Курск

общественно-политический еженедельник

12+

Чисто английское убийство

Эта пьеса создавалась по личной просьбе королевы Марии к ее восьмидесятилетию. Автор произведения - Агата Кристи, классик и мастер детектива, даже сама не предполагала, что "Мышеловка" станет настоящей театральной легендой и будет занесена в книгу рекордов Гиннеса как спектакль-долгожитель. Ведь впервые постановка была показана на сцене лондонского театра "Амбассадорс" в ноябре 1952 года и не сходит с его афиш до сих пор! Более того, "Мышеловка" была переведена на пятьдесят языков мира, в том числе и на русский. А на минувшей неделе куряне смогли насладиться созерцанием английского детектива, который стал очередной премьерой Курского драматического театра. Итак, на сцене "Мышеловка" Агаты Кристи в постановке Сергея Коромщикова, режиссера и педагога из Берлина.

И еще немного истории

Вот уже полсотни лет пьеса, поначалу названная Агатой Кристи "Три слепые мышки", живет довольно насыщенной творческой жизнью. Так, например, в 1956 году продюсер спектакля Питер Сондерс продал права на экранизацию "Мышеловки" некой кинокомпании, причем с одним условием - съемки фильма могут начаться только через шесть месяцев после показа последнего спектакля. Но так как постановка идет до сих пор без перерыва, кинолента так и не была снята.

Кстати, советские кинематографисты в отличие от англичан не стали дожидаться выхода последнего спектакля и экранизировали пьесу в 1990 году. Режиссером фильма был Самсон Самсонов, сценарист Владимир Басов, а роли исполнили Борис Химичев, Никита Высоцкий и другие.

Сам собой возникает вопрос - а почему пьеса до сих пор так востребована? Может потому, что ни в "Мышеловке", ни в других своих произведениях писательница не делала главной темой преступления сексуального характера. В отличие от современных детективов, в ее книгах практически нет сцен насилия, луж крови и грубости. 

- Для меня детектив - это рассказ с моралью, - говорила сама Агата Кристи. 

Интеллектуальная игра для разума

Как упоминалось выше, постановкой детективной пьесы с курскими актерами занимался приглашенный из Германии режиссер Сергей Коромщиков. 

Сергей Александрович закончил Ленинградский государственный институт театра музыки и кинематографии. Сначала работал в нашей стране, а в девяностые уехал заниматься творчеством в Германию. На данный момент Сергей Коромщиков не только ставит спектакли, но и учит немецких студентов актерскому мастерству.

Как заметил сам режиссер, ему гораздо легче работается именно с русскими труппами.

- В российском театре актер больше уделяет внимание именно внутренней жизни персонажа - его судьбе, развитию характера, то есть психологическим нюансам, - поясняет Сергей Александрович, - что же касается зарубежного, того же немецкого театра, то он больше внешний. Я часто видел замечательных немецких актеров, которые, не разобравшись в роли, играли ее, что называется "на автомате".

Видимо, в данном случае сказывается национальный характер.

Что же касается "Мышеловки", то Сергей Коромщиков ставил данную пьесу впервые и, как он сказал сам, ему было интересно поработать с данным материалом. 

- Действие в спектакле происходит в послевоенной Англии, - замечает режиссер, - поэтому и проблемы героев привязаны к этому времени - кто-то дезертировал с войны и не может "найти себя", у кого-то разрушилась семья и было страшное детство. 

Для зрителя же, по словам режиссера-постановщика, спектакль станет хорошей интеллектуальной игрой и зарядкой для разума, ведь Агата Кристи сделала так, что до последней мизансцены под  подозрением находятся абсолютно все. 

Так о чем спектакль?

…Вполне резонно возникает вопрос. Сюжет вполне характерен для Агаты Кристи. Группа лиц, среди которых молодой архитектор Кристофер Рен (актер Сергей Тоичкин), майор Меткаф (Александр Швачунов, заслуженный артист России), путешествующая по Англии мисс Кейсуэлл (Мария Нестерова), мистер Паравичини, случайно застрявший в снегу путник (Николай Шадрин), и бывшая судья миссис Бойл (Людмила Скородед, заслуженная артистка России) оказываются во временном заточении из-за снегопада в частной гостинице супругов Рэлстонов (Галина Халецкая, заслуженная артистка России, и Андрей Колобинин). И все бы ничего, если бы не сообщение по радио о том, что в Лондоне и его окрестностях орудует убийца. Обстановка накаляется до предела, когда в пансион прибывает полицейский сержант Троттер (Максим Карпович). К тому же в отеле совершается новое преступление - на этот  раз жертвой стала миссис Бойл - капризная и ворчливая пожилая дама. 

Молодой сержант начинает "раскручивать" это дело, в результате чего выясняется, что у присутствующих множество "скелетов в шкафу", о которых они бы и рады забыть, да не получается.

Помимо замечательной игры актеров, которая не позволяла расслабиться зрителю ни на минуту и думать о том, кто убийца, даже во время антракта, очень хорошо смотрелась сценография. Александр Кузнецов, художник-постановщик и лауреат Государственной премии России, создал на сцене мини-вариант настоящего английского дома - с камином, парадной лестницей на второй этаж и даже со снегом за окном.

Финал пьесы очень неожиданный, но рассказывать о нем нельзя - пусть сохранится интрига.