что собственно, и происходит с Дорианом.

- А у него была возможность выйти из этой ситуации? - задаю вопрос своему собеседнику.

- Их было несколько. Первая - после смерти Сибиллы. Но, как всегда, "вовремя" появился лорд Генри, объяснил, что в ее самоубийстве ничего плохого нет, напротив, это прекрасно, что Дориан способен вызывать у девушек такие чувства. Поверив ему, Дориан Грей успокоился, не заметив, что перешагнул некую черту.

- Как вы считаете, лорд Генри - это еще один Мефистофель? - снова спрашиваю я.

- Нет. Это, скорее, человек, который себя им возомнил. Он пытается проповедовать свою  философию, хочет показать, что восстает против общества. Да, он постарел, поумнел, но при этом остался ни с чем. Разве это Мефистофель?

- А с чем остался Дориан?

- С тем же, что и Генри. Более того, он обокрал себя.

Говорили мы с Михаилом также и о том, как бы он поступил, будь у него такой портрет. 

- Я бы постарался от него избавиться, - говорит Михаил Тюленев, - в асфальт закатал бы, наверное. 

Интересные факты

Роман написан автором всего за три недели и является единственным опубликованным произведением Оскара Уайльда. Вся английская критика осудила его как аморальное произведение. 

Кстати, ни один из пороков Дориана Грея четко не назван, кроме одного - злоупотребление опиумом. Роман экранизировался более 30 раз.